Рецензия на «Диалектика от риторики до философии» (Александр Захваткин)

Ни методологические принципы материалистической диалектики, ни формы и методы её познания не позволили философам, её создателям, пользователям, приверженцам подойти вплотную к простейшей для понимания основе познания Мира - к пониманию того, что в основе мироустройства лежат Покой и Движение, что именно они (а не материя) являются реальностью. А пространство и материя являются лишь объектами Покоя, относящимися друг к другу в виде таких явлений как давление и инерция (стремление). Это позволяет считать диалектику тупиковым направлением философии.
С уважением,

Борис Владимирович Пустозеров   22.03.2023 00:23     Заявить о нарушении
> в основе мироустройства лежат Покой и Движение

Странное утверждение. Движение может быть абсолютным и относительным, в то время как покой, это только относительное понятие.
Не совсем понятно как нечто относительное может ежать в основе мироустройства.

Александр Захваткин   22.03.2023 00:39   Заявить о нарушении
Движение и Покой, как основа Мира, не имеют однозначных определений, они слишком многозначны. Во Вселенной пространство объективно, материя субъективна, а движение относительно, так как оно есть отношение материи к пространству. Абсолютного движения нет - это абстракция. В Бытии движение представлено явлениями (стремление субъекта и давление субъектов), которые чувствует субъект. Эти явления связаны, и именно эта связь есть покой Бытия.

Борис Владимирович Пустозеров   22.03.2023 06:55   Заявить о нарушении
> В Бытии движение представлено явлениями (стремление субъекта и давление субъектов), которые чувствует субъект.

Подтвердив относительность движения, Вы связываете его с субъектом.
Под субъектом в философии принято понимать человека. Тогда как объяснить движение Луны? Какое отношение её движение имеет к субъекту (человеку)

Александр Захваткин   22.03.2023 09:15   Заявить о нарушении
Философы ошибаются, субъектом является любое физическое тело, от атома до звезды, потому что материя субъективна, в отличие от объективного пространства. Луна тоже субъект, как и Земля, обе они являются объектами Лунно-Земного эллипсоида (системы объектов), который является в свою очередь объектом солнечной системы. Луна как субъект имеет отношение только к Земле (она пытается к ней вернуться, а земля её выталкивает) и не имеет никакого отношения к человеку, а вот человек имеет к ней отношение, он её наблюдает, изучает и придумывает о ней всякие небылицы.

Борис Владимирович Пустозеров   22.03.2023 14:20   Заявить о нарушении
Не могу с Вами согласится, так в современной философии существует четкое определение субъекта и объекта.
«Словарь русского языка» С.И. Ожегова (первое изд. – 1949 г.):
1) философское – познающий и действующий человек, которому противопоставлен объект

На мой взгляд, совершенно не двусмысленное определение. Поэтому мне не понятно, чем вызвана необходимость менять устоявшуюся традицию разделения субъекта и объекта, и представлять думающего человека тождественным стулу на котором он сиит?

Александр Захваткин   22.03.2023 19:07   Заявить о нарушении
Впервые проблему объект - субъект сформулировал Декарт.
При этом под субъектом он понимал человека познающего реальность, а под объектом, все что доступно человеку в познании, в том числе и другого человека, и самого себя.

Таким образом, ни материя, ни её производные, не могут рассматриваться как субъекты, так лишены возможности познания.
Попытки внедрения панпсихизма, как, например, думающий атом Циолковского, поддержки не наши.
Полагаю, что и Ваша концепция панпсихизма вряд ли найдет сторонников.

Александр Захваткин   22.03.2023 20:04   Заявить о нарушении
Ни Декарт, ни Ожегов не знали и даже не предполагали, что Материя субъективна. И если следовать обозначенной ими и Вами линии, то придётся признать, что собака, которая друг человека, или обезьяна, от которой произошёл человек, являются объектами, то есть относительно человека они уравниваются со стулом, на котором человек сидит. Или Вы всё же будете считать их субъектами, а с ними тогда и кузнечиков, и бактерии?

Борис Владимирович Пустозеров   22.03.2023 21:50   Заявить о нарушении
Кроме того, признание субъективности всех физических тел не имеет ничего общего с панпсихизмом. Субъективность Материи выводится строго логически из схемы мироустройства, а панпсихизм придуман людьми, предполагающими у предметов наличие души, то есть тут уже религия, а не наука.

Борис Владимирович Пустозеров   22.03.2023 21:56   Заявить о нарушении
Борис, Ваши рассуждения не новы:

Я утверждаю, что ни стол как стол не одушевлен, ни одежда, ни кожа как кожа, ни стекло как стекло; но как вещи природные и составные они имеют в себе материю и форму. Сколь бы незначительной и малейшей ни была вещь, она имеет в себе части
духовной субстанции, каковая, если находит подходящий субъект, стремится стать растением, стать животным и получает члены любого тела, каковое обычно называется одушевленным, потому что дух находится во всех вещах и нет ни малейшего тельца, которое бы не заключало в себе возможности стать одушевленным.
Джордано Бруно (1548—1600) О ПРИЧИНЕ, НАЧАЛЕ И ЕДИНОМ: ДЖОРДАНО НОЛАНСКИЙ К НАЧАЛАМ ВСЕЛЕННОЙ.

Таким образом, Вы следуете воззрениям Броно все что может самостоятельно двигаться наделено душой и должно считаться субъектом. Но уже Лейбниц с таким утверждением не соглашался:
Но если бы кто-нибудь сказал, что бог может во всяком случае наделить способностью мышления приспособленную к этому машину, то я бы ответил, что если бы это произошло и бог наделил бы материю этой способностью, не придав
ей в то же время субстанции в качестве субъекта, которому присуща эта способность, как я это понимаю, т.е. не присоединив к ней нематериальной души, то
оставалось бы допустить, что материя чудесным образом превознесена, чтобы получить свойство, на которое она не способна естественным образом, подобно тому
как некоторые схоластики утверждают, что бог превозносит огонь, чтобы сообщить ему способность непосредственно сжигать отделенных от тел духов, что является
настоящим чудом. Достаточно того, что невозможно утверждать, что материя мыслит, не вкладывая в нее нетленной души и не допуская чуда...
НОВЫЕ ОПЫТЫ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕ

Как видим Лейбниц ограничил категорию субъектов присутствием в них души. В этом случае он следовал воззрениям Декарта, что субъектами могут быть только те субстанции, которые обладают свойством мышления.
Сегодня эту категорию субъектов сузили до понятия челока-разумного. Нацистские идеологи пошли дальше и сузили его понятия ариец, тот кто не ариец, тот не субъект, а объект, возвращаясь таким образом во времена античности и раннего средневековья. Поэтому с терминами надо обращаться очень аккуратно, так как социальные последствия ошибки могут быть очень трагическими.

Александр Захваткин   22.03.2023 22:15   Заявить о нарушении
Всё, что Вы, Александр тут изложили, относится к религии, к наличию или отсутствию духа или души. Но это к материи не имеет абсолютно никакого отношения. Субъективность любого физического тела исходит из того, что у него есть возможность действия и способность к действию, оно может по необходимости получать способность от других тел и передавать эту способность другим физическим телам, и также оно может, при достаточной способности находиться в покое или в равномерном движении. Всего этого нет ни у каких других объектов во Вселенной, кроме материи.
Но Вы так и не ответили, считаете ли собаку и обезьяну субъектами.

Борис Владимирович Пустозеров   22.03.2023 23:21   Заявить о нарушении
> Но Вы так и не ответили, считаете ли собаку и обезьяну субъектами.

С точки зрения современной философии нет, так как они не обладают способностью излагать результаты своего мышления, поэтому по отношению к человеку они являются объектами, но объектами специфическими, обладающими способностью к эмпатии и сопереживанию. Иными словами все животные обладающие способность к сопереживанию являются представителями некой переходной формы от объекта к субъекту. Для их определения, очевидно, требуется не известный в настоящее время термин.

Александр Захваткин   23.03.2023 00:13   Заявить о нарушении
> у него есть возможность действия и способность к действию

Возвращаясь к Луне. В чём выражается её способность к действию по собственной инициативе, аналогично действию человека (субъекта)?

Александр Захваткин   23.03.2023 00:17   Заявить о нарушении
А причем тут инициатива и аналогия с человеком? Вы ставите свои собственные условия движению луны, но у луны есть свои условия для движения, абсолютно независимые от Ваших взглядов. И по этим условиям луна подчинена центру системы и движется по эллиптической орбите...

Борис Владимирович Пустозеров   23.03.2023 00:23   Заявить о нарушении
> у него есть возможность действия и способность к действию

Это цитата из Вашего комментария, относящаяся к любому физическому телу. Луна одно из них, поэтому я и спрашиваю: как она реализует свою способность к действию.
Как эту способность реализует человек (субъект) я знаю, а вот как её реализует Луна мне не неизвестно. Предполагаю, что как автор гипотезы, Вы знаете ответ на этот вопрос.

По-моим представлениям Луна, это объект, и к какому либо самостоятельному движению, как и все иные планеты и звезды, никакой способности не имеет.

Александр Захваткин   23.03.2023 00:39   Заявить о нарушении
У луны есть возможность в каждой точке своей траектории двигаться дальше по прямой и улететь от земли, но луна имеет способность поворачивать, поэтому она меняет направление и продолжает обращение вокруг центра системы - именно так она использует свою способность, выбирая из двух возможностей одну ей необходимую, что ж тут непонятного.

Борис Владимирович Пустозеров   23.03.2023 09:27   Заявить о нарушении
На всякий случай поясню подробнее, если вдруг непонятно. Каждый субъект имеет в любой точке и в любой момент своего существования как минимум две возможности - сместиться (перемещаться) или, остановившись, повернуть (вращаться). Луна не желает покидать родную систему и, получая способность к движению от земли и солнца (грубо говоря, заряжаясь и питаясь получаемой энергией), перемещается и периодически поворачивает. Примерно так же человек, рождённый в своей стране, получающий нормальную зарплату на работе и тепло от родных и друзей, может, но не желает покидать родину. А другой человек при таких же возможностях выбирает иное и уезжает, фантазируя о громадных заработках и демократии в какой-нибудь европе.

Борис Владимирович Пустозеров   23.03.2023 09:45   Заявить о нарушении
> Луна не желает покидать родную систему

Борис, термин ЖЕЛАНИЕ применим только к мыслящей субстанции, наделенной соответствующим органом для выполнения этой функции. У человека и высших животных эта функция реализуется в мозге.
Таким образом, Ваше утверждение, о желании Луны, указывает на то, что Луна обладает МОЗГОМ?!?

Вы, конечно меня простите, но это уже Солярис Лема или думающий атом Циолковского. Это чистой воды панпсихизм.

Подробнее о панпсихизме Циолковского здесь http://proza.ru/2018/01/14/1250

Александр Захваткин   23.03.2023 10:01   Заявить о нарушении
Я уже объяснял Вам, что панпсихизм не имеет к материи никакого отношения, но Вы это не усвоили. О Луне выражусь иначе. Луна стремится продолжить движение в системе, которой она принадлежит. Так должно быть понятнее, ведь речь идёт о стремлении субъекта, а не о желании человека или какого-нибудь суслика.
Посмотрите схему мироустройства http://proza.ru/2022/12/30/1241, возможно, Вам что-то станет более понятно. Схема конечно, не окончательная, мелочи какие-то ещё будут изменяться, но в целом она уже показывает, как устроен наш мир - вселенная объектов и бытие субъекта.
С уважением,

Борис Владимирович Пустозеров   23.03.2023 10:22   Заявить о нарушении
> Луна стремится продолжить движение

Борис, стремление, так же как и желание, это результат функции мозга.
Заявляя о желании или стремлении Луны, Вы тем самым заявляете о наличии у неё МОЗГА.

Я сомневаюсь, что Вы сможете выразить результат самопроизвольного движения Луны, минуя психологические термины. Таких понятий человечество не сформировало, так как панпсихизм не стал определяющим философским направлением.

Полагаю, Вам надо определиться в терминах осмысленного движения объектов, которые не обладают способностью к мышлению, и уж только после этого выносить свою гипотезу на обсуждение.

В том виде в каком Вы её представляете сегодня, она не отличима от панпсихизма. Это хорошо известная философская концепция, которая мною не разделяется.

Александр Захваткин   23.03.2023 12:38   Заявить о нарушении
Какие-то глупости Вы говорите, да ещё зациклились на панпсихизме. Когда Ваше тело при резком торможении автобуса, в котором Вы едете, устремляется вперёд, это от мозга никак не зависит, потому что это инерция, стремление тела продолжать движение в своей как говорится инерциальной системе. А желание - это когда Вы не стремитесь куда-то, а хотите чего-то вкусненького. Желание связано с получением удовольствия, а стремление - с направленностью, поэтому стремление присуще всем материальным объектам. Я занимаюсь логофизикой, а не психологией, и то, что человечество ещё многого не знает и не понимает, я прекрасно осознают. Кто-то же должен открывать людям новые горизонты, кроме америки можно ещё много чего открыть.

Борис Владимирович Пустозеров   23.03.2023 14:30   Заявить о нарушении
> Желание связано с получением удовольствия, а стремление - с направленностью, поэтому стремление присуще всем материальным объектам.

Изменим формулировку вопроса: камень, который лежин на плоской горизонтальной поверхности обладает стремлением?

Александр Захваткин   23.03.2023 14:49   Заявить о нарушении
Конечно. На него воздействует атмосфера, придавливая своей тяжестью к поверхности и он стремится вниз. Но снизу на него воздействует земная порода (или деревянный стол, если он на столе лежит), отталкивая от своей поверхности, и он стремится вверх. Эти два стремления создают в нем внутреннее давление. Ну, в системе Земли стремление камня направлено по ходу вращения. Пока кто-нибудь не пнет его в какую-нибудь другую сторону.

Борис Владимирович Пустозеров   23.03.2023 15:41   Заявить о нарушении
> и он стремится вниз.

Борис, у Вас реальная проблема с психологией. Слово "стремиться" применяется к субъектам обладающим волевыми качествами. Объекты, не обладающие волевыми качествами, находятся под воздействием со стороны иных тел или источников силы. То, что Вы описываете, называется: под воздействием силы притяжения, или как Вы считаете, под ВОЗДЕЙСТВИЕМ атмосферы.
Ни один объект никуда стремится не может. Это Ваша самая большая ошибка. И она интегрирует Вашу гипотезу в панпсихизм.
Уберите из Ваших логических рассуждений термины не относящиеся к объектам, и все Ваша гипотеза разрушится как карточный домик.

Александр Захваткин   23.03.2023 16:32   Заявить о нарушении
Любое стремление возникает в результе воздействия. Странно, что до сих пор Вы этого не знали. Мне наша беседа напоминает разговор Аристарха Самосского с древними греками, когдо он объясняет им, что земля обращается вокруг солнца, а они считают его дураком, потому что солнце, вот оно, поднимается и опускается вокруг них... А жаль. При Ваших обширных знаниях Вы могли бы многого достичь в науках.
С уважением,

Борис Владимирович Пустозеров   23.03.2023 18:50   Заявить о нарушении
> Любое стремление возникает в результе воздействия.

Борис, ещё раз обращаю Ваше внимание на корректное использование терминов.
Стремление - настойчивое влечение, тяготение, решительная устремленность к чему-л. Стремление к миру. Стремление к обогащению.
Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;

Понятие "воздействие" может относиться как к субъекту, так и к объекту. Постарайтесь понять философское содержание этих понятий, и взглянуть на свою гипотезу глазами общепринятых определений. В противном случае Вам трудно будет найти сподвижника.

Александр Захваткин   23.03.2023 20:15   Заявить о нарушении
"Постарайтесь понять философское содержание... понятий и взглянуть на свою гипотезу глазами общепринятых определений. В противном случае Вам трудно будет найти сподвижника".

Принятая научным обществом философия нынче основана на утверждениях, что движение есть свойство материи, Мир имеет начало (то есть как-то когда-то кем-то создан), субъект есть мыслящее существо (бог, человек).
У меня иная философия. Она основана на утверждении, что Мир творится Движением и Покоем, и знание этой истины отражается в нашей речи (в русском языке): всё, что выражается вопросом "что делает?" (что делается), является Движением, а всё, отвечающее остальным вопросам, есть Покой.
При таком взгляде многие понятия начинают проявлять своё изначальное содержание, не соответствующее принятому современному, особенно в естественных науках. А главное, при таком взгляде легко выстраивается непротиворечивая Схема устройства Мира, в которую органично вписываются все истинные знания и открытия физики и химии и также легко выбраковываются абстракции типа СТО, ОТО, сингулярности, всемирного притяжения и прочих.
С уважением,

Борис Владимирович Пустозеров   02.05.2024 17:42   Заявить о нарушении
> Она основана на утверждении, что Мир творится Движением и Покоем

Понятие "творение" подразумевает некий процесс изменения реальности, поэтому не понятно каким механизмом ПОКОЙ может изменять реальность.

<Мир творится Движением> - движение это результат изменения реальности, который может быть только следствием чего-то. Что в этом случае является источником движения в самом общем представлении: например, движение фотона или движение электрона по орбитали? Что стало причиной этих движений?

Александр Захваткин   02.05.2024 22:06   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Александр Захваткин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Борис Владимирович Пустозеров
Перейти к списку рецензий по разделу за 22.03.2023