Рецензия на «4. Гули-Гули. Сказка. P. S» (Конкурс Копирайта -К2)

Никакая народная сказка не является чьим-то пустым чистым личным вымыслом. Она всегда основана на устойчивых образах. Вариантов сказки "Золушка" известно что-то около семисот.
В различных, адаптированных ко времени и месту, пересказах сказка путешествовала по всему миру, пока её не подобрали братья Гримм и Шарль Перро.
Мы её знаем, в основном, в пересказе Перро - у немцев детали пожёстче.

И что же написано у Перро?
После смерти матери девочка становится сиротой. Её отец женится на властной женщине, полностью попадает под влияние жены и позволяет мачехе и падчерицам издеваться над героиней. Но при помощи феи-крёстной Золушка попадает на бал, очаровывает принца и выходит за него замуж.
Идея «Золушки» настолько мощно вошла в подсознание женской половины человечества, что многие наши современницы свято верят в реальность такой истории. Как и раньше, современные Золушки надеются, что если терпеть, мучиться, много работать, отказывать себе во всем и быть хорошей, то непременно найдется Принц на пресловутом белом коне, который обязательно ее отыщет и возьмет в жены. Золушки живут с такими идеями достаточно долго – взрослеют, учатся, слушают мам, работают, читают правильные книги и ждут, ждут, ждут…

А если теперь подумать?

Героиня сказки росла в семье, с любящей матерью и заботливым отцом. Но в один не прекрасный день стала сиротой: на место нежной матери пришла агрессивная деспотичная мачеха, которая к тому же практически устранила слабовольного отца из жизни дочери. В результате героиня стала Золушкой - из личности превратилась в фукцию: она никому не нужна, её ценность определяется качеством выполнения домашних работ, всё остальное никого не интересует. "Вечером, окончив работу, она забиралась в уголок возле камина и сидела там на ящике с золой." Там она не читала, не пела, не танцевала, не спала - и чем же она занималась, в одиночестве?
Мечтала, вероятно.

Когда мы встречаемся с Золушкой, она не ребёнок - но вполне сознательное, осознающее себя существо. Тем не менее, она не пытается занять подобающее место в семье: выполняет грязную работу, носит посконную рубаху, не претендует на радости жизни, никогда не жалуется на притеснения и насилие. Характер, надо полагать, унаследован от отца.
Отец - единственный оставшийся родной человек - жив, здоров, физически находится рядом, но на его защиту девушка рассчитывать не может.
А на что в таком случае может рассчитывать и о ком мечтать девушка возраста "на выданье"?
Правильно, на мужа. Причём мужа заведомо более "сильного", чем мачеха, что позволит жертве избавиться от преследования .

Может Золушка добиться такого замужества самостоятельно? Нет. Поэтому появляется спаситель в лице феи.
Фея обеспечивает мощный, но временный ресурс для преображения Золушки в принцессу. Жертвы в победительницу. Мощный - но временный. Импульс. Потому что Золушка не способна присвоить этот ресурс: сделать его своим и использовать в дальнейшем. В том числе для собственного изменения.
В сказке это символически показано как потеря Золушкой туфельки. Туфелька - символ опоры. У Золушки нет внутренней устойчивой опоры, следовательно она не может рассчитывать на свои силы в ситуациях, когда заканчивается действие волшебства феи-крестной.
В сказке кардинально меняется внешняя ситуация (замужество и переезд во дворец), но не Золушка.

В сказке есть ещё одна фигура, которая порождает много надежд – принц. Именно с ним связаны упования на внезапное изменение жизни Золушки и мечты об их будущей безоблачной жизни. Но принц интересует Золушку не как человек со своими личностными особенностями, характером, привычками и мечтами, а именно как Принц – носитель власти, которой лишена сама героиня.

Принц, исходя из текста сказки, вероятнее всего тоже ищет себе жену-Принцессу – привлекательную, яркую девушку.
Кроме того, Принц по натуре явно охотник. Почувствовав интерес и возбуждение, он начинает преследовать Золушку, потому что решил, что она ему нужна.

С другой стороны, Золушка также задала Принцу сложную задачу. Ведь при встрече она была в маске Принцессы.

Таким образом, реальная встреча Золушки и Принца в сказке не состоялась. Встреча – это контакт двух людей «без масок», с их живыми интересами, печалями и мечтами, с их несовершенством и поиском счастья...
Зато благодаря такому завершению истории осталось, богатое поле для читательских фантазий.

Но прогноз представляется как неблагоприятный: при помещении Золушки в другую среду она будет либо по-прежнему играть роль жертвы, либо, компенсируя, превратится в жестокого агрессора. И сказочный семейный корабль, скорее всего, разобьётся о волны реальности.

Использовано: http://www.b17.ru/article/12843/ Г.Малейчук, "Золушка в сказке и в жизни: психотерапевтический ракурс", 26.07.2013

========================================

Теперь читаем текст, под которым беседуем.
Психотерапевт из статьи выше подозревал, что "демонстрация окружающим того, как она безропотно-несчастна, как ее используют, эксплуатируют и не любят, позволяет Золушке гордиться собой и считать себя лучше, выше и достойнее других": "под грязным домашним платьицем прячется идеальная, умная, воспитанная красавица".

Вот с этого рассказ и начинается. Красавица, в отличие от сестёр. Почти вечно юная.
Но принц ( см. выше) искал себе жену-принцессу, а нашёл "девочку, которую растили, как прислугу."
Охота принца завершилась, дичь оказалась не той, которая ожидалась - и охотник утратил к объекту интерес. "Передал через слугу, чтоб не ждала его, он пресытился. Будто я мёд или вино. Наелся, и больше не хочет. "
И Золушка снова осталась одна.
В данном случае агрессора из неё не вышло, роль жертвы оказалась привычнее.

Но - импульс был. И если Золушка хотела выжить, она должна была им воспользоваться. Что там в тексте фея говорит? " Золушка, я сделала все для твоего счастья. Но, видимо, ты оказалась его недостойна." Правильно, счастье невозможно дать, его можно только создать. Самому. Собственными "руками".

Как реагирует на сообщение феи Золушка? "Я разорвала в клочья свадебное платье, которое когда-то мне наколдовала она. Я разбила хрустальные туфли."
"Потом мне оставалось только жить."
О! Фея помогла - и отправила крестницу в свободное плавание. Иначе никак. Ну, и плавание началось.

"Я была такой милой, доброй, нежной, так любила слушать, что постепенно меня полюбили. Я была такой вдумчивой и полезной, что постепенно меня стали уважать. "
Первое предложение - отголоски жертвы, обращённые на пользу. Второе - очевидное
измение личности, ого. Личности, потому что "Для всех мы живем в доброй сказке, в которой милая работящая девочка благодаря помощи очень доброй Феи-Крёстной стала женой принца, а потом и королевой. В которой она получила все, о чем мечтала, всего лишь потому, что была доброй, безотказной и постоянно убирала грязь и сажала розы. Очень жаль, но в итоге выяснилось, что мечтала она совсем о другом."

И фея-крёстная об этом знает. Обо всём знает. "Ну да, ну да, - говорит Фея, морщит нос и испаряется. "

И оказывается, что не только фея способна на многоходовки.
Бывшая жертва нашла опору в пусть не любимом, но любящем. И создала собственную историю. Сама.

" И тут раздается серебристый, как звук хрустального колокольчика, смех Феи-Крёстной.
- Поздравляю, дорогие мои, - говорит она. - Поздравляю. Наконец-то Золушка решила стать настоящей королевой. Наконец-то сбылось то, ради чего я старалась все эти годы."

Я только не согласен с патетическим "Наконец-то она решилась на подвиг и на жертву!"
Жертвой она была всю жизнь до того. И подвигом свою многоходовку вряд ли считала. Она как раз перестала быть жертвой - научилась взаимодействовать с людьми (будущими министрами, будущим зятем и собственной сестрой), думать, решать, действовать в свою пользу, и взяла свою судьбу в свои руки.
Почему и Золушкой дальше быть отказалась.
P.S.
Как сказал в своей статье Г.Малейчук: "Наша жизнь многогранна и изменчива. У каждого из нас есть возможность измениться, если мы готовы осознавать, развиваться и идти вперед. А сказка, отражающая лишь часть аспектов нашей жизни, содержит разные уроки, которые лучше извлечь тогда, когда мы еще можем это сделать, а не тогда, когда уже поздно."

Удав Юзик   15.01.2020 01:35     Заявить о нарушении
Браво, Юзик!

Евгения Кордова   15.01.2020 03:16   Заявить о нарушении
Ух ты, спасибо! Пошла думать.
Гули-Гули

Автор Хочет Сказать   15.01.2020 08:23   Заявить о нарушении
какбэ, это т.н. странствующий сюжет, уходящий корнями в неопределенно далекие времена. Как "Чудо-Юдо" восходит к рассказам об охоте на мамонтов (по некоторым версиям).

Зеленый - вообще цвет достаточно мало кому идущий и мало с каким другим цветом сочетающийся.

Владимирович86   15.01.2020 09:56   Заявить о нарушении
Владимирович, да все рыжие в зелёном. Замечательный цвет.

Михаил Троекуров   15.01.2020 11:06   Заявить о нарушении
рыжих мало. Я же говорю, мало кому идущий.

Владимирович86   15.01.2020 11:13   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Конкурс Копирайта -К2
Перейти к списку рецензий, написанных автором Удав Юзик
Перейти к списку рецензий по разделу за 15.01.2020