Рецензия на «Профессор Никитина о социализме. Любопытные выводы» (Альберт Иванович Храптович)

Уважаемый Альберт Иванович, прочитала Вашу полемику с госпожой Никитиной. Что могу сказать? Мне о ней, как о философе, сказала всего одна её фраза: "Только завзятый метафизик в худшем смысле этого слова может думать, что формация может возникнуть в готовом виде как Афина из головы Зевса во всем совершенстве своего бытия...".
Я не знаю каким бывает метафизик в "худшем смысле", но к философу, высказавшему такую фразу, действительно можно приложить такое определение. Никакой истинный метафизик никогда не "может думать" так, как приписывает ему г-жа учёная.

Я согласна, что метафизика это не наука (кажется, что-то подобное промелькнуло в рассуждениях профессора), но добавлю от себя - как и сама философия. Это ИСКУССТВО, причём, самого высокого порядка. Если философия - это искусство мыслить (то есть рассуждать, ставить вопросы, искать ответы на них...), то метафизика это уже на уровне - видеть причинный мир предметов, о которых взялся рассуждать («Метафизика – это такое восприятие окружающего мира, при котором любая действительность выступает в форме предмета» - Мартин Хайдеггер). Так вот, исходя из этого никакой философ, доросший до такого видения, никогда бы не сказал подобной фразы.

Этот печальный факт, что философия, матерь всех наук, отдана в руки недомыслия, которое тиражируется в дальнейшем в умах последующих поколений, что и проявляется в практической жизни. Для меня это не открытие, я ещё помню моего преподавателя по МЛ-философии в институте, утверждавшего, что общества развиваются по законам, сформулированным учением марксизма-ленинизма (не дословно, но по смыслу), в отличие от природы, которая существует по законам хаоса.

Меня это уже тогда удивило, но когда я, много позже, познакомилась с высказыванием учёного-естествоиспытателя Эммануила Сведенборга: «Кто размышляет по внутреннему рассудку, тот может видеть, что всё существующее связуется промежуточными звеньями с первым началом и что всё, что вне этой связи, распадается, ибо кто так думает, тот знает, что ничто не может существовать от себя, но непременно от чего-либо предшествующего и что, следовательно, всё существует от чего-либо первого; что связь с предшествующим подобна связи между последствием и причиной, ибо если эту причину отнять от последствия, то и само последствие рушится и пропадает», - удивило ещё больше. Не только тому, как мог учёный, постигший основополагающий принцип существования мира, фактически объяснивший его истинную суть, в своих последующих рассуждениях противопоставить природу божественному началу, её породившему, предписывая всё несовершенное в человеке природному влиянию, а всё высокое – божественному. Удивило, что учёный мир с 17 века по сей день так и не разобрался что же движет миром, какая сила и какие законы. Хотя объяснение есть: учёный 17 в. был религиозным деятелем, и следовательно, выражал интересы церкви, наша наука работала также под эгидой подобия религии - МЛ. Интересно на чью мельницу льют воду современные учёные?
Привела эту фразу шведского учёного в связи с тем, что она прямым образом связана с темой Вашего с профессором спора, хотя формат не позволяет расширить здесь тему значимости различения причин и следствий и влияния его (различения) на результат.

Сегодня, кажется, свет в конце тоннеля появился, даже Вы, не философ, осознали главную из истин - общество, как и мир в целом, развивается по законам природы. И от нас требуется только научиться постигать их и вписывать в жизнь. Вернее, истина одна, уровней её много и, к сожалению, очень многие из них пока для нас глубоко зарыты и растворены в суетности жизни. Суетимся и всё в ширь, стремимся к разнообразию, к усложнению, а потом плутаем в нами же посаженном лесу, иногда и между трёх сосен не можем разобраться. А истина любит простоту и глубину - СМОТРИ ВГЛУБЬ, ТАМ БОГ!

Я это к чему? Ну зачем мы морочим голову себе какими-то сомнительного свойства ярлыками - капиталИЗМ, социалИЗМ, коммунИЗМ?! Как будто мы уже научились ИЗМЕРЯТЬ степень истинности их содержания! Судя по многочисленным спорам по этой теме - мы ещё очень далеки от этого.

Другие мысли,возникшие по-прочтении, не для данного формата.

С уважением,

Наталья Благушина   07.09.2021 15:51     Заявить о нарушении
Признателен за отзыв, Наталья, (не хватает мне Вашего отчества). Очень жаль еще и того, что у Вас нет никаких сведений о себе в резюме.
В ближайшее время буду читать Вашу "Чашу Грааль". Интересно.
С поклоном,

Альберт Иванович Храптович   07.09.2021 15:23   Заявить о нарушении
Я Филипповна, но для хороших людей можно и по-простому.

Насчёт книги, а не жалко времени? Это даже не лес, а уже сибирская тайга.

Наталья Благушина   07.09.2021 15:55   Заявить о нарушении
Для хороших людей и их книг не жалко, Наталья Филипповна. Надеюсь, пойму.

Альберт Иванович Храптович   07.09.2021 17:32   Заявить о нарушении
Там и понимать нечего. Истина всегда проста, поэтому-то человек ей и пренебрегает, считая, что усвоение простых истин не достойно его высокого сознания. Ищет знания у высоких авторитетов (наверняка та профессор так и познавала свою науку). Так накапливается самомнение, научная фанаберия, начётничество, а на самом деле зашоренность на знаниях, вложенных в головы другими, без глубокого осознания истинности. В книге, которой Вы заинтересовались, я говорю: "Русский человек знает, что истину нельзя ни доказать, ни оспорить – ни словом, ни тем более силой. Истину нужно пережить, вытерпеть, отстоять во времени, душевно перетомить". Я в жизни встречала самых простых необразованных людей, которые мыслили глубже любых философов, а ещё больше встречала т.н. "образованных" людей, которые всей своей жизнью демонстрировали своё банальное слабоумие. Кстати, у меня на этот счёт есть политическая статейка, поскольку явление стало общемировым: http://proza.ru/2014/06/16/237

На этот счёт нам в назидание есть известная легенда об Адаме, соблазнившемся незрелым плодом с древа познания добра и зла, за что справедливо был наказан Отцом своим...(впрочем, если хватит терпения прочитаете мои комментарии на этот счёт в книге).

Но предупреждаю, что человеку с уже сложившимися жизненными взглядами трудно будет не то, чтобы понимать какие-то сложности (стремилась к предельной простоте), а, напротив, погрузиться в азы.

Наталья Благушина   07.09.2021 19:29   Заявить о нарушении
Ну посмотрим, Наталья Филипповна. Хорошо, что Вы даете ссылки. На флоте говорили: "Всего не офатишь!" (шутя, конечно).

Альберт Иванович Храптович   08.09.2021 06:34   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Альберт Иванович Храптович
Перейти к списку рецензий, написанных автором Наталья Благушина
Перейти к списку рецензий по разделу за 07.09.2021