После и снова

Милая Твоя: литературный дневник

Выхода этого альбома очень долго ждали и меломаны, и критики. Рождался он поистине в муках — очень долго подбирали студию, потом возникли проблемы с составом группы... Но вот — поистине титаническая работа, длившаяся с декабря 1993 года по февраль 1994 го была закончена и свету явился "Титаник". Его сразу же было решено раскручивать поистине как "альбом года".



В "Титанике" врожденный пессимизм Бутусова и К достиг своей кульминации, своего апогея. При оценке новых песен их так я подмывает сравнить с композициями "Чужой земли" Что ж, в отличие от предыдущего диска полного энергии и драйва "Титаник" напрочь лишен мощи и силы. Конечно здесь есть своя энергия, но уже очень она расплывчата и слабовата. В отличие от "Чужой земли" в новом альбоме практически нет быстрых песен, а многие композиции кажутся высушенными и какими-то обезвоженными. Ипи такое впечатление оставляет вокал?


Еще в ходе записи Илья Кормильцев (автор большинства текстов альбома) и Вячеслав Бутусов (написавший все песни) громко заявили о "возвращении к истокам". Конечно, не в ...


... и "Алену Делону". Творцы-создатели "Наутилуса" видят свою новую работу именно как эволюцию всего самого лучшего, что было в их творчестве семилетней давности


Большинство специалистов упрямо указывают на то, что диск записан в попсовой стилистике, с расчетом "успеха у всех". Но у группы просто не хватило сил, чтобы вывести свой "корабль" на должный уровень, чтобы сделать новые песни "народными хитами". Зато теперь НАУ практически все время пропадает в Москве, где выступает в таких найт-клабах как "Арлекино" и "Метелица". Как это ни грустно сознавать, но не в лучшей форме находится поэт НАУ Илья Кормильцев. В прошлом году основатели группы заявили, что они намерены отказаться от "бесовских" образов "Чужой земли". Действительно, про дьявольщину НАУТИЛУС больше не поет — зато в тексты песен пришли небеса, земля, грязь, океаны, ангелы негодяи, демоны и — Смерть. Но и это не так страшно — печально другое. Тексты Кормильцева перестали нести в себе загадку. Часть стихов откровенно неудачна, остальные же написаны с претензией на легкий юмор. И вот из за этого-то "черного юмора" часть песен страдает — их воспринимаешь не так серьезно, как они этого заслуживают. Стержень альбома — песня "Тутанхамон", тоже необычна своей размеренной спокойностью. Неплохим хитом может стать и "Титаник", к которому снят видеоклип, впервые показавший нам улыбающегося Бутусова.


Бесспорная удача всей пластинки Бутусова — песня "Утро Полины". Но — в отличие от песен, вышедших на CD-сингле из альбома, никакого оптимизма в CD "Титаник" нет, как нет здесь и движения к теплу и свету. Есть только тоска по их отсутствию. Очень интересна песня "К Элоизе", обыгравшая в своем вступлении знаменитую "К Элизе" Бетховена. Но классики здесь нет и в помине — есть только послание к возлюбленной девушке. Ей герой готов оставить все "на камне у могилы твоей". Как это ни грустно, но песни, следующие за "Элоизой", вообще похожи почти как на подбор. Все они медленны и тягучи, и записаны в духе грустного музыкального минимализма. Для всех этих унылых рок распевов очень подходит определение, данное работниками одной дистрибьюторской фирмы, ведающей продажей этого CD — "никчемная невеселость".


Хитом мог бы стать рок-н-ролл песни "Под колесами любви", но здесь все "ломает" шуточный текст Ильи Кормильцева. Если бы в эту композиций вложить серьезную трагическую лирику, то сия вещь могла бы стать действительно шедевром, вставшим в один ряд с Чужой землей ...


...превосходно прописан, с полным набором всех "примочек", выдающих качество настоящего "уральского звука". За пультом звукорежиссера, кстати, сидел небезызвестный Вадим Самойлов, принявший участие в записи в качестве гитариста, клавишника и перкуссиониста. Он же, как известно, какое-то время от работал с НАУ по контракту соло-гитаристом. Но — не задержался даже до презентационных концертов в БКЗ. Которые, кстати, прошли на редкость скучно и неинтересно. Действительно — какой смысл в течение почти двух часов смотреть на пять неподвижных фигур на сцене?


Правда, концерты все же удивили одним неожиданными соло вкраплениями клавишных Алексея Могилевского, временами похожих на инструментальные импровизации. Хочется, конечно, надеяться, что критики неправы. И ругают "Титаник" совсем не потому, что не понравился сам альбом, а потому что подсознательно ждут от НАУТИЛУСА гораздо более сильных произведений. Возможно, что вернувшись к тому, с чего начиналась история Нау, группа возродится с новыми сильными песнями. Но есть и другой вариант, достаточно грустный для фанов — подобное возвращение к началу пути может знаменовать собой логическое завершение дороги. В общем, если диск 1992 го года — это ...


И корабль плывёт...





Вячеслав Бутусов со своей командой частенько "залегает на дно" и "всплывает" лишь в экстремальных случаях. На этот раз всплытие «Наутилуса» произошло в концертном зале "Россия", чтобы явить миру новую программу под названием «Титаник». На следующий день, выжатый как лимон, капитан "подводной" команды сидел в номере гостиницы "Россия" и рассуждал примерно так:


— На самом деле в гибели "Титаника" я вижу больше не трагедию, а романтику. Это очень интересная романтическая история...


— Где тут романтика, я не могу понять.


— Романтика в том, что это самый великий в истории корабль, и другого такого не будет. У меня всегда была ностальгия ко всему, что уже было и чего мы, ныне живущие, никогда не увидим.


— Новая программа группы сделана более коммерческой. Это попытка возвратить былую популярность, когда почти каждая песня группы попадала в хит-парады?


— Нет. Но резонанс получился именно такой, потому что вы не первый, кто задает этот вопрос. Я никогда сознательно не провожу никакой идеологии, а иду по интуиции. В зависимости от того, какая погода на улице, какое у меня настроение, отключив некоторые блоки мозга и организма, я работаю. Мой энергетический запас набирается долго и тяжело, а иссякает моментально. Например, после одного концерта в "России" мне нужно неделю ничего не делать, просто лежать, чтобы выйти из этого коматозного состояния.


— Но ваша новая программа была достаточно короткой по времени звучания, и вы не выглядели человеком, который выложился до конца.


— А это и есть моя задача — сделать так, чтобы не были видны моя усталость и переживания. Мы исполнили полуторачасовую программу, и, мне кажется, этого достаточно. У нас же очень короткие песни, это даже не композиции, а сюжеты.


— По тому неистовству, с каким требовали вашего выхода на бис, было видно, что публика "не наелась"...


— Меня не интересует, что нужно публике. Песни — это мой внутренний мир, который я каждый раз вынужден демонстрировать под пристальным взглядом людей. Не знаю, уместно ли приносить какие-то извинения по этому поводу, но я не могу корчить из себя какого-то суперактивного человека. Во мне нет этого. Поэтому я и выхожу на сцену и не знаю, как все будет происходить и чем закончится. Не думаю, что это доставит кому-нибудь большого удовольствия, если я буду устраивать танцевальное шоу.


— Но ведь рок-н-ролл — это почти всегда положительные эмоции и мажорные тона?


— Ни одна из наших ведущих групп, за исключением "Алисы", в программу рок-н-ролла не входит. Что такое рок-н-ролл? Это то, что делается в подвале без всяких ожиданий получить какую-то мзду. Мы должны честно говорить сами себе, что рок-н-ролл начинается на определенном этапе, а потом заканчивается. Это ведь не просто концерт, это образ жизни, причем безумный. Держать такой ритм удается только очень сильным людям. Чтобы заниматься рок-н-роллом, нужно бросить семью, группу и начать все сначала. От нас не надо этого требовать, уже силы не те. И я ничего хорошего в этом не вижу и никого не агитирую за подобный образ жизни. Кроме того, что мы загубили здоровье (да и вообще было много всяких печальных случаев), нам это ничего не дало. Я считаю, что нужно беречь здоровье родных и близких... А просто так устраивать акт вандализма, чтобы тебя заметили, глупо. Я слишком долго каялся по этому поводу.


— Создается впечатление, что вы не получаете удовольствия от того, чем занимаетесь, а как будто несете тяжелый крест.


— Получаю. Когда я сочиняю что-то, то могу не спать, не есть и чувствовать себя счастливым, переживаю легко всякие напасти, потому что у меня есть дело. Но иногда бывает наоборот: выходишь на сцену в таком состоянии, когда, не то что играть концерт, жить не хочется. Нужно быть очень сильным человеком, чтобы делать вид, будто все в порядке. Поэтому мы всегда выступаем с таким настроением, какое есть.


— На концерте у гитариста, которого вы представили как Гогу, была такая тоска на лице.


— Гога на концерте просто умирал. Накануне этот человек всю ночь пил, мы поругались из-за этого. Поэтому, естественно, что, когда он вышел на сцену, на его лице была такая печаль. Хотя обычно Гога из всех нас на сцене самый бодрый.


— В одной из ваших новых композиций поется: "Если ты пьешь с ворами, опасайся за свой кошелек..." Была ли у вас в жизни подобная ситуация?


— В данном случае имелась в виду более масштабная ситуация. Но случай похожий был. Это произошло в Питере. Мне нужно было разменять чужую 100-долларовую купюру и купить продукты. Я прошуровал через Невский, зашел в Елисеевский, там не работал обменный пункт. Подошли два молодых человека и предложили свои услуги. Я автоматически выполнял определенные указания: "Дайте деньги, пойдемте на улицу". Вдруг появяется третий человек, который начинает орать, что "здесь нельзя производить валютные операции" и т. д. Эти люди с криком: "Держи!" — оставляют мне деньги и убегают. Разворачиваю бумажку, а там — 1 доллар. Теперь, когда мне задают вопрос, чувствую ли я себя звездой, я отвечаю, что нет. Я всегда так говорил, но после того случая для этого стало еще больше оснований. Хотя я благодарен этим людям за то, что они дали мне почувствовать себя таким идиотом!


— Многие наши рок-музыканты, и вы в том числе, окончили Архитектурный институт. Что, архитектурой занимаются наиболее музыкально одаренные люди?


— Может быть, это происходит потому, что люди, представляющие, что такое архитектура, рано или поздно разочаровываются в ней, за исключением великих архитекторов. Я сам два года занимался тем, что по СНиПу подбирал шурупы. Единственной радостью было, когда мне дали проектировать интерьеры Свердловского метро. Но потом я понял бессмысленность своей деятельности. Архитекторы, как натуры творческие, в конце концов ломаются и, желая создать себе большую свободу, занимаются музыкой или другим искусством. Хотя и архитектура тоже искусство, но не такое вечное, как музыка. Музыка — это самое вечное: швы не расползаются, штукатурка не отваливается. Всё хранится.






Скандально известный своей непримиримой борьбой с вывесками в центре города сотрудник городской администрации Юрий Смола в 90-е годы был директором рок-группы «Наутилус-Помпилиус».


Как следует из информации, полученной в открытых источниках, Юрий Смола, закончив школу в Мурманске, в 1985 году поступил на факультет электротехники и автоматики ЛЭТИ (сейчас — Санкт-Петербургского электротехнического университета), но его не окончил. Зато, как выяснилось, город на Неве подарил ему нечто лучшее — знакомство с интереснейшими людьми.


По сообщению Вологодского рок-клуба, с музыкантами уже популярной в то время группы «Наутилус-Помпилиус» Юрий Смола познакомился на «Ленфильме» и начал активно с ними сотрудничать. В качестве директора группы он объездил практически весь СССР. В то время группа выпустила один из своих лучших альбомов «Чужая земля».


С 1997 по 2008 год Смола возглавлял информационный холдинг «Севергазмедиа», а Вячеслав Бутусов основал рок-группу «Ю-Питер», куда пригласил не менее легендарного, чем он сам, музыканта — бывшего соло-гитариста группы «Кино» Юрия Каспаряна.


Нынешний приезд музыкантов в Вологду оказался омрачён трагедией — 15 февраля, когда зрители с нетерпением ждали концерта, в регионе был объявлен день траура по трем погибшим в Дагестане милиционерам. В таких случаях принято отменять развлекательные мероприятия, однако, по нашим данным, среди областных чиновников высокого ранга оказались большие поклонники творчества Вячеслава Бутусова: Поэтому концерт все-таки состоялся, но его формат был значительно изменен: вместо новой программы «10 шагов» «Ю-Питер» исполнил песни в память о погибших. Концерт открывался минутой молчания и песней «Крылья», где есть строки «:мы все потеряли что-то на этой безумной войне».


Вологжане оценили деликатность музыкантов и принимали их очень тепло. Концерт прошёл с огромным успехом. Очень повеселил публику раздавшийся во внезапной тишине тоскливый мужской бас: «Вячеслав, я хочу быть с тобой!»


После, уже за кулисами, состоялась встреча Вячеслава Бутусова не только с Юрием Смолой, но и с примкнувшим к старым знакомым давним поклонникам творчества музыканта — председателем городской Думы Игорем Степановым. Времени на долгие беседы не оказалось, поэтому встреча была в полном смысле мимолётной.


Затем Бутусов и его музыканты поспешили на поезд, причём Вячеслав, известный поклонникам своей рассеянностью, оставил в гримёрке гитару. Спохватился, лишь когда уже сидел в поезде: Верные фанаты буквально за две минуты успели долететь до вокзала и вернуть инструмент.


У меня все ходы записаны! ))







Другие статьи в литературном дневнике: