Рецензия на «Заметка о четырех видах пространства» (Владимир Физик)
Попытка дать онтологическое определение пространству, по крайней мере, эмпирическому пространству, категориями самого пространства, обречена. Вот откуда потребность в "континуме". Необходимо пространство сопоставить с другой фундаментальной величиной бытия - временем. Другое дело - абстрактное пространство. В его мультиверсе можно самым замысловатым образом манипулировать категориями времени как якобы подчиненными. И вот почему пущенная в пространстве из лука стрела, в апории Зенона, не летит, Ахиллес, в другой апории, не догоняет черепаху, что явно противоречит эмпирике, хотя Зенону Элейскому не откажешь в логике рассуждений. В подлинной реальности стрела летит, бегущий воин перегоняет черепаху, так как здесь дискретное пространство есть вещь перманентного времени, не наоборот, а время это не вещь Каков же результат иллюзии того, будто мы якобы знаем, что такое пространство и время в эмпирике своего бытия, и что как будто это те же самые "пространство" и "время", что и в физических формулах? Именно это показывают авторы знаменитых апорий: Зенон и его китайский коллега Гунь сун Лун: они достигают парадоксальных результатов, оперируя чистыми нуменами пространства и времени. Более того, в этих апориях время как самостоятельная сущность вообще не требуется, в этой модели оно есть функция пространства (что прямо противоречит движению в подлинной реальности) Но...не так ли ко времени относятся и классические физики дорелятивистской эпохи? Парадокс апорий коренится в природе нашего мышления: мы же применяем к подлинной эмпирической реальности категории чистых нуменов: время и пространство, хотя в подлинной реальности действуют лишь континумы, то есть соединения вещи и сущности: феномены пространства-времени и времени-пространства. Если быть последовательными в логике чистых пространства и времени, не познаваемых в опыте подлинного бытия, познаваемых только в абстракции описательной реальности, то как раз и возникает апория неподвижной стрелы (абсолютизация мер пространства) или дискретного движения воина относительно дискретного движения черепахи (абсолютизация мер хроноса) Это да - противоречит опыту, но не противоречит естественно нашим абстрактным представлениям о пространстве и времени Дмитриев 09.01.2019 13:18 Заявить о нарушении
Пространство всегда в брачной паре со временем (у шумеров тоже так было...), но в мечтах само по себе...
Мара Рушева 09.01.2019 12:12 Заявить о нарушении
Вы это можете проиллюстрировать на конкретном примере из шумерской мифологии?
Дмитриев 10.01.2019 15:34 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |