Рецензия на «Человек и Абсолют» (Иванов Евгений Михайлович)

Хорошая работа! Но пока еще сырая. Надеюсь не успокитесь на этом и продолжите.
Пока лишь несколько замечаний.
«Традиционно выделяют три основных сферы душевных явлений, которые, с нашей точки зрения, обладают различными онтологическими свойствами. Это сфера чувственных переживаний, аффективно-волевая сфера и сфера интеллекта, которую можно также рассматривать как сферу «чистых смыслов».

Да нет никаких сфер в Абсолюте. Абсолют обладает полным онтологическим единством и проявленного, и непроявленного. В нем каждая точка пространства обладает всей полнотой информации о пространстве. Нет, и не может быть, никаких «чистых смыслов», Проще определить смысл как ментальную форму конкретных когнитивных процессов. Сознание есть функция Движения. Нет движения, нет и сознания. Уже Лао цзы говорил: «Сознание возникает от взаимодействия «Я» и вещей, как огонь возникает от трения двух палочек». Полевые формы сознания мозга не имеют, но их взаимодействия ничем не отличаются от взаимодействий в сигнальной системе головного мозга. Механизм всех видов взаимодействий тоже един. При наведении Поля на плазму, в плазме возникает ток. То, что мы называем творчеством, основано на процессе самонаведения на поля. Всякая Потенция заключена в неравновесности и выражает конкретный неравновесный момент, она же и качественная определенность. В основе механизма самонаведения на поле - процесс диполирования и резонанса. Диполирование и квантование - два формирующих проявленный мир процесса, в т. ч. и Сознания. Весь проявленный Мир, в т. ч. и феномены Сознания, имеют инерционную природу, т. е. проявлены благодаря движению, а существуют благодаря инерции. Без осознания формирующих процессов, механизма мышления, структуры возникновения познавательных актов прояснить поставленные Вами вопросы невозможно.

Структуру сознания можно выявить, определив последовательность формирующих процессов: квантования и диполирования. Ощущения – первичные кванты, являются базой, опорой для формирования чувственных полей, ощущения и чувства являются опорой для возникновения мысли, т. е. ментального поля и потоков сознания. Воля же является оператором формирующих и Сознание и Мир процессов. Потому и говорят: »Управляющий мыслью, держит все силы в руке»!
Рассматривая человека в рамках Абсолюта, не следует забывать об их онтологическом единстве, осознание которого и является целью нашего бытия.

Михаил Попов 3   16.09.2015 01:44     Заявить о нарушении
"Хорошая работа! Но пока еще сырая".

Здесь нужно учитывать то, что данная работа является учебным пособием для студентов-религиоведов по курсу "Религиозная антропология" и т.о. многое дано упрощенно или в сокращенной форме. Более полное изложение концепции сознания см. работу "Онтология субъективного" http://www.proza.ru/2011/02/09/882.

"Да нет никаких сфер в Абсолюте". Согласен. Это деление весьма условно и введено скорее для удобства изложения. Чувственность и смыслы друг от друга не изолированы: всякий образ пронизан смыслом, а смысл всегда апеллирует к некой чувственности.

"Сознание есть функция Движения". Это не очевидно и навеяно, видимо, натуралистическим пониманием психофизической проблемы. Как показано в работе. сознание содержит и сверхвременную компонету. обеспечивающую возможность соотнесения разновременных элнементов опыта и обеспечивающую тождество я во времени. Т.о. не сознание нужно объяснять через категорию движения, а напротив - движение объяснять как явленние данное в сознании (в его чувственной компоненте) и улавливаемое благодаря наличию в нем сверхвременного начала (множественное мыслимо лишь на фоне единого, временное - на фоне вечности, позволяющей соотносить временные моменты и т.о. переживать смену этих моментов).

Иванов Евгений Михайлович   16.09.2015 14:13   Заявить о нарушении
Уважаемый Евгений Михайлович!
Вы очень интеллектуальный человек. В этом есть своя опасность. Слова употребляем, а над содержанием не задумываемся. И наш интеллектуализм постепенно становится этикеточным. Прочитайте внимательно то, что вы сказали: «… не сознание нужно объяснять через категорию движения, а напротив - движение объяснять, как явление, данное в сознании…». Т. е. вы предлагаете мне объяснять физическую реальность не через саму эту реальность, а через ее этикетку.
. «Положим, мы видим перед собой землю или быка, дерево или лошадь: в нашем сознании есть их имена, а их бы-тийственность уже забыта».-писал когда-то Чжуан Цзы. Что есть ощущение?! Ощущение есть отношение – взаимодействие между органом сознания и объектом осознавания, т. е. между ними возникает связь-движение, а связь движение обладает качественной определенностью, благодаря которой возникает ощущение. Опорой для возникновения ощущений и чувств является взаимодействие, т.е. движение. Потому я и говорю: сознание есть всеобщая функция движения. Вот и получается, что Вы рассуждаете на такие серьезные темы, не понимая механизма возникновения сознания, механизма мышления и возникновения памяти, в целом формирующих и мир, и сознание процессов. А начинать надо с них, если Вы всерьез хотите разобраться и с Абсолютом, и с Человеком, и со Смыслами бытия. У меня имеется много замечаний и уточнений, вот некоторые из них.
1.Пространство и Время не имеют отношения ни к материи, ни к сознанию, так как не обладают физической реальностью. Эти понятия являются этикетками бесконечности, а в нашем мышлении и реальной деятельности условными, вспомогательными категориями. Материя всего лишь сформованное движение, форма движения обладает бытием только благодаря инерции и приемам поддержания своей функциональности, а так же взаимопревращениям.
2.Качественная определенность воспринимаемых объектов может быть многогранна: объект обладает формой, цветом, запахом…, температурой, химическими, физическими, геометрическими свойствами и т.д. , и это является базой для формирования чувственного мира и нашей памяти. Структура нашего чувственного мира имеет пространственную архитектуру. Ведь объект, который мы воспринимаем, может быть на любом удалении от нас, он обладает вещественной и полевой формой, может взаимодействовать с другими объектами, может находиться в покое или движении…, все это и обеспечивает многогранность нашего чувственного мира.
Надеюсь, что вы воспримите мои замечания не как форму поучения, а как форму простого сотрудничества. Успехов Вам в Ваших поисках.
С уважением М.П.

Михаил Попов 3   18.09.2015 16:28   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Иванов Евгений Михайлович
Перейти к списку рецензий, написанных автором Михаил Попов 3
Перейти к списку рецензий по разделу за 16.09.2015