Опять поймали Болека...

Сергей Шрамко: литературный дневник

Сотрудники польского Института национальной памяти IPN опять объявили о находке улик сотрудничества Леха Валенсы со спецслужбами Польской народной республики, сообщает Rzeczpospolita.
Как известно, в 1980 году Валенса создал первый в Восточной Европе независимый профсоюз «Солидарность», а в 1990 году был избран президентом демократической Польши.
Как рассказывает корреспондент Радио Свобода Алексей Дзикавицкий, в 2015 году в IPN обратилась Мария Кищак – вдова министра внутренних дел генерала Чеслава Кищака, одного из ближайших сотрудников возглавлявшего Польскую народную республику Войцеха Ярузельского. Она заявила, что хочет продать документы, касающиеся тайного сотрудника спецслужб ПНР, работавшего под псевдонимом «Болек». «Она предоставила исписанный с двух сторон лист бумаги с заголовком «Информация, обработанная на основании показаний тайного сотрудника «Болека» после встречи 16 ноября 1974 года», и сказала, что дома еще есть такие документы», – заявил директор IPN Лукаш Каминьский.
Cотрудники Института национальной памяти немедленно изъяли документы без всякой платы, как предусмотрено законом.
Как сообщается на сайте IPN, Лукаш Камински на днях подтвердил достоверность документов, неопровержимо уличающих Валенсу в сотрудничестве со спецслужбами ПНР. Как заявила пресс-служба института, в архиве, хранившемся в доме Марии Кищак, обнаружены 90 документов, в том числе личное дело агента социалистической СБ «Болека».
По словам Каминьского, «в пакете, содержащем 279 страниц, собраны многочисленные донесения секретного агента по кличке Болек, записи сотрудника Службы безопасности о встречах с ним», - говорится в релизе. Кроме того, в папке хранились расписки о получении денег в 1970 - 1976 годах.
Институт национальной памяти (ИНП) Польши опубликовал и личное дело агента, работавшего под псевдонимом "Болек", в том числе написанное от руки обязательство о сотрудничестве, подписанное "Лех Валенса "Болек".
Текст документа гласит: "Я, нижеподписавшийся Лех Валенса, сын Болеслава и Феликсы, 1943 года рождения, обязуюсь сохранять в тайне содержание моих бесед с сотрудниками служб безопасности. Также обязуюсь сотрудничать со службой безопасности в деле выявления и борьбы с врагами Польской Народной Республики. Информацию я буду передавать в письменной форме. Факт сотрудничества со службой безопасности обязуюсь хранить в тайне и не раскрывать даже семье. Передаваемую информацию я буду подписывать псевдонимом "Болек".
По заключению экспертизы, утверждают авторы релиза, все подписи и документы настоящие.
Историк Славомир Ценцкевич, лично ознакомившийся с компроматом, заявил: «Наконец-то закончена долгая война за правду о прошлом агента спецслужб Леха Валенсы. Он был агентом «Болеком», подписал обязательство о сотрудничестве, предавал друзей и коллег за деньги. Несмотря на то, что в 1989-90 и 1992-95 годах он организовал кражу изобличающих его документов, самые важные бумаги сохранились».
Как сообщили в Польском культурном центре в Калининграде, на протяжении последних 30 лет Леху Валенсе уже несколько раз инкриминировали сотрудничество со спецслужбами социалистической ПНР.
Первые подозрения высказывались еще в 1990-х, когда были обнаружены документы об «агенте Болеке», вхожем в высшие круги оппозиции.
Сам бывший лидер профсоюза «Солидарность» и - с 1990 по 1995 год – первый президент новой Польши эти обвинения всегда отвергал, настаивал, что не предоставлял спецслужбам какой-то значимой информации.
В одной из последних записей он вновь заявил, что "не сотрудничал со службой безопасности, не писал доносов, не брал деньги". Вместе с тем, он признал, что когда-то подписал два документа, которые позволили сотрудникам спецслужб получать за него деньги. "Не для меня, для себя, они делали это по очереди и довольно долго. Я давно разорвал все связи", - заверил Валенса. "Им нужно было выслужиться, и они писали доносы за меня, чтобы получать деньги за мой счет", - добавил он.
В 2000-м году польский Люстрационный суд решил, что веских доказательств того, что Валенса является таинственным Болеком, нет, а компромат на Валенсу был сфабрикован органами госбезопасности Польши, чтобы помешать ему стать лауреатом Нобелевской премии мира.
Но в 2008 году Институт национальной памяти опубликовал итоги очередного расследования, настаивая, что бывший лидер нации работал на спецслужбы социалистической Польши.
Asociated Press пишет, что Валенса, сейчас находящийся за рубежом, опроверг новые обвинения, назвав разоблачителей «мелочными лжецами», а документы из дома Кищака — подлой подделкой и пообещал доказать это в суде. «Когда я смотрю на эти бумаги, я должен сказать, что их неплохо подделали, - сказал он. - Все это фальсифицировано...Ну и борцы! Даже труп Кищака используют. Мелочные. Победителей не судят. Враньем и подделками вам не удастся изменить реальные факты», – так он прокомментировал в одной из соцсетей появившуюся информацию.
AP подчеркивает, что спецслужбы Польши часто грешили фабрикацией липовых документов. Как отмечает «Настоящее время», историки IPN, обвиняющие Валенсу в работе на спецслужбу ПНР, тесно связаны с братьями Качиньскими, один из которых возглавляет правящую партию «Право и справедливость».
http://www.kaliningrad.kp.ru/online/news/2311148/


Консервативная партия Польши «Право и справедливость» во главе с лидером Ярославом Качиньским готовятся к разоблачению деятельности Леха Валенсы, в то время как ее критики указывают на желание партии «укрыться» делом Валенсы от решения экономических проблем, сообщает Reuters.
По данным Reuters, в документе о сотрудничестве со спецслужбами, опубликованном польскими СМИ, вновь упоминается псевдоним Валенсы «Болек». Сейчас эксперты проводят почерковедческую экспертизу документа.
Критики деятельности партии, которая стала правящей после 10 лет в оппозиции, считают, что она использует язык национализма, чтобы делегитимизировать предыдущее правительство и увеличить свою поддержку, поскольку ей будет достаточно трудно сдержать обещания, касающиеся финансов и экономики Польши.
«Валенса — это возможность для «Права и справедливости» укрыться от решения экономических проблем», — считает профессор польского университета Тадеуш Бартош.
Институт национальной памяти Польши в читальном зале открыл доступ к ранее засекреченным документам, касающимся связей экс-президента страны, политического деятеля и лидера движения «Солидарность» Леха Валенсы со спецслужбами. В том числе был рассекречен документ об обязательстве Валенсы сотрудничать с представителями спецслужб, раскрывающий его работу под псевдонимом «Болек».
Также обнародованы стенограммы речи Болека о настроении рабочих Гданьской судоверфи, где работал Валенса и где зародилось движение «Солидерность». Кроме того, обнаружены записи о полученных в обмен на информацию средства, они также подписаны от имени Болека.
Всего в рассекреченной папке содержится 750 страниц документов.


Теперь сотрудники Института национальной памяти (ИНП) Польши вместе с полицейскими устроили обыск в дом бывшего президента республики Войцеха Ярузельского в Варшаве. Они надеются найти некие документы, которые могут храниться в домашнем архиве бывшего польского лидера, передает ТАСС.


В субботу, 27 февраля, в Варшаве прошла массовая акция "Мы - народ!", организованная Комитетом обороны демократии (КОД). Участники марша выступили против спорных действий правительства правящей партии "Закон и справедливость" (ЗиС), а также против нападок на Валенсу.
По разным данным, акцию поддержали от 15 до 80 тыс. человек.
"Мы стоим на страже демократии и будем следить за действиями политиков, как правящих сейчас, так и в будущем. Мы будем следить за сферами политики, экономики, государственного устройства, свободы, а также, и прежде всего, нашей истории, нашей гордости и достижений. Польша не лежит в руинах", - заявил лидер КОД Матеуш Киевский.
По его словам, Лех Валенса - символ польской борьбы за демократические ценности. "Он встал во главе, когда мы боролись за свободу и победили. Он начал демократическую революцию в Польше, Европе и мире. Сейчас он нуждается в нашей поддержке", - считает Матеуш Киевский.
В воскресенье, 28 февраля, в Гданьске на площади "Солидарности" также собралось несколько тысяч человек. С транспарантами и портретами Валенсы в руках у ворот знаменитой гданьской судоверфи они растянули огромный флаг Польши. Многие пришли на демонстрацию с символическими искусственными усами на лице.
"Мы пришли, чтобы сказать, что мы с тобой. Сказать спасибо за свободную Польшу", - заявили выступающие. По их убеждению, Валенса - символ, который не разрушат никакие папки с документами или политики.
Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2704410


Боль усугубляет ещё и тот факт, что в 2011 году было даже целое специальное постановление суда, согласно которому «спецслужбы ПНР фабриковали фальшивые документы о якобы сотрудничестве с ними Леха Валенсы с целью его дискредитации».
...Сейчас те, кому есть дело до самого экс-лидера первой восточноевропейской «цветной революции», вздыхают на тему «кто мешал пану Валенсе выйти и рассказать людям правду». Некоторые его даже жалеют.
Другие — более практично мыслящие — задаются вопросом: если генерал Кищак утащил к себе и хранил совершенно спокойно все пост-социалистические годы личное дело вождя революции — то сколько ещё таких болеков продолжают функционировать в польской элите, никем не обнаруженные.


В целом же в Польше наблюдается чувство горечи и обиды, связанное с подкопом под одно из самых ценных явлений последних десятилетий — легенду о Первой Освободившейся Нации.
Стоит учесть, что история о смелом народе, развалившем изнутри огромный социалистический лагерь — является одним из краеугольных камней современного польского политического мировоззрения. И стержнем этого героического мифа безусловно был и остаётся «великий электрик», поднявшийся, не сломленный и победивший.
Сейчас же можно констатировать, что — пусть ненадолго — данная легенда временно съехала вбок и обнажила перед польским обществом прозаическое лицо исторической реальности. Той самой, в которой бескровные всенародные революции совершаются не могучими электриками на белых конях, а как у всех.
Напомним: чисто практически «революция в соцлагере» в большинстве случаев выразилась в том, что люди, и без того близкие к высшей власти в соцреспубликах и получавшие от пребывания в элите бонусы — переформатировали общественный строй и конвертировали свою власть в открытые капиталы. Самое главное высшее начальство, конечно же, сменилось — но элита вообще легко меняет верхушки, как дракон головы (достаточно посмотреть на управляющий Соединёнными Штатами государствообразующий бизнес, который продолжает диктовать одну и ту же экономическую и внешнюю политику США, какой бы там президент ни сидел в Овальном кабинете). В случае соцлагеря вышло так, что большинство диссидентов-победителей либо сами вышли из рядов правящих партий, либо были «штатными диссидентами» спецслужб прежнего режима.
Были, разумеется, и исключения — но приход к власти настоящих диссидентов обычно приводил к гражданской войне. А под руководством вчерашних первых секретарей горкомов партии и комсомола передача собственности в частные руки проходила куда спокойнее.


...С тех огненных лет прошло уже три десятилетия. Сменилось поколение восточноевропейцев. То, что переживалось современниками «Солидарности» как что-то актуальное — стало просто общественным мифом. Ещё одним кирпичом в стене польского официозного мировоззрения.
В этом смысле удар по легенде великого и неломающегося Валенсы — это удар по легенде всей сегодняшней Польши.


...И кстати: этот скандал заставляет по-новому осмыслить ту порой зоологическую неприязнь, которую восточноевропейские элиты питают к нынешнему российскому президенту. Если предположить, что польские пессимисты правы и «таких болеков ещё много» - то, говоря о восточноевропейских элитах, мы говорим о целом классе бывших тайных осведомителей, скрывающих своё прошлое и видящих в президенте РФ явного офицера, которому скрывать своё прошлое незачем.
Их чувства можно понять.



Другие статьи в литературном дневнике: