Рецензия на «Откуда мы, русские? Часть 13 Заключительная. Нация» (Юрий Тарасов-Камчатский)

Это серьезная научная статья, которая к тому же, является частью книги и, как видно, самостоятельной научной концепции в этнологии.

Ваш подход заслуживает уважения, но я его не разделяю.
На мой взгляд, историческому анализу формирования этносов из ранних субстратов точнее отвечает моя теория, согласно которой ранние этноса-нации возникали из полукочевых этносов, ранние этносы-народы- из полуоседлых, а затем происходила диффузия более или менее диалектическая, то есть слияние некоторых народов и нации в синтетические государство-образующие этносы

Это происходило в два этапа:

- на первом, дихотомическом (дивергентном) этапе, в результате столкновения полуоседлых этносов с полукочевыми возникали этносы оседлые и кочевые (степные "хищники" номады, грабители, разрушители и завоеватели), враждовавшие между собой
- на завершающем диалектическом (конвергентном) этапе борьбы противоположностей уже объединялись (будучи в своей вере земной и небесной комплементарны) этносы оседлые и кочевые, как и произошло в самой ранней российской формации - Новгородской "гардарике"

Русский суперэтнос есть синтез нации русичей и славянских народов, причем каждое из этих образований к моменту слияния (этот момент подробно описан Нестором в "Повести временных лет" в эпизоде приглашение варягов племени "русь" править славянами) была уже синтетической, то есть имела опыт построения протогосударств.

Что же касается "российской нации", под которой, в сущности, сегодня понимается ни что иное как "гражданское общество" или "гражданская нация" по образцам американизированной социологии, то спорить о её реальности можно до бесконечности, пока нет единого, этаблированного в науке, концепта этноса, нации и народа.

Пока что у наших российских госидеологов, заигрывающих с национальными сознаниями при помощи броских патриотических лозунгов, в этом полнейшая путаница и эклектика.
Никто из них толком (то есть на историческом концептуализованном материале) не объясняет, что же такое нация, а что такое народ, в чем между ними разница (или сходство), и в каком отношении эти понятия находятся к понятию этноса.
Единой науки, эти понятия исторически объединяющей, попросту пока еще не существует.
Л. Гумилев со своей этнологией в биосфере в этом направлении со своими представлениями о "конвиксиях" и "консорциях" только делал первые шаги, рассуждая еще как натурфилософ, историк географии, а не как обществовед-историк, культуролог и социолог

Дмитриев   04.06.2020 09:53     Заявить о нарушении
К большому для меня сожалению, среди официальных историков я не числюсь, хотя имею достаточное для этого количество опубликованных в ваковских журналах статей. Так уж получилось, по ряду внешних для меня обстоятельств. По этнографии у меня есть только одна научная статья, да и та не опубликована (лежит в столе уже 15 лет).
На прозе.ру я просто популяризирую сложившиеся за 50 лет увлечения историей свои взгляды на неё, применительно к моему народу и государству.
У нас с Вами действительно разные представления об этносе и нации. Я исхожу из того, что нации возникли, как продукт европейского просвещения, только в 17-м веке. Национальные государства пришли на смену многоэтничных безнациональных государств, основанных на освящённом церковью божественном праве на власть наследственных монархов.
Никакой нации русичей, на мой взгляд, никогда не существовало. Русичи, первоначально, представляли собой ближайшее скандинавское окружение первых русских князей (тоже скандинавов по происхождению). К концу 10-го века они сильно перемешались с местной разноплеменной элитой и стали представлять уже её интересы. К концу 11-го века (к моменту начала летописания) эта элита была уже полностью однородна в этническом плане, то есть стала русской славянской. подробнее об этом - в первых пяти главах моей книги "Откуда мы, русские?".
Согласен с тем, что в науке по вопросу нации пока путаница. Да и сама наша историческая наука сейчас в кризисе.

Юрий Тарасов-Камчатский   04.06.2020 10:49   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Юрий Тарасов-Камчатский
Перейти к списку рецензий, написанных автором Дмитриев
Перейти к списку рецензий по разделу за 04.06.2020