Рецензия на «Национальная идея и третий проклятый вопрос ч. 1» (Вячеслав Новичков)

"Что создало и веками поддерживало Великую Римскую империю? Вначале – готовность заимствовать лучшее у побеждённых и открытость римского общества. Чтобы быть евреем, им надо родиться, а гражданином Рима мог стать каждый."

Становление империи было подготовлено экспансией Римской республики. Империя (принципат) продолжала расширять свою территорию лишь по инерции, заданной в республиканские времена. Империя, возникшая на рубеже эр, перестала расширяться на рубеже 1-2 вв. Римская же республика не столько стремилась заимствовать лучшее у побежденных, сколько превратить побежденные государства в "имения римского народа", источник материального процветания римской гражданской общины. Заимствовали же римляне с самого начала своего существования, когда находились в сфере политического и культурного влияния этрусков (и отчасти сабинов). Среди римских царей было несколько этрусков (Тарквинии); звание верховного жреца (понтифекс максимус) связано с умением этрусков возводить мосты (понтес - по латыни) без использования гвоздей, которые, по религиозным представлениям той эпохи не могли использоваться при строительстве сакральных сооружений, к коим относились мосты); в римский пантеон была введена этрусская богиня (Минерва), как, кстати, и сабинский Квирин, от которого произошло название римских граждан (квириты); от этрусков римляне восприняли обычаи проведения триумфальных процессий и гладиаторских схваток и многое другое. Однако значительная часть римского общества вовсе не проявляла готовность заимствовать "лучшее" у других народов. Так, Катон Старший и его группировка в сенате, добились в конечном счете фактического изгнания выдающегося римского деятеля - Сципиона Африканского, победителя Ганнибала - который ратовал за восприятие римлянами ценностей эллинской цивилизации (другое дело, что в итоге позднее победила группировка, выступавшая за приобщения к греческой культуре, технологиям и мировоззрению).
Гражданином Рима в республиканское время и в период ранней империи мог стать лишь человек, имевший большие заслуги перед Римом, и то, по специальному решению сената/императора. Когда в 1 в. до н.э. италики взбунтовались, требуя равных прав с римскими гражданами, разразилась кровавая "Союзническая война", поставившая республиканский Рим на край гибели. В итоге римлянам пришлось уступить (при этом наиболее непримиримые противники Рима - горные самниты - были вырезаны поголовно). Когда Юлий Цезарь предложил дать римское гражданство поддерживавшим его цизальпинским галлам, ему пришлось добиться реализации своего предложения только после победы в гражданской войне.
В предкризисный период, когда империя стала испытывать серьезные политические и экономические затруднения, император Каракалла объявил всех подданных империи римскими гражданами - исключительно ради увеличения ресурсной базы государства. Население империи встретило эдикт Каракаллы с полным безразличием, поскольку статус римского гражданина в ту историческую эпоху никаких привилегий населению не давал.

"А современные, на порядок превосходящие своих предков числом и обладающие неизмеримо большими техническими возможностями не могут до сих пор восстановить просто потому, что Парфенон им не нужен в той степени, в какой был нужен древним, ибо сейчас и без него можно жить."
Это спорный тезис. Восстановленный Парфенон - это был бы новодел, фикция. Никому же не приходит в голову "восстанавливать" разрушающийся египетский сфинкс и изготавливать и вставлять рассыпавшиеся или отвалившиеся каменные блоки на пирамидах. Разрушенный Парфенон является памятником безвозвратно ушедшей эпохи, и этим он притягателен для историков, включая историков культуры и зодчества, а также туристов. Можно, конечно, скопировать вывезенные англичанами фризы Парфенона и поставить их на место, подлатать остальные архитектурные детали храма, сделать новую кровлю из медных пластин, изготовить гигантскую статую Афины с копьем и ежегодно наряжать ее в новый пеплос - только зачем? Вынашиваются планы консервации Парфенона (например, предлагают накрыть его гигантским стеклянным колпаком для предотвращения дальнейшего разрушения храма).
Но вот в Вене восстановили церковь Св. Стефана, поврежденную во время штурма Красной армией города, хотя без нее венцам вполне можно было жить.

"За два века до того, как Рим сложился в своих максимальных границах, он уже воспринимался как мироорганизующий центр, оплот справедливости и рукотворного порядка в отличие от звериного мира варваров."
За два века до этого, т.е. на рубеже 2-1 вв. до н.э. Рим вел внешние захватнические войны в Африке и на эллинистическом Востоке - в областях, население и владыки которых видели в Риме не "оплот справедливости и порядка", а поработителя народов, душителя свободы, ненасытного агрессора. Недаром вся Греция восстала после того, как Митридат устроил резню десятков тысяч римских граждан в Малой Азии и провозгласил "свободу" Греции. Недаром африканский вождь Югурта, подкупивший пол-римского сената, изрек о "мироорганизующем центре": "Продажный город - тебя весь можно было бы купить, если бы нашёлся покупатель". Звериный мир варваров - это лишь стадия развития человеческого общества (распад первобытноообщинного строя), и римляне также в начале существования своей общины были дикими пастухами, обряженными в звериные шкуры. Но с самого начала они вели практически непрерывную агрессию против соседей. Так был устроен древний мир. И "цивилизованные" эллины, попав под ярмо македонских "варваров", захватили огромные территории, до этого захваченные персами.

"Пока для гражданина идея, что "величие Рима превыше всего", была незыблемой, Рим стоял. Он стал рушиться, когда идея была растоптана ногами легионеров, возводивших на трон "солдатских" императоров."
Это даже не идеалистический взгляд на римскую историю, а какое-то отвлеченное прекраснодушное суждение.
Рим из общины римских граждан, небольшого латинского полиса, превратился в центр обширного средиземноморского государства. Оставаясь по сути полисом, Рим превратился в главный город огромной империи, и система управления, сложившаяся в нем, раздираемом внутренними социальными противоречиями (борьба италиков за уравнение в правах с римлянами; массовое разорение крестьянства; деградация городского плебса, голосовавшего на выборах за того кандидата, который давал больше денег;) не позволяла эффективно управлять мировой державой. Римские граждане, по выражению Юлия Цезаря, - а это еще период гибели республики - превратились в "подонков Ромула". Им не было никакого дела до величия Рима - раздавали бы бесплатные хлеб с маслом, да устраивали бы зрелища! Поэтому республика пала, и был создан новый порядок: государством управлял один человек, опиравшийся на армию, торгово-ремесленные круги в Италии и влиятельных провинциалов вне ее. Число и влияние этих провинциалов росло, и во 2 в. н.э. они составляли большую часть сената и определяли курс державы. Императорами становились уже не представители старой выродившейся римской аристократии, а сначала провинциалы римского происхождения (Флавии, многие Антонины, выходцы из Африки), а затем и лица варварского происхождения (семиты, галлы, уроженцы дунайских провинций). Старый Рим практически перестал существовать после катастрофы Валериана в войне с персами, и Италия превратилась в такую же провинцию, как и все остальные административные единицы империи.

Алексей Аксельрод   15.06.2023 01:03     Заявить о нарушении
Уважаемый Алексей, спасибо за лекцию.

Вячеслав Новичков   15.06.2023 05:48   Заявить о нарушении
Краткость - сестра таланта...

Роман Огнев   16.06.2023 17:50   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Вячеслав Новичков
Перейти к списку рецензий, написанных автором Алексей Аксельрод
Перейти к списку рецензий по разделу за 15.06.2023