Рецензия на «О религии» (Августин Летописец)
Спасибо, было интересно. Позвольте несколько комментариев. Цитата: «Собственно, главный тезис — в отрицании искусственного происхождения Вселенной и всего нашего мира, есть лишь стихийные природные процессы». В данном предложении, таком понятном на первый взгляд, есть термины, требующие уточнения: • Искусственное происхождение Вселенной что означает? Например, предположим, что Бог - это естественный статус создателя Вселенной, что тогда? • Здесь же аналогичный вопрос к понятию стихийных природных процессов. Что есть природа? Почему в природе есть законы природы и как они сочетаются со стихийностью процессов природы? Цитата: «Безбожники же — совсем иной случай. Это вульгарные, воинствующие атеисты. … «Если враг не сдаётся, его уничтожают». … Нет у них Бога в душе, отсюда и безбожники». Здесь несколько комментариев и одновременно вопросов: • Вы правы, у убеждённых атеистов Бога в душе нет, но вера есть. Они верят, что Бога нет. Одни верят с сомнениями, другие с почти религиозным неистовством, этих, видимо, вы и отнесли к воинствующим. • Думаю, разделение атеистов на категории ошибочно, так как есть очень точный маркер атеиста: он считает, человек сам определяет, что такое хорошо, а что такое плохо. Любая вера в любого бога или богов преподносит адепту правила жизни и поведения, моральные оценки и нравственные рамки, у «безбожника» их нет. Все социально-партийные надстройки без бога, дающие свои правила, типа морального кодекса строителя коммунизма, лишь эрзац-правила, так как не имеют наблюдающего божественного ока и угрозы послесмертного наказания. • Атеист всегда может изменить общепринятым или особым нравственным устоям, «договорившись» со своей совестью, других "тормозов" ведь для него нет. Цитата: «Мы ведь до сих пор даже для себя не можем определить, чем живая природа отличается от неживой и как вообще зародилась жизнь. То же можно сказать и о разуме. Что он собой представляет? Как он появился? Отчего? И для чего? А сколько ещё таких «вечных» вопросов...» Извечные вопросы. Я попытался на них ответить на основе логики. Будет интерес, милости прошу: http://www.proza.ru/2014/05/06/200 - «Тезисы мироздания». Цитата: «…давно ходят разговоры, что рано или поздно противостояние науки и религии прекратится и они сольются». Очень меткое предположение, вполне его разделяю: • Уверенность в истине строится на вере (религия) или на знании (наука). Вера не ведёт к знанию, знание не даёт веры. • Наука (не прикладного значения) – это познание ради познания. Весомой сверхцели у такого познания нет, а стремление к власти и долгой жизни, всего лишь гипертрофированное удовлетворение человеческих страстей. Даже бесцельное бессмертие – это тупик. • Религия ничего не объясняет, но придаёт существованию смысл, выживанию – цель, комфортному проживанию – оправдание. Цитата: «Любая истина рождается как ересь и умирает как предрассудок». Трудно оспорить слова Томаса Гексли, а вот если видоизменить: «Всякая цивилизация рождается из предыдущей и порождает последующую». То есть цепочка разума непрерывна, пока существует планета. Правда, при этом у человека с головы слетает венок царя природы…. С уважением Борис Миловзоров 10.09.2018 21:04 Заявить о нарушении
Здравствуйте, Борис!
Прежде всего позвольте выразить Вам признательность за столь пристальное внимание к публикации и развёрнутый отзыв. Теперь по существу. "Например, предположим, что Бог - это естественный статус создателя Вселенной, что тогда?" = На мой взгляд, в данном случае так ставить вопрос не совсем корректно. Слова об отрицании искусственно созданной Вселенной вложены в уста атеиста, который отрицает существование Бога "по определению". Те же, кто придерживаются противоположных взглядов, за тысячелетия так и не смогли дать чёткое определение, что (кого?) они понимают под Богом, из-за чего споры идут до сих пор, и конца им не видно. И, кстати, теперь нередко слово "бог" заменяют словом "природа", что, как мне представляется, более оправданно. Что касается законов природы и её стихийности, тут нет противоречия. Под законами подразумеваются известные на сегодняшний день физические законы, а говоря о стихийности, имеем в виду невозможность учесть все происходящие процессы, чтобы давать абсолютно верные прогнозы. "Думаю, разделение атеистов на категории ошибочно, так как есть очень точный маркер атеиста: он считает, человек сам определяет, что такое хорошо, а что такое плохо." = На эту тему у меня в своё время состоялась продолжительная дискуссия с Николаем Прусовым (с ней можно при желании ознакомиться на другой странице в разделе "Рецензии"). Я не разделяю такой точки зрения, но, полагаю, здесь лишь разногласия в терминологии, поэтому и провожу границу между атеистом и безбожником. При этом исхожу, что для того, чтобы вести себя по-человечески, вовсе необязательно иметь над собой страшилку в виде проблем загробной жизни, и категорически не согласен с утверждением, что "атеист всегда может изменить общепринятым или особым нравственным устоям, «договорившись» со своей совестью, других "тормозов" ведь для него нет". О знании. Мне неоднократно приходилось говорить, что чаще всего мы имеем не знание, а веру в него. Только в данном случае не стоит рассматривать слово "вера" в религиозном контексте. Ну а что касается претензий человека на титул "царя природы", так это лишь от невежества и излишнего самомнения. За ссылку на публикацию о вечных вопросах спасибо, обязательно постараюсь заглянуть. С уважением, Андрей. Августин Летописец 10.09.2018 22:36 Заявить о нарушении
Спасибо за подробную и благожелательную реакцию. Она вполне аргументированна, и я лишь в одном не могу согласиться: Бог - не синоним природы.
С уважением Борис Миловзоров 10.09.2018 23:09 Заявить о нарушении
Я ни в коей мере не утверждаю, что слова "бог" и "природа" синонимы, но фактически эти понятия означают некую первопричину всего — либо для людей религиозных, либо для атеистов.
Августин Летописец 10.09.2018 23:57 Заявить о нарушении
Четкий, аргументированный ответ на рецензию Бориса. Особенно важно подчеркнуть , что "страшилка в виде загробной жизни" многократно в истории не останавливала религиозно верующих от антигуманных поступков. Не останавливает и сейчас. Суннитский ИГИЛ считает необходимым уничтожить шиитов, если те не откажутся от своей веры. Не вижу основы для слияния науки и религии. С уважением к оппонентам
Анатолий Белаш 18.11.2019 21:47 Заявить о нарушении
Разборки между течениями в исламе — примерно то же, что имело место у христиан в XIII – XIV веках. Распри между католиками, "православными", протестантами... Ислам оформился примерно спустя шесть веков после возникновения христианства, вот в той фазе развития сейчас и находится. Подождём лет шестьсот — глядишь, и эти ребята будут гей-парады проводить и всё прочее из того же ряда.
Данная публикация не об этом, а по поводу возможного слияния науки с верой ответил в комментарии к Вашему отзыву. С уважением, Андрей. Августин Летописец 18.11.2019 23:56 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |