Рецензия на «О религии» (Августин Летописец)

Спасибо, было интересно.
Позвольте несколько комментариев.

Цитата: «Собственно, главный тезис — в отрицании искусственного происхождения Вселенной и всего нашего мира, есть лишь стихийные природные процессы».
В данном предложении, таком понятном на первый взгляд, есть термины, требующие уточнения:
• Искусственное происхождение Вселенной что означает? Например, предположим, что Бог - это естественный статус создателя Вселенной, что тогда?
• Здесь же аналогичный вопрос к понятию стихийных природных процессов. Что есть природа? Почему в природе есть законы природы и как они сочетаются со стихийностью процессов природы?
Цитата: «Безбожники же — совсем иной случай. Это вульгарные, воинствующие атеисты. … «Если враг не сдаётся, его уничтожают». … Нет у них Бога в душе, отсюда и безбожники».
Здесь несколько комментариев и одновременно вопросов:
• Вы правы, у убеждённых атеистов Бога в душе нет, но вера есть. Они верят, что Бога нет. Одни верят с сомнениями, другие с почти религиозным неистовством, этих, видимо, вы и отнесли к воинствующим.
• Думаю, разделение атеистов на категории ошибочно, так как есть очень точный маркер атеиста: он считает, человек сам определяет, что такое хорошо, а что такое плохо. Любая вера в любого бога или богов преподносит адепту правила жизни и поведения, моральные оценки и нравственные рамки, у «безбожника» их нет. Все социально-партийные надстройки без бога, дающие свои правила, типа морального кодекса строителя коммунизма, лишь эрзац-правила, так как не имеют наблюдающего божественного ока и угрозы послесмертного наказания.
• Атеист всегда может изменить общепринятым или особым нравственным устоям, «договорившись» со своей совестью, других "тормозов" ведь для него нет.
Цитата: «Мы ведь до сих пор даже для себя не можем определить, чем живая природа отличается от неживой и как вообще зародилась жизнь. То же можно сказать и о разуме. Что он собой представляет? Как он появился? Отчего? И для чего? А сколько ещё таких «вечных» вопросов...»
Извечные вопросы. Я попытался на них ответить на основе логики. Будет интерес, милости прошу: http://www.proza.ru/2014/05/06/200 - «Тезисы мироздания».
Цитата: «…давно ходят разговоры, что рано или поздно противостояние науки и религии прекратится и они сольются».
Очень меткое предположение, вполне его разделяю:
• Уверенность в истине строится на вере (религия) или на знании (наука). Вера не ведёт к знанию, знание не даёт веры.
• Наука (не прикладного значения) – это познание ради познания. Весомой сверхцели у такого познания нет, а стремление к власти и долгой жизни, всего лишь гипертрофированное удовлетворение человеческих страстей. Даже бесцельное бессмертие – это тупик.
• Религия ничего не объясняет, но придаёт существованию смысл, выживанию – цель, комфортному проживанию – оправдание.
Цитата: «Любая истина рождается как ересь и умирает как предрассудок».
Трудно оспорить слова Томаса Гексли, а вот если видоизменить: «Всякая цивилизация рождается из предыдущей и порождает последующую». То есть цепочка разума непрерывна, пока существует планета. Правда, при этом у человека с головы слетает венок царя природы….

С уважением

Борис Миловзоров   10.09.2018 21:04     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Борис!

Прежде всего позвольте выразить Вам признательность за столь пристальное внимание к публикации и развёрнутый отзыв.

Теперь по существу.
"Например, предположим, что Бог - это естественный статус создателя Вселенной, что тогда?"
= На мой взгляд, в данном случае так ставить вопрос не совсем корректно. Слова об отрицании искусственно созданной Вселенной вложены в уста атеиста, который отрицает существование Бога "по определению". Те же, кто придерживаются противоположных взглядов, за тысячелетия так и не смогли дать чёткое определение, что (кого?) они понимают под Богом, из-за чего споры идут до сих пор, и конца им не видно.
И, кстати, теперь нередко слово "бог" заменяют словом "природа", что, как мне представляется, более оправданно.
Что касается законов природы и её стихийности, тут нет противоречия. Под законами подразумеваются известные на сегодняшний день физические законы, а говоря о стихийности, имеем в виду невозможность учесть все происходящие процессы, чтобы давать абсолютно верные прогнозы.

"Думаю, разделение атеистов на категории ошибочно, так как есть очень точный маркер атеиста: он считает, человек сам определяет, что такое хорошо, а что такое плохо."
= На эту тему у меня в своё время состоялась продолжительная дискуссия с Николаем Прусовым (с ней можно при желании ознакомиться на другой странице в разделе "Рецензии"). Я не разделяю такой точки зрения, но, полагаю, здесь лишь разногласия в терминологии, поэтому и провожу границу между атеистом и безбожником. При этом исхожу, что для того, чтобы вести себя по-человечески, вовсе необязательно иметь над собой страшилку в виде проблем загробной жизни, и категорически не согласен с утверждением, что "атеист всегда может изменить общепринятым или особым нравственным устоям, «договорившись» со своей совестью, других "тормозов" ведь для него нет".

О знании. Мне неоднократно приходилось говорить, что чаще всего мы имеем не знание, а веру в него. Только в данном случае не стоит рассматривать слово "вера" в религиозном контексте.
Ну а что касается претензий человека на титул "царя природы", так это лишь от невежества и излишнего самомнения.

За ссылку на публикацию о вечных вопросах спасибо, обязательно постараюсь заглянуть.

С уважением,

Андрей.

Августин Летописец   10.09.2018 22:36   Заявить о нарушении
Спасибо за подробную и благожелательную реакцию. Она вполне аргументированна, и я лишь в одном не могу согласиться: Бог - не синоним природы.

С уважением

Борис Миловзоров   10.09.2018 23:09   Заявить о нарушении
Я ни в коей мере не утверждаю, что слова "бог" и "природа" синонимы, но фактически эти понятия означают некую первопричину всего — либо для людей религиозных, либо для атеистов.

Августин Летописец   10.09.2018 23:57   Заявить о нарушении
Четкий, аргументированный ответ на рецензию Бориса. Особенно важно подчеркнуть , что "страшилка в виде загробной жизни" многократно в истории не останавливала религиозно верующих от антигуманных поступков. Не останавливает и сейчас. Суннитский ИГИЛ считает необходимым уничтожить шиитов, если те не откажутся от своей веры. Не вижу основы для слияния науки и религии. С уважением к оппонентам

Анатолий Белаш   18.11.2019 21:47   Заявить о нарушении
Разборки между течениями в исламе — примерно то же, что имело место у христиан в XIII – XIV веках. Распри между католиками, "православными", протестантами... Ислам оформился примерно спустя шесть веков после возникновения христианства, вот в той фазе развития сейчас и находится. Подождём лет шестьсот — глядишь, и эти ребята будут гей-парады проводить и всё прочее из того же ряда.
Данная публикация не об этом, а по поводу возможного слияния науки с верой ответил в комментарии к Вашему отзыву.

С уважением,

Андрей.

Августин Летописец   18.11.2019 23:56   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Августин Летописец
Перейти к списку рецензий, написанных автором Борис Миловзоров
Перейти к списку рецензий по разделу за 10.09.2018