Ещё один Кирпич в стене

Милая Твоя: литературный дневник

–– Значит, договорились: я ставлю ультиматум...


–– ... а я захожу сзади!


Григорий Горин. "Формула любви".



***


–– Нет, нет, начальнички, не выгорит это делишко у вас, никак не выгорит. Вы для суда никакие не свидетели, баба хипеж подняла, уже когда вы меня пригребли, кошель у вас на лапе, писку в жизни вы у меня не найдёте, так что делишко ваше табак. Вам ещё начальство холку намылит за такую топорную работу. Нет, не придумали вы ещё методов против Кости Сапрыкина...


Жеглов* мрачно молчал всю дорогу и, когда уже показалось отделение милиции, сказал ему тусклым невыразительным голосом:


–– Есть против тебя, Кирпич, методы**. Есть, ты зря волнуешься...



Аркадий и Георгий Вайнеры. "Эра Милосердия".



***


Если вспоминать самые культовые группы 80-х и 90-х годов в Советском союзе и России, то в одном списке с «Кино», «Аквариум», «Гр.Об.» и еще парой другой непременно будет присутствовать название «Наутилус Помпилиус». Группа имени талантливого и одиозного Вячеслава Бутусова, который смог на расстоянии пары тысяч километров из провинциального Екатеринбурга достучаться до ушей и умов не только столичной публики, но и самой искушённой категории меломанов, которые проживают в городе на берегу Невы.


Образование группы датируется еще далеким 1983 годом, когда простые уральские музыканты Слава Бутусов и Дима Умецкий дали начало грандиозному проекту, которому суждено было стать легендой отечественной рок-сцены.


Название коллектива никоим образом не связано с известным подводным судном капитана Немо, героя романа Жуля Верна «20 000 лье под водой», классики мировой литературы. Сравните даже написание названий, вы сразу убедитесь в своем заблуждении. Латинское словосочетание Nautilus Pompilius относится к голожаберному моллюску. Причиной такому названию являлся факт существования по всей стране огромного количества групп с названием «Наутилус». Поэтому стоило проявить смекалку и додумать название до более уникального и отличающегося от остальной серой массы. Но отличие заключалось не только в названии. По сравнению со многими своими современниками-музыкантами, «Нау» играли очень мелодичную и приятную музыку, чередующуюся с резкими и остросоциальными текстами. Правда, если сравнивать первые записи ребят, то можно было найти некоторое сходство с нашумевшими уже тогда «Led Zeppelin».


Тематикой песен группы в первые годы существования коллектива были тревожащие всю страну и население вопросы, касающиеся перестройки и развала некогда великой державы. Некие ноты обреченности, даже в какой-то степени апокалиптичности, пессимизма творчества прослеживались у многих артистов того времени, поэтому ничего удивительного в том, что Бутусов и Ко подхватили эту тему, абсолютно нет. Но, стараясь не впасть в асболютное уныние «Наутилус Помпилиус» исполняли романтические песни, привлекая на свои концерты всё больше и больше разношёрстной публики. Перебравшись в Питер, «Нау» стали одной из самых популярных групп рубежа 80-х и 90-х. На концерты «Наутилусов» было модно ходить, повсеместно в стране в кассетниках играла их музыка, статус на рок-сцене страны значительно вырос.


90-е принесли всей стране самое странное, страшное и непонятное время. Находясь на перепутье, вся нация оказалась в некотором оцепенении. Радикальные перемены в жизненном плане повлияли абсолютно на каждого жителя новообразовавшегося государства. И это не могло не отразиться на музыкантах. В группе «Наутилус Помпилиус» кардинально изменился состав участников. Несгибаемым оставался только Бутусов. Стиль музыки и смысловое наполнение песен стали настолько отличными от прошлого творчества, что многие поклонники группы восприняли новый образ кумиров с некоторым непониманием и, порой, даже с осуждением. Музыка стала жёстче, тексты стали отдавать самопознанием, экзистенциализмом и религиозностью. Но была в песнях «Нау» настоящая изюминка, которая разнилась с общими настроениями в обществе. Трудности и невзгоды преподносились, как должное. Все испытания, боль и ужас воля небес. Но при этом небеса подарили эту не лучшую участь всем нам не для того, чтобы мы сдались и обрекли себя на медленную и мучительную смерть. Для того, чтобы жить, нужно бороться. Vita militare est. С самим собой, с окружающим миром, несправедливостью и унынием. В текстах Бутусова часто упоминается, что не стоит в своих проблемах винить кого-то другого, кроме себя: «Если ты пьёшь с ворами, опасайся за свой кошелёк. Если ты ходишь по грязной дороге, ты не сможешь не выпачкать ног» (из песни «Тутанхамон»). Предсмертную агонию народа и страны, которые стали очевидными уже к середине 90-х, оценку этой ситуации можно прочувствовать в песне «Титаник». При всей очевидности краха нации, выражавшемся в моральном упадке, алкоголизме, наркомании, повальном воровстве и разгуле криминала, никто не хотел обращать на это внимания: «Никто не хочет думать о том, пока «Титаник» плывёт». И получилось, что уход от социальных текстов 80-х нашел продолжение уже в середине 90-х, когда группа планомерно шла к завершению своего существования.


Перед самым распадом «Нау» получили невероятный всплеск популярности после выхода на экраны фильма непревзойденного и гениального Алексея Балабанова под названием «Брат». Эта картина стала отражением всей обстановки, которая царила в новой стране, где выживает только сильнейший. И неважно, насколько ты хорош или плох. Кто сильнее, тот и оказывался прав. Вступала в силу идея, провозглашённая русским философом Ильиным, о противостоянию злу добром. Чтобы выжить, чтобы дать возможность справедливости восторжествовать, надо было нести добро в ином свете, отличном от старых постулатов, силой насаждать свою правду***. Целое поколение выросло на это фильме. Данила Багров стал примером для подражания (борец с бандитским беспределом), фразы героя разбирались на цитаты, а на фоне этого всего играла музыка «Наутилус Помпилиус» из альбомов «Крылья», «Яблокитай», «Атлантида». Балабанов всегда очень тщательно относился к выбору музыкального сопровождения для своих фильмов. Музыка должна быть чуть ли не гимном, дополняющим сопровождением каждого кадра и эпизода. В работах Балабанова не было мелочей, поэтому появление песен коллектива Вячеслава Бутусова ни в коем случае нельзя считать случайностью. Уважение и признание музыканту со стороны режиссера было настолько велико, что Бутусова было решено снять в фильме в роли самого себя.


В июне 1997 года группа распалась, оставив много вопросов по поводу правильности этого поступка. Но, как признался сам Бутусов, этот коллектив уже изжил себя. Все что можно было выжать из него, было презентовано публике. В начале ХХI века группа пару раз собиралась для участия в крупных фестивалях, что приводило в невиданный восторг десятки, а может и сотни тысяч их поклонников. Звучали композиции из их детства, молодости и зрелости, в которых все они видели многие годы спустя отражение «больших сердец» целого поколения, про которое когда-то пел Бутусов.


Ален Делон не пьёт "Наполеон"!



________________
**"Метод всегда один", –– это сказал *фараон. Он был ОЧЕНЬ умён. ))


***Так Добро порождает Зло. Сила есть –– ума не надо. Сила –– проявление животного начала в человеке, ум считает себя Богом. У каждого из них свой метод. Сила ставит ультиматум, ум заходит сзади.


Любящее сердце не волнуют методы. Пока ум и сила тянут одеяло каждый на себя, сердце, чтобы сохранить Любовь, выходит в окно. Поэтому в романе Варя по&&&&&ет. Шарапов и Жеглов её "уконтрапупили".


В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ Истина одна. Поэтому в финале фильма Варя воскресает. Уверена, на этом настоял Высоцкий. Во время съёмок он стоял на грани жизни временной и вечной. Отсюда ясно видно Живую ИСТИНУ, Любовь и Красоту. ))



Другие статьи в литературном дневнике: