Рецензия на «Ответ Виктору Ерофееву...» (Воловой-Борзенко)

Здравствуйте, Геннадий!

Интересное сопоставление встречных афоризмов. Если фразу В.Ерофеева считать за афоризм:

"...весь Крым такой цены не стоит.
За Крым пришлось отдать доверие,
которое испытывал к нам мир..."
(В.Ерофеев).

К данной публикации у меня есть два подхода в виде объяснений и дополнений:
1) подход серьезный, касательно темы;
2) с долей иронии...

1) Так вот, если серьезно и углубленно историософски рассматривать заявление-посыл писателя В.Ерофеева, то стОит ли удивляться его размене-измене ЦЕНЫ и ЦЕННОСТЕЙ? Когда на аксиологической чаше весов писателя В.Ерофеева Крым не представляет культурно-исторической ЦЕННОСТИ и даже "ЦЕНЫ не стоит", то справедливо возникает вопрос, ради пред чем и по сравнению с какой ценностью? И вот наиболее значимой ценностью для В.Ерофеева является "ДОВЕРИЕ", но не "МИРА" (здесь В.Ерофеев преувеличил и им громко и лживо сказано), а всего Запада (как лишь часть целого Мира). Доверие Запада, - как высшая ценность и печать приверженности и достоинства, - вот это и есть особо значимое-ценное для писателя В.Ерофеева.

Но вот то, что под словом Крым подразумевается не только материальные природные и технологические ресурсы, но и самое основное в виде ценностей, как сами люди и их жизнь и деятельность, то вот эта ЦЕННОСТЬ, как жизнь людей, для Ерофеева не является значимой, если исходить из его приоритета ценностей.
Например:

"...Интеллигенция наступает на старые грабли. Она обвиняет власть, а не народ. Но как обвинять народ? В чем? В том, что он народ? Просвещенный класс видит в народе объект истории, который оболванивают, а не субъект, который сам по себе феноменален.
Мы думали: там шкатулка с драгоценностями. Так думать нам помогали самые лучшие в ХIХ: Достоевский и Толстой. Так думали почти все наши писатели, деревенщики, Солженицын…
А там оказался гроб с гниющими потрохами. В 2014 году открыли гроб. Ударил запах!
Что будет?
Ничего не будет.
Тайное стало явным..."
(В.Ерофеев "Как тут жить дальше?" / Электр-й ресурс).

Вот оценка В.Ерофеева народа в России, как и, очевидно, в Крыму, как "гроб с гниющими потрохами". А вот, собственно, и ерофеевский рецепт применения некоторых мер к таковому народу:

"...Но надеяться на то, что народ когда-либо заразится европейским духом, крайне сложно. Надо будет дождаться нового Петра Первого с его принудительными проевропейскими реформами. Его пока что не видать" (В.Ерофеев / Электр-й ресурс).

***

2) Но вот напрашивается ироническое замечание: ну почему же Вы так хитро скромничаете, писатель В.Ерофеев? Ведь, вот он ваш новый и великий Петр Киевский Патрошенко (Петр Патрошитель) с вполне "с его принудительными проевропейскими реформами". Как говорится, ваша, писатель Ерофеев, "голубая мечта" при абсолютном "доверии" Запада в обмен на лакейство и деликатность со стороны "европейских духов революции" (политики, писатели, публицисты, идеологи).

И вот лакейский стон в театральной позе "умирающей" революционерки:

"...но сегодня нам, ..., остается сказать только одно: "Прощай, Европа!"..." (Л.Улицкая "Европа, прощай!" / Электр-й ресурс).

Если бы В.Ерофеев не сквозь свои "оранжевые очки" изучал историю России и если бы иногда внимательно вчитывался в "Дневник писателя" Федора Михайловича, то, возможно, он не стал бы писать такового посыла своей мысли, при котором становится объектом иронии. Так, можно подумать, что, спустя почти 150 лет, Федор Михайлович иронизирует над современными писателями, как В.Ерофеев и Л.Улицкая.
Например:

"...А какое лакейство вместо просвещенной-то деликатности, не правда ли? И какой смешной случай! Это самое комическое из наверстаний своего "у себя дома" за тяготу неловкого мундира европейской деликатности, в котором мы щеголяем перед Европой. Самый лакейский случай случился с этими пылкими господами и застал довольно многих из нас совсем врасплох. Это уже посерьезнее, чем врасплох подать пальто англичанину..." (Ф.М. Достоевский "Дневник писателя" (1877)).

"......Вновь... на сцене бесконечный Восточный вопрос, вновь на русских смотрят в Европе недоверчиво... Но, однако, чего нам гоняться за доверчивостью Европы? Разве смотрела когда Европа на русских доверчиво, разве может она смотреть на нас когда-нибудь доверчиво, а не враждебно? О, разумеется, когда-нибудь этот взгляд переменится, когда-нибудь и нас разглядит и раскусит Европа получше, и об этом когда-нибудь очень и очень стоит поговорить, но пока - пока мне пришел на ум как бы посторонний и боковой вопрос..." (Ф.М. Достоевский "Дневник писателя" (1876)).

Перефразируя фразу Достоевского, обращаюсь к Автору публикации: пока мне пришел на ум как бы другой вопрос иль дополнение...

Геннадий, Вам интересны анекдоты и афоризмы, так вот, одновременно, и афоризм и анекдот (как дополнение к публикации, возможно будет интересно):

У философа-публициста Юрия Кубасова есть вопрос, обозначенный в качестве темы статьи (на "Прозе"). И, по-моему, у писателя В.Ерофеева, на сей вопрос есть вполне однозначный ответ. Так послушаем?:

"Как нам погубить Россию?" - задался вопросом философ Юрий Кубасов.
"Запад нам поможет!" - незамедлительно нашли ответ писатели В.Ерофеев и Л.Улицкая.

***

Вот и весь анекдот:

"Как нам погубить Россию?" - задался вопросом философ Юрий Кубасов.
"Запад нам поможет!" - незамедлительно нашли ответ писатели В.Ерофеев и Л.Улицкая.

"...но сегодня нам, ..., остается сказать только одно: "Прощай, Европа!"..." (Л.Улицкая "Европа, прощай!" / Электр-й ресурс).

***

А чтО, разве не смешно? На серьезную тему не шутят? Возможно и согласимся на такое возражение.

Но вот, действительно, становится и смешно, и больно, одновременно, когда на вопрос "как нам обустроить Россию?" некоторые "либеральные умники" с восторгом восклицают: "Запад нам поможет!".

Что ж, опыта и примера у нас предостаточно, например, наши ближайшие соседи как Украина со времен оранжевых революций всё живут сладкой иллюзией и забавляются голубой мечтой (голубая мечта со звездами в виде ЕС) под лозунгом "Запад нам поможет!", но вот только БЕДА (ибо половинка "ПО" отлетела) - они не могут решить проблему с запятой, как "погубить нельзя обустроить"...

***

Потому СЕГОДНЯ до сих пор актуальны ВОПРОСЫ Достоевского, как например, всё тот же самый:

"...однако, чего нам гоняться за доверчивостью Европы? Разве смотрела когда Европа на русских доверчиво, разве может она смотреть на нас когда-нибудь доверчиво, а не враждебно?.." (Ф.М. Достоевский).

***

И если переставить постановку мысли писателя В.Ерофеева, то получается:

"За восстановление ДОВЕРИЯ Запада к нам,
нам нужно отдать Крым"...
Ибо "...весь Крым такой цены не стоит"...

Но вот у меня к писателю В.Ерофееву есть прямой вопрос на честность, исходя из последних событий на Украине в 2014 году:

- а сколько стОит слезинка маленькой девочки, потерявшей мать свою при обстреле мирных городов, сколько? И эта слезинка ребенка не перевесит ли "доверия" вашего Запада? (http://proza.ru/2015/11/18/1081) (Я против войны).

- вот эта убитая женщина и вот эта плачущая девочка, вот эта слезинка девочки, маленькая такая слезинка, как с зернышко, СТОИТ ЛИ ЭТА СЛЕЗИНКА РЕВОЛЮЦИИ ДОСТОИНСТВА, которую вы оправдываете? Вот в этом убийстве и в этой вот слезинке ребенка "достоинство" Майдан-революции и достижение Евро-ценностей?..

Вопросы-вопросы... Но есть ли у либералов достойные ЧЕСТНЫЕ ОТВЕТЫ?.. Сомневаюсь.

Бармин Виктор   24.12.2015 11:47     Заявить о нарушении
Спасибо за столь детальный разбор...))
Вы добили Ерофеева прекрасно раскрыли смысл его рассуждения, и закончили слезинкой Достоевского.. Высший класс, я включу ваш отзыв в основной текст моего возражения и снова проанансирую...

Воловой-Борзенко   24.12.2015 18:33   Заявить о нарушении
Геннадий, спасибо за Понимание.
Мне очень дорога Ваша оценка отзыва.

Но "добивать" писателя В.Ерофеева - это не мое. Нет, скорее, здесь идет вековой СПОР русских умов о пути и судьбе России, а с моей стороны с долей иронии и с чувством трагической скорби. И СПОР сей, с моей стороны, в вопрошании "почему так, почему некоторые выдающиеся умы (творческие люди), а испытывают некоторое метафизическое озлобление и презрение к "русскому Миру", более того, даже испытывают творческое удовлетворение, когда в оттенках их слов частенько звучат нотки МЕСТИ за несбыточные мечты и когда они, как по словам Василия Розанова, "пускают яду" в душу и тело России". Мне ЭТОТ ФЕНОМЕН непонятен: где месть, где честь, а где у них лесть; всё и вся "порода" расплавлена в огненном котле-колесе мысли. Для меня сей феномен (либерально-творческой мысли) трагичен и комичен одновременно, вызывает чувства скорби и сатирической иронии. Бывает же так?.. Иногда бывает.

Удачи Вам и творческих успехов!..
С уважением,

Бармин Виктор   24.12.2015 23:07   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Воловой-Борзенко
Перейти к списку рецензий, написанных автором Бармин Виктор
Перейти к списку рецензий по разделу за 24.12.2015