Рецензия на «Рубеж-4. На теремном дворе» (Константин Рыжов)

В целом понравилось, но сама сцена несколько штампована. Этот сюжетный ход очень часто встречается.

Как человек, 22 года занимающийся рукопашным боем, позволю себе сделать несколько замечаний по технической стороне вопроса.

1. Если противник начал наносить удар кулаком, поздно делать угрожающие движения, приставлять остриё к горлу и т.п. Противник просто не успеет остановить свой удар и оценить Ваше мастерство. Нужно либо наносить свой упреждающий удар (выходи вторым, но приходи первым), либо блокировать удар противника. Можно решить проблему уходом из зоны поражения, или сходом с линии атаки.

Как один из бесчисленных вариантов - уклонение от кулака, с одновременным выхватыванием оружия. При этом, навершие рукояти может нанести удар в лицо и отбросить противника. Или он сам может отскочить, увидев в руках Гуннара обнажённый клинок. Для этого не обязательно, чтобы клинок касался его горла. Рефлекс сработает раньше, чем разум поймёт, что произошло.

2. Выбитый из рук меч свидетельствует о плохой подготовке бойца. Новички нередко теряют оружие. Но если их за это наказывают, то уже после пары месяцев занятий оружие не теряется ни при каких обстоятельствах. Хотя даже техника владения оружием у данного бойца ещё весьма далека от совершенства, потери оружия прекращаются.

В романах герой часто выбивает оружие из рук злодея, например, у Дюма. Но это вынужденный литературный ход. Нельзя злодея убить в самом начале романа. А победить надо. Если на всём протяжении романа вплоть до финальной сцены не будет драк, роман получится скучным. Если же описать бой в реальном времени, тогда роман кончится в пять секунд. Вот и приходится литераторам с помощью всяческих ухищрений затягивать выяснения отношений, сильно злоупотребляя детскими ошибками вроде выбитого из рук оружия.

А загляните в саги. Встречается там выбитое из рук оружие?

Выбитое оружие - слишком затасканный приём. Хуже него бывает только разбитая об голову бутылка.

Как же быть? Не знаю. На то и творчество, чтобы придумать нечто остроумное, неожиданное, оригинальное. Никто и не обещал, что писать батальные сцены будет легко.

Например, Миямото Мусаси, одержавший верх в 35 поединках и ни разу не бывший побеждённым, автор "Книги Пяти колец", решал проблему тем, что вместо меча брал на поединок увесистую палку и отправлял противника в нокаут, показывая этим своё превосходство, но не совершая убийства.

Теперь об изразцах. В Самарканде стоит гробница Саманидов. Она выстроена из кирпича. Кирпичная кладка очень разнообразна и составляет красивые ажурные узоры. Но изразцов в ней нет. Почему? Потому, что жители Средней Азии научились делать их только к началу 12 века.

Вот гробница Тимуридов вся сверкает изразцами.

Обычно терема 10 века украшались резьбой по дереву и цветными настенными. росписями.

Михаил Сидорович   16.01.2018 11:24     Заявить о нарушении
Спасибо, Михаил. На самом деле это ценные и веские замечания. Я принимаю их с благодарностью. То, что это штамп, я, разумеется, согласен. И понимал это, когда, выкладывал. В окончательном варианте собирался заняться данной сценой более основательно. У меня где-то лежит список книг о приемах владения холодным оружием, который составил по моей просьбе один тренер по единоборствам. Я, правда, в него так и не заглянул. Все недосуг. Хотя, например, Мария Семенова, автор "Волкодава", считает, что никакая теория тут не поможет, и описания поединков в ее романе смотрятся так живо только потому что она сама несколько лет занималась единоборствами. Что касается, изразцов и других несоответствий, то это допустимо, поскольку в повести описывается не Русь в определенную историческую эпоху, а выдуманная страна, на нее только похожая, со своей географией и своей историей, этакий коктейль из 9 и 12 веков.

Константин Рыжов   16.01.2018 20:39   Заявить о нарушении
Очень интересны описания боёв в "Кудруне" и в "Песни о Нибелунгах" Там не описано ни одного приёма, но захватывает дух от создаваемой картины битвы.

Чуть менее интересно - в Ирландском эпосе. Например, о Диармайде и Грайне. Там автор даёт только названия приёмов. Возможно в те времена слушателям было понятно, о чём идёт речь. В наше время эти названия, вроде прыжка лосося будят любопытство и фантазию.

Про Иллиаду сами знаете.

Михаил Сидорович   17.01.2018 06:40   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Константин Рыжов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Михаил Сидорович
Перейти к списку рецензий по разделу за 16.01.2018