Рецензия на «Житейское мировоззрение, философия жизни» (Алекс Савин)

Сначала показалось, что очень длинно. Но в принципе, ничего, прочиталось достаточно быстро. Чтение занимает, особенно когда заставляет обратиться к вещам, которые ранее прозвенели где-то сбоку, типа теорем Гёделя.
Что увидел: развёрнутую систему взглядов на мир современного интеллектуала с широким кругозором в общей осведомлённости и эксцентриситетом в область технических наук. Система достаточно похожая например на мою собственную. Поэтому, с одной стороны, к ней можно было бы задать достаточное количество вопросов, с другой стороны это были бы в общем-то вопросы к самому вопрошающему.

Что можно выделить? Например, классические законы термодинамики были выведены из постулированных не термодинамических физических свойств пространства и частиц среды. Так на кончике пера из исходных постулатов была выведена и энтропия. Вопрос в таком случае заключается в том, что разве эффект энтропии не является прямым следствием существующих свойств пространства и сред, а не наоборот? Дело в том, что в прочитанной работе энтропия как бы выведена вверх, над пространством и средой.

Выдвинутая система представлений о "Я", о личности, выглядит довольно поверхностной. На самом деле вряд ли вдумчивого читателя удовлетворит повторение того известного, что личность - суть социальный продукт. Величина реально накопанного на данное время наукой не такая уж и малая. Об этом в работе, ну, практически не упомянуто, что оно есть где-то.

О передаче наследственных признаков, просто хочу поделиться собственными незнаниями: вот каким образом геном организма из одной клетки, путём делений создаёт сложную точную форму и размеры сформировавшегося организма. Ну хоть пальцы руки например. Что производит пространственные измерения и соответствующие команды?

Владимир Прозоров   21.03.2020 21:59     Заявить о нарушении
Мои ответы по вашим замечаниям:
"Вопрос в таком случае заключается в том, что разве эффект энтропии не является прямым следствием существующих свойств пространства и сред, а не наоборот? Дело в том, что в прочитанной работе энтропия как бы выведена вверх, над пространством и средой".
- Нет никакой фетишизации энтропии и негэнтропии. Эти понятия обобщенные на основе анализов физических и даже социальных процессов (есть семинары по социальной энтропии). Фактически в мире действуют только физико-химические процессы и факторы их обуславливающие. Короче и можно сказать - энтропия есть направляющий фактор, а энергия и негэнтропия - движущие факторы мира сего.

"Выдвинутая система представлений о "Я", о личности, выглядит довольно поверхностной. На самом деле вряд ли вдумчивого читателя удовлетворит повторение того известного, что личность - суть социальный продукт. Величина реально накопанного на данное время наукой не такая уж и малая. Об этом в работе, ну, практически не упомянуто, что оно есть где-то."
- Тут какая-то неувязка. Как раз наоборот - "Я" есть прежде всего биологический продукт, он скрыт в нейросети мозга из 10 млрд нейронов. А социальная сторона каждого индивидуального "Я" есть лишь его оболочка, сотканная из общественных правил жизни и ее критериев, ориентиров, масштабов ценностей. Тут же формируется социальный статус, самооценка "Я". Самый большой парадокс всякого "Я" в том, в нем организованная в высшей степени материя осознала себя. В животном мире этого нет, там лишь инстинкты и рефлексы самосохранения.

"О передаче наследственных признаков, просто хочу поделиться собственными незнаниями: вот каким образом геном организма из одной клетки, путём делений создаёт сложную точную форму и размеры сформировавшегося организма. Ну хоть пальцы руки например. Что производит пространственные измерения и соответствующие команды?"
- Тут наши мысли совпадают полностью. Я в большом недоумении как "слепая природа" (есть книга "Слепой часовщик", автор Докинз) воссоздает эту чудесную конструкцию - человеческий организм? Ищу биолога для которого заготовлена куча вопросов, да не всякий из них может ответить.
Я по этой теме написал статейку - "Как природа конструировала жизнь", где изложил свои вопросы и находки по теме. Можете заглянуть. Мне как технарю совершенно не понятно, как выполняется эта "коллективная работа" клеток, молекул по строительству растущего органа с соблюдением всех пропорций, с "прокладкой" сложной коммуникации - нервной, кровеносной, лимфатической систем.
Кроме этих непонятных сложностей есть более "простая" непонятность -
к примеру, есть амёба, одноклеточное существо. Но эта клетка такая умная, что умеет убегать от света в тень, из агрессивной среды в нейтральную и умеет охотиться - хватает пищу крупнее себя и высасывает. При этом она выпускает для перемещения ложноножки (псевдоподии). Короче - умеет управлять собой без всякого подобия управляющего органа. Чудеса и только. Значит существует какой-то таинственный биохимический механизм внутри с обратными связями, закрепленный естественным отбором. Но какой? В просторах инета я ответ не нашел, есть только фиксация этого явления как таксис. У растений аналогичное - тропизм.
Спасибо за труды и интересный разговор.



Алекс Савин   22.03.2020 08:50   Заявить о нарушении
Самоидентификация себя, например по изображению в зеркале, подтверждена у высших обезьян. Это прообраз "Я", точка, от которой можно начать старт к человеческому "Я", при наличии человеческих способностей и человеческой среды конечно. Но это принципиально не наше "Я". Наше "Я" нельзя оторвать от общества и показать - вот это "Я". Известно из опыта случаев, что дети, не имевшие до определённой границы возраста опыт с человеческим общением, уже не становились человеческим "Я". Тарзан и Маугли невозможны в принципе. Это правда немножко сбивает с прямого зрения на "Я" как на программу, закладываемую влиянием общества (вроде, почему нельзя начать программирование с произвольного момента?). Но, в конечном итоге это показывает, насколько определяюще среда действует на формирование и "харда" и "софта". С другой стороны, по собственным накопленным наблюдениям, подтверждаю, что категорийные свойства личности задаются наследственностью, такие как: лень - трудолюбие, агрессивность - мирность, медлительность - быстрота, типажи основного настроения (холерик, меланхолик и т.д.), и подобное. И это не выбить, только как-то скомпенсировать. Но это далеко не "Я". Это скорее "он" - при взгляде со стороны. "Я" например не отделимо от речи (от речи немых в частности). Существо с человеческим мозгом с рождения самоопределяется, вписываясь в человеческую среду, но среда со своей стороны определяет его. Причём среда не адаптируется, адаптируется "хард" и "софт" вписывающегося. Так получается "Я". Причём, ведь мы к этому процессу приспособлены изначально, генетически! (Да, кстати, известны случаи сбоев, предельных случайных выбросов на частных наследственных ветках (социопаты). Природа продолжает поиски методом тыка).
Близко к теме, здесь на Прозе есть интересные мысли Виктора Ефременко о социобиологии.

Владимир Прозоров   22.03.2020 21:29   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Алекс Савин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Владимир Прозоров
Перейти к списку рецензий по разделу за 21.03.2020