Рецензия на «Гл. 29. Какие же это неудачники?» (Екатерина Домбровская)

Сколько бы раз ни обращалась к тексту, открываю то, что пропущено или не поддалось осмыслению при первом чтении, и будто приоткрываются новые духовные пласты, вскрытые автором романа в творчестве писателя. Вот и теперь задала себе вопрос, а кто и почему не вписывался в мир, который окружал его. И автор даёт ответ: «живые» – становятся, как правило, чуть ли не изгоями, как Иванов или Мисаил». Почему? Да потому, что «все герои у Чехова делятся на тех, кто открыт в той или иной степени духовности и у кого она хотя бы изредка вдруг да сверкнет, тех, кто пребывает в ее атмосфере, и тех, кто уже давно почти зарылся душевно в землю и мог бы быть назван ходячим мертвецом».
Да-да, именно сильные, успешные, напористые, сверхсовременнные оказываются перед всевидящим оком Его много беспомощней «не вписывающихся» и здесь очень точно дополняют чеховскую манеру письма слова древней молитвы, приведенные автором : «ибо кто даёт – тот получает, кто себя забывает – тот обретает, кто прощает – тому простится, и тот просыпается к жизни вечной». Не о самом ли Чехове можно сказать, что он тоже не вписывался, коль до сих пор не смолкают ожесточённые споры о его творчестве, не вписывался, потому что имел не только доброе сердце, но смотрел на мир глазами подлинного христианина, скорбя над грехами «вписавшихся», сочувствуя своим смиренным и всё понимающим сердцем.
Мне кажется, именно в этой главе прозвучало особенно чётко то, что позволяет понять глубже образы чеховских персонажей, их недосказанность, неопределённость: вроде бы добрых, отзывчивых, но неточных в своих поступках. И автор деликатно подводит читателя к осознанию того, что причина в утрате веры, отказе от евангельских заповедей, ведущих к оскудению сердец, а следовательно, открывающих дорогу к тому недоброму, что есть в мiре. Для меня особенная ценность этой книги не только в тончайшем, с духовных позиций, анализе произведений Чехова, но и в том воздействии на читателя, которое оказывают творчество и личность самого автора, Екатерины Домбровской.

С глубокой признательностью,

Татьяна Шайдор   07.10.2013 11:40     Заявить о нарушении
Уважаемая Татьяна, рада Вас видеть вновь на страницах о Чехове. Огромное спасибо за то, что Вы решили выдели в главе - живые и мертвые души. Хотя деления такие всегда условны, рамки невероятно подвижны, скорее это условное деление (однако присутствующее у святых отцов, в частности у Григория Богослова, называвшего мертвые души живых людей трупоносицами, потому что в них НЕ ДЕЙСТВУЕТ ДУХ СВЯТОЙ) отражает подвижки людей в ту или иную сторону. Это очень будет видно и в "Иванове".
Как учил прп. Серафим Саровский, цель жизни христианской - стяжание Духа Святаго., что возможно лишь на почве исполнения Заповедей Христовых, которые для многих современных людей вообще малопонятны и малоизвестны - хорошо, если понять 10 Заповедей Моисеева декалога. Но речь идет о Заповедях Блаженства, о том, чему учит Христос.
Разумеется мiр изгоняет "живых" - " в мире скорбни будете" - ведь предрек Христос. Мiр ненавидит Христа и Его заповеди, хотя в своем лукавстве пытается: прикрываться Его именем, совершая при этом чудовищную подмену - вместо христовых Заповедей подсовывает свою мораль, которая может покрыть любую гнусность, а главное она немилосердна, убийственна, жестока, эгоистична, мстительна и коварна.
Вот Антон Павлович и защищал в таком мiре Христа в сердце человеческом. И показывал разрушительное воздействия мiра в человеке, - даже в таких славных людях, как Анюта Благово и безобидная Душечка.
Поклон Вам мой низкий, дорогая Татьяна!

Екатерина Домбровская   07.10.2013 12:04   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Екатерина Домбровская
Перейти к списку рецензий, написанных автором Татьяна Шайдор
Перейти к списку рецензий по разделу за 07.10.2013