Даже не положили цветка на могилу
Организаторы мероприятий, посвященных годовщине убийства бывшего российского вице-премьера Бориса Немцова, смогли собрать около 7,5 тыс. участников вместо ожидаемых 50 тысяч.
При этом на могилу политика не пришел почти никто из соратников.
Впереди «марша памяти Бориса Немцова» двигалась колонна под украинскими прапорами и бандеровскими лозунгами, с транспарантами: «Спасите Надежду Савченко». Руководил колонной адвокат Фейгин. Многие выкрикивали лозунги «Слава Украине! Героям слава!», улыбались, позируя для селфи, и призывали освободить Савченко, обвиняемую в убийстве российских журналистов.
В Москве в субботу прошел марш, приуроченный к годовщине гибели сопредседателя партии «РПР-Парнас», экс-вице-премьера России Бориса Немцова.
Инициатором был председатель партии ПАРНАС Михаил Касьянов.
Проведение шествия было согласовано с властями города.
«Шествие, проходившее сегодня в центре столицы, завершилось без происшествий. Серьезных нарушений общественного порядка зафиксировано не было. Московская полиция обеспечила безопасность граждан в полном объеме», – отчитались в столичном главке полиции, передает ТАСС.
В акции приняли участие не только люди, относящиеся с уважением к покойному, но и сторонники Украины, впрочем, называющие себя либеральной оппозицией России.
Всего, по оценкам полиции, в центре города собрались около 7,5 тыс. человек. Ожидалось, что в московской демонстрации примут участие до 50 тыс. человек.
При этом в субботу у могилы Бориса Немцова на Троекуровском кладбище было немноголюдно. Люди, называющие себя соратниками политика, не нашли времени посетить место его упокоения.
«Очень трагично, что на кладбище не пришли ни Михаил Касьянов, ни Илья Яшин, ни другие известные люди, кто называет себя друзьями Бориса Немцова. Это не говорит о них ничего доброго. Видимо, они предпочли отправиться на Большой Москворецкий мост, потому что там много журналистов, камеры телевидения, есть возможность лишний раз засветиться и показать себя», – поделились с корреспондентом две пожилые женщины, которые пришли на могилу Бориса Ефимовича.
«Да, друзей не было. Ни Гудковых, ни кого-либо еще. Я здесь с самого утра стою», – подтвердила девушка, не пожелавшая назвать своего имени.
«Такое ощущение, что захотели встретиться между собой, поболтать, не более того, – заявил газете ВЗГЛЯД политолог, профессор НИУ-ВШЭ Олег Матвейчев. – Известно, что на могиле Немцова даже цветы не лежат. На мост еще приносят, а на могилу вообще никто не заглядывает. Если бы у них было искреннее уважение, они бы как-то договорились, как это организовать. Всем на это наплевать», – сказал Матвейчев.
«При жизни все они были с Немцовым в ссоре. Его все эти оппозиционеры не любили, он никого не любил. Сейчас публикуют документы, как Явлинский его обзывал не буду повторять, какими словами. Так что сочувствия никакого нет», – продолжил он.
«Политического смысла в этой акции тоже нет никакого, потому что это только раздражает людей, – отметил Матвейчев. – Люди злы на всю эту либеральную оппозицию, а если они перед носом размахивают сами собой, это только больше злости вызывает. И так уже не только Кадыров, а очень многие говорят, что нужно расправиться с пятой колонной, нужен 37-й год. А у них какое-то виктимное поведение, мазохизм какой-то, это нужно психиатрически обследовать. Люди просто хотят, чтобы их растерзали, и намеренно это провоцируют».
«С символической точки зрения это сплошное лицемерие, с политической – неэффективная и даже вредная акция», – заключил он.
Политически бессмысленно
Директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве Павел Салин думает, что если рядовые участники руководствовались желанием почтить память уважаемого ими политика, то организаторы явно преследовали другие цели.
«Для рядовых участников, думаю, превалирует чисто человеческий аспект, поэтому в прошлом году акция собрала несколько десятков тысяч человек, сейчас - по первоначальным данным – 5–10 тысяч. Это дань памяти политику и общественному деятелю, который был популярен в определенных кругах либерально настроенной интеллигенции».
«Что касается организаторов акции, то они пытаются найти новую повестку, которая бы консолидировала нелояльно настроенные к власти слои общества после того, как была потеряна повестка 2011–2012 годов. Думаю, с политической точки зрения данная акция бессмысленна. Мы видим по прошлому году, что как разовая акция она удалась, но попытки повторить не удались. Если бы это имело политический смысл, это был бы долгоиграющий процесс. А это имеет чисто человеческий смысл: собрались, отдали дань памяти человеку, которого уважают, и разошлись», – добавил эксперт.
Как в резюме по итогам марша памяти Бориса Немцова отметил политолог Михаил Виноградов, «политически активные жители регионов не воспринимают протестную активность в Москве как часть собственной повестки. И отчасти живут вне этой федеральной повестки, ни Немцов, ни антикадыров их почти не зацепили – темы не вызывают ни мобилизации, ни аллергии.
Получается, что общество по состоянию на конец февраля по-прежнему наслаждается аполитичностью и апатией. Вернее так: сферы ожидания от политической сферы даже снижаются.
Общий рост бурления 2015–2016 годов по разным градозащитно-дальнобойно-эколого-ипотечным темам имеет место, но ограничивается представлением о том, что политизация протеста ослабит его, а не усилит».
27 февраля Анастасия Петрова РИА Новости
Другие статьи в литературном дневнике: