4 Евангелия

Виктор Улин: литературный дневник

"Человек может верить и не верить, он за все платит сам" - так сказал Максим Горький еще черт знает когда.
Я не верю ни во что и ни в кого, но тем не менее Библия есть моя настольная книга, оттуда я постоянно черпаю новые зерна тысячелетней мудрости, равных которым трудно найти в позднейших источниках.
Обожаю Ветхий Завет, там модно найти ответ на любой вопрос. В Новом же прежде всего сравниваю святые благовествования о Страстях Христовых.
И вижу вновь и вновь, что евангелисты были писателями очень разными. Хотя фабула у всех произведений одна и та же, тексты разнятся существенно. Лука и Иоанн изложили материал лапидарно и как-то отстраненно,Матфей и Марк создали тексты, имеющие потрясающую художественную силу.
Так, описывая момент, когда распятый, измученный, преданный неблагодарными людьми Христос висит на кресте и, не дождавшись смерти, впускает в себя мысль о напрасности своих страстей, Марк употребляет такие слова:
"В девятом часу возопил Иисус громким голосом: "Элой, Элой, ламма савахфани?" - что значит: "Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил!" (Мар. 15:34).
Читая этот стих, я всегда испытываю чудовищный по силе катарсис и желание схватить пулемет, оказаться там, на Лысой горе, скосить всех до одного мучителей и освободить несчастного Христа, пока тот еще жив...
И недаром мой существенно аутогенный герой, Никодим Илларионович Одинцов из повести "Вина" - человек рациональный и ни во что не верящий в последние секунды своей жизни думает примерно то же самое:
"Господи, Господи - почему же ты оставил меня?!.."




Другие статьи в литературном дневнике: