Рецензия на «Разбор полетов - 5» (Игорь Абросимов)
Очень интересная статья, как и другие, но некоторые выводы весьма спорны. Вы пишите: "Недаром после боев в небе над Яссами немцы, продолжая оснащать штурмовые эскадры FW190F(D), использовали их в районах, где активность советских истребителей была невысокой, либо применяли их в тесном взаимодействии с Bf109. Опыт применения «фоккеров» на Восточном фронте показал, что несмотря на мощное вооружение, они не могли, как предполагало командование Люфтваффе, при отсутствии бомбовой нагрузки уверенно соперничать с советскими истребителями. На средних и малых высотах, на которых действовала, в основном, фронтовая авиация, они сильно проигрывали «мессершмиттам». Поэтому авиагруппы 51-й истребительной эскадры JG51, которые в 1942-1943 гг. перевооружились на FW190A, в 1944 г. вновь перешли на Bf109. Одна только 54-я истребительная эскадра продолжала до конца войны действовать на FW190A(D). " Если сравнить показатели истребительных частей вооруженных ФВ-190 с Ме-109, то все выглядит несколько иначе. На Курской дуге на южном фасе истребители все были на Ме-109, на северном фасе все истребители на ФВ-190 и можно сравнить показатели по потерям наших ВВС. И я сравнивал, действовавшие на севере группы "Фоккеров" заметно превзошли своих коллег на Ме-109х на южном фасе. Они сбили гораздо больше наших самолетов, в частности истребителей раза в два больше если мне не изменяет память. И перевооружение JG51 было связано скорее с тем что ФВ-190 был более дефицитен, более востребован в ПВО рейха и его не хватало, а не стем что он показал свою не эффективность на ВФ. Так же и на западе ФВ-190 был более эффективен чем Ме-109, а на Востоке Ме-109 мог противостоять всем истребителям ВВС и многих из них превосходил. Что касается соотношения потерь в боях под Яссами, то они действительно весьма благоприятны для ВВС. Мне известно что румыны потеряли за 30-31 мая 19 самолетов сбитыми, добавив 16 немецких - получаем 1 : 2 к 70 потерь 5й ВА. Не так уж плохо для ВВС по сравнению с другими местами в том же 1944м. Дмитрий Марченко 2 12.01.2019 21:33 Заявить о нарушении
Уважаемый Дмитрий, спасибо за интерес к моему тексту и оценку написанного.
Что касается использования «фоккеров» и «мессершмиттов» на советско-германском фронте, то ряд вопросов, с этим связанных, спорны и непросты. Вполне понятно поэтому Ваше замечание. Однако, мне кажется, сравнивать эффективность FW190 с Bf109 только на основе потерь ВВС КА на Центральном и Воронежском фронтах в ходе Курской битвы в 1943 г. не совсем корректно. Такое сравнение не учитывает, в частности, оперативной обстановки, задач, поставленных перед авиацией, условий базирования, численности, вооружения и состава ВВС КА, а также оценки уровня подготовки летного состава и командования частей. Ведь в очерке речь шла о 1944 г., когда советская истребительная авиация имела более подготовленный летный и командный состав, причем в самолетном парке в немалом количестве появились машины, по комплексу характеристик во всяком случае не уступавшие «фоккерам» и «мессершмиттам» - Ла-5ФН и конструктивно отработанный к тому времени Як-9, а несколько позднее - Ла-7 и Як-3. Последние их даже превзошли. В то же время FW190 в полной мере реализовывал свои возможности в бою на больших высотах. Поэтому на Восточном фронте, где воздушные бои шли в основном на малых и средних, самолет оказался не столь эффективным, как на Западном фронте. Там при отражении массовых налетов бомбардировочной авиации союзников, действовавшей с высот 6 тыс. метров и выше, учитывая мощное пушечное вооружение и бронирование, FW190 оказались более подходящими, нежели Bf109. В соответствующих частях местах очерка я постарался раскрыть возможности вооружения ВВС КА и Люфтваффе. Могу согласиться, с другой стороны, что выражение «они («фоккеры») сильно проигрывали «мессершмиттам» уместнее заменить на «более предпочтительным оказалось использование «мессершмидттов». Хочу Ваше обратить внимание на то, что в очерке написано: «Сокращение относительных потерь является не единственным и, пожалуй, не самым главным достижением ВВС Красной Армии, показателем ее эффективности в ходе воздушного сражения в небе над Яссами. При оценке результатов следует иметь в виду особенности оперативного применения советской истребительной авиации, которая использовалась для прикрытия войск и объектов от действия ударных самолетов противника и сопровождения своих бомбардировщиков и штурмовиков при выполнении ими боевых заданий. В качестве основных критериев успеха и эффективности становится в этих случаях не количество сбитых вражеских машин, а срыв ударов по своим наземным войскам и минимизация потерь собственных ударных самолетов». Так что традиционная оценка действий ВВС, основанная только лишь на подсчете уничтоженных машин той и другой стороны, является крайне односторонней, а часто не верной вообще. Игорь Абросимов 13.01.2019 20:36 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |