Рецензия на «Религиозная реформа» (Владимир Толок)

Интересный текст, интересные мысли. Сила их в том, что вызывают ответные. Если позволите, поделюсь:

По теме реформирования религии. Вы пишете: "...эти реформы иногда предшествуют социально-экономическим преобразованиям в жизни людей."
Но этим преобразованиям в свою очередь всегда предшествуют преобразования в сфере сознания. И главная реформа сознания была задана учением Христа, которое попыталось сугубо общинное сознание, а следовательно практически безответственное, перевести в сознание индивидуальное, когда каждый ответственен перед Богом. Но что интересно, эту идею тотчас же оседлали религиозники, создав на её основе учение, которое уже толковалось двояко, мол, ты, конечно, свободен спасаться индивидуально, но одновременно не моги усомниться в учении церкви. В результате прямая дверка к Богу была слегка прикрыта, а строгое следование ритуалам церкви, в основном коллективным, и вовсе отвлекали от помыслов о прямом контакте. Но зато роль священников резко возрастала, что приводило опять к духовному закабалению личности, с чем и пытался бороться Христос. И что парадоксально, всё это совершалось уже под именем Христа.

Лютер попытался освободиться от этого парадокса и, вроде, попытка реформирования церкви удалась. Последователи протестантской церкви заметно стали более успешными во всех отношениях в земной практической жизни. Но опять это продолжалось недолго. Успехи в духовно-практической сфере опять были побиты порочной сущностью человеческой натуры. Духовно-ответственный индивидуализм постепенно преобразовался в эгоистический индивидуализм, на чём и было построено новое для того времени социально-экономическое устройство общества, которое стало называться капитализмом. И тут уж говорить о духовности не приходится - у капиталиста свой бог - деньги. В результате уже никакого реформирования религии и не требуется, она попросту постепенно упраздняется, церкви закрываются, сознание опять свободно от религиозных догм. Но, как известно, свято место пусто не бывает. Но, увы, в духовной сфере человека открылись двери не напрямую к Богу, а к потоку, я бы сказала к потопу, продукции капиталистического производства, которой нет дела до духовности.

Из изложенного я бы сделала вывод, что не на очередное реформирование очередной религиозной доктрины следует направлять усилия общества и государственного аппарата, предназначенного служить общественным интересам, а на постоянную многообразную работу по неуклонному и устойчивому совершенствованию человеческого сознания. Раньше эту работу выполняли национальные традиции, которые поддерживались церковью. Например, на Руси существовала стародавняя традиция, выходя на люди,опоясывать себя кушаком, опояском. Отсюда выражение: "Мне собраться, только подпоясаться". Смысл её в том, чтобы в своём сознании, а также в восприятии тебя людьми отделить животное в тебе от человеческого (божественного). И это не борьба с природой, которую победить невозможно, а упорядочение сознания, то есть построение в голове той самой пирамиды приоритетов, которая и научила человека быть не животным. Следование этой традиции не оставила бы никакого места в общественной жизни парадам ЛГБТ.

И конечно, здесь уместен разговор о возвращении и даже усилении роли Матери. Но я бы не умаляла и роль Отца. И даже её имеет смысл усились настолько, чтобы не ограничивать её рамками семейных отношений. Очень правильная Ваша мысль о целесообразности профессионального воспитания управленцев всех уровней должна основываться именно на привитии патерналистского (отцовского) отношения к любому делу, связанному с организацией жизни человека и общества в целом.

Вообще организация профессионального семейного воспитания не помешала бы и в подготовке конкретных родителей. Если семья "ячейка общества", то и начинать организовывать это общество должно помогать если не государство, то общественный его сектор. Кстати, это также будет великим воспитующим фактором.

Простите, Владимир, я, кажется, увлеклась не в меру. Умолкаю.

С уважением,

Наталья Благушина   01.10.2020 18:14     Заявить о нарушении
Спасибо, Наталья, за содержательный отклик. Рад вас слышать.

Один политик когда-то заявил, что так дальше жить нельзя, а как нужно жить не сказал, видимо, и сам не знал. С тех пор люди во всем мире захотели перемен, но они тоже не знали и до сих пор не знают, как нужно жить, поэтому просто митингуют, смещают правительства, разваливают страны и создают новые.

Да, французы - известные жлобы, но разве желтые жилеты выступили против повышения чего-то, кажется бензина, на пять процентов? Вряд ли. А белорусы вообще ничего для себя не требуют: уйди и все. Так инстинктивно, бывает через войны (Ливия, Украина), народы подталкивают властей к настоящим переменам.

Все люди хотят быть индивидуальностями, а не сытым или полуголодным быдлом. Можно беспрерывно материально стимулировать людей, и петь в их адрес возвышенные дифирамбы, но они все равно будут требовать перемен, потому что остаются рабами, хотя, быть может, не осознают этого. А если и осознают, то, что требовать от властей: хочу быть индивидуальностью? Поэтому настоящая реформа должна начаться сверху, под давлением, конечно, но от властей, когда какой-нибудь лукашенко день и ночь прокручивая в голове, какого беса нужно митингующим, наткнется на идею дать своим гражданам вольную.

Освобождение граждан от рабства начнется не с демократизации общества по западному образцу, а с создания условий для раскрытия природных способностей каждого из народа, ибо только при их реализации человек становится по-настоящему свободным и реально существующим в Боге.Об этом уже две тысячи лет призывает людей христианство в своем символе о сыновстве.
Как видим, вольно или невольно этот светский реформатор совершит и религиозную реформу, ибо сейчас в Боге не живет даже папа римский.
Иисус объявлен сыном божьим, чтобы и всех остальных людей приобщить к сыновству. Для чего? "Ибо сын пребывает вечно в отцовском доме, а раб не пребывает в нем вечно." - цитата по памяти. Для того, чтобы возвратиться назад к Господу.

Время такой реформы неумолимо приближается, впрочем не дальше и пора "пожили и хватит" для существ, игнорирующих свое богоподобие.

Мы живем в очень ответственное время. "Блажен, кто мир сей посетил в его минуты роковые..." Каждая наша мысль светлая или темная "загружает" ту или иную чашу весов судьбы человечества.

С уважением,

Владимир Толок   30.09.2020 20:55   Заявить о нарушении
Владимир Вы чень точно подметили что: "Освобождение граждан от рабства начнется не с демократизации общества по западному образцу, а с создания условий для раскрытия природных способностей каждого из народа, ибо только при их реализации человек становится по-настоящему свободным и реально существующим в Боге".

Но применительно к народной МАССЕ к этому нельзя придти через народную вольницу. Это было доказано на примере того же христианства - не очень-то народы добровольно спешат строить свою жизнь на его принципах. Так бывает и в семье - без мудрого (где-то и строгого) родительского воспитания, без примерного поведения самих родителей невозможно добиться хорошего результата. Поэтому, конечно, условия для успешного воспитания целого народа должны быть обеспечены не только в семье, но и в тех вариантах, которые может обеспечить только государство. И Вы правы, реформы, создающие эти условия, должны исходить от государства, хотя характер нововведений может быть продиктован самим обществом. Государство и общество должны составлять единый сплав партнёрско-отцовско-сыновних отношений.

Вы правы, мы живём в интересное время, когда назрела необходимость серьёзно задуматься - а верны ли все те принципы и приёмы устройста нашей жизни и на какие принципы их следует поменять. Реформа должна быть совершена именно и прежде всего в головах. И прежде всего в головах политиков, а не в вольной голове народа, у которого тысячи голов, каждая из которых вольна думать как ей заблагорассудится. Но это "благо" бывает, как правило, очень трудно совместить с общим благом. Роль политиков в этом деле огромна. Иван Ильин писал: «Ибо политика есть искусство объединять людей – приводить к одному знаменателю многоголовые и разнообразные желания... Поэтому политика есть волевое искусство – искусство социального воления».

Но сегодня именно вся мировая политика даёт народам самый отрицательный пример поведения. Нет смысла перечислять всю позорность явлений на этом самом высоком уровне, скажу только одно - вся политика деградирует, никого она уже не объединяет ни на внутреннем, ни тем более на внешнем контуре.

Поэтому реформы, то есть радикальный пересмотр и изменение всех форм жизни действительно край как назрели. И те, кто поймёт это первым и начнёт движение в этом направлении будет самым авторитетным политиком, Поскольку народы уже заждались перемен и не столько перемен персон (шило на мыло), сколько перемен смыслов. Даже не так. Не просто перемен смыслов, а нахождения смыслов во всех переменах. Поскольку в старых принципах очень многие смыслы были утрачены. Мой самый наивный пример с опояском тому подтверждение.

Боюсь быть навязчивой, но всё-таки не могу удержаться под конец привести отрывок из моей книги "Чаша Грааль", который очень точно, на мой взгляд, характеризует человека:
"Господи, ну что за несчастное существо человек?! Почему он всегда сомневается в лучшем, тогда как сломя голову кидается в худшее?! Какие основания у нас остались не доверять Творцу этого Мира? В чём, где и когда он нас подвёл, соблазнил, обманул? Вот мы узнали, что, оказывается, живём в реальном аду, а так ли уж некомфортно устроено наше существование? А если и испытываем кое-какие неудобства, то это, оказывается, наш исторический выбор. Ну почему у нас, таких авантюристов по складу ума (а как иначе назвать тех, кто избрал для своей жизни ад?), не возникает желания те усилия, которые мы тратим на преодоление жизненных трудностей, направить на устройство для себя светлой дороги в рай?! О каком таком рае мечтает человек, которого он не смог бы сотворить сам на этой прекрасной Земле? Нет же, опять подавай ему иной рай, иное сладкое яблочко с запретного древа. Как говорится, многие могли бы попасть в рай вместо ада, затратив вполовину меньше усилий, однако, подобно неистовому маньяку, мы делаем всё, чтобы избежать участи рая. Помните, как говорил апостол Павел в обращении к римлянам: «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... Бедный я человек!» (7; 15,19)".

Наталья Благушина   01.10.2020 10:20   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Владимир Толок
Перейти к списку рецензий, написанных автором Наталья Благушина
Перейти к списку рецензий по разделу за 30.09.2020