Рецензия на «Об эволюции. I» (Августин Летописец)

Обращу внимание на один фактор, по-видимому, не вызвавший интереса у автора, и участников дискуссии, а именно – о мотивации, которая составляет, в общем, «смысл жизни». У отдельного человека или общественной формации для любого вида деятельности можно назвать мотивацию, как для «добрых» дел», так и для «злых». В рассматриваемом аспекте бОлший интерес привлекают дела «злые», поскольку в этом секторе находится предполагаемая угроза от цивилизации роботов для цивилизации человеческой.

Мотивацией человека для «дел «злых», в обобщённом смысле является преимущественное обладание всевозможными привлекательными для человека благами, Жажда власти имеет особую специфику, но, общем, сводится к вышеназванному. Такие категории, как тщеславие или ревность суть производные от конкретного общественного уклада. Мотивации типа: – садизм, мазохизм и им подобные, следует признать противоестественными

Но для роботов человеческие «блага» не являются источником наслаждения, и не могут быть поэтому поводом для соперничества. Ресурсная база для человеков и для роботов также различна. Извращения для роботов, (глюки»), по видимому, достаточно «развитые» роботы сами постараются исключить, и, притом, будут в этом более успешны, чем человеки в отношении своих.

Существенная человеческая мотивация – инстинкт самосохранения. Она даже считается основной. А как с этим – у роботов? Предполагается опасность того, что «Третий закон робототехники» станет доминантой, подавившей два первых. Но эта угроза реализуется, опять же, в условиях конкуренции, «войны», для которой, опять же, не усматривается повода, учитывая вышеизложенное. А вот в самоистреблении успешная роботизация может привести человечество к успешному завершению.

Искусственный интеллект может быть, и, вероятно, будет эффективнее человеческого в части синтеза решений на основании всего объёма существующей информации, но вряд ли сможет генерировать абсолютно новую информацию вследствие «озарения», «гениальной догадки», парадоксального решения. Также трудно представить себе его эмоциональную сферу по аналогии с человеческой, а эмоции играют немалую роль в успешности разнообразных предприятий.

Интересным может быть развитие в сторону «сигомов», т е. человеческих особей с роботизированными органами, но они всё равно останутся человеками.

А какой у роботов смысл жизни?

http://proza.ru/2010/07/19/1343

Марк Олдворчун   24.04.2022 19:59     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Марк!

Благодарю за проявленный интерес к моим публикациям!
Никак не упоминал здесь мотивацию, полагая, что применительно к эволюции природы этот термин вообще использовать некорректно, а эволюция человека и созданной им цивилизации — естественное (вариант: божественное) продолжение природной эволюции.

По существу — об искусственном интеллекте. Здесь в разделе "Публицистика" представлена публикация "Об искусственном интеллекте" (http://proza.ru/2017/12/05/1198) — это реальный обмен мнениями авторов Прозы.ру, некоторые из них этой темой занимаются профессионально. Быть может, Вам будет интересно ознакомиться, а в качестве развлечения могу предложить рассказик "По образу и подобию..." (http://proza.ru/2019/07/17/1647), где проблема роботов, некоторых их "потребностей" и взаимоотношений с людьми подаётся в иронично-саркастической форме.
Я всё же не готов делать прогнозы относительно будущего, в том числе нашего сосуществования с роботами. Главная причина — мы до сих пор не можем определить, что же такое разум, как он возникает и на каких "технологических" (программных?) принципах работает. В такой ситуации можем ли мы быть уверены, что на определённом этапе развития компьютерной техники у неё не появится собственный "разум", который при наличии высоких интеллектуальных возможностей в сравнении с человеком будет лишён присущих ему морально-этических качеств? Которые, кстати, сформировались тоже далеко не сразу, на это века понадобились, и то до сих пор наблюдаются многочисленные сбои. И можем ли мы оценивать возможные "потребности" таких роботов и смысл их жизни? Мы сами с собой на планете внутри своего биологического вида не можем до сих пор с этим разобраться, а туда же — что-то пытаемся домысливать за искусственный разум. При такой постановке вопроса говорить об известных законах робототехники вообще нет смысла, поскольку налицо попытка собственные (человеческие) "представления о прекрасном" распространить на совершенно чужеродный объект.
Нет сомнения, что разработчики постараются максимально свести на нет описанные риски, но удастся ли? Куда ведут благие намерения, все мы хорошо знаем.

Что касается рассказа "Вирус", он выдержан, как мне показалось, в традициях классической фантастики 1960-70-х годов, но это вполне естественно. Я и сам при всей её наивности с высоты современных представлений о мироустройстве и человеке предпочитаю её современной, замешанной на виртуальности и подсознании.
(Чтобы два раза не вставать. Приношу извинения, если утомил своими ссылками, однако не удержусь предложить ещё одну. Это рассказ "Космические спасатели" (http://proza.ru/2014/01/12/2514) из сборника «Аллюзион "Конец света"», где обитатели Вселенной спешат на помощь человечеству. Это тоже ирония с сарказмом, но уже не об искусственном разуме, а на тему политики. Естественно, ничего из вышеперечисленного не навязываю).

Мои наилучшие пожелания!

Августин Летописец   24.04.2022 17:57   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Августин Летописец
Перейти к списку рецензий, написанных автором Марк Олдворчун
Перейти к списку рецензий по разделу за 24.04.2022