Виталий Попов - полученные рецензии

Рецензия на «Посмертная выставка Михаила Юганова» (Виталий Попов)

Всё верно: талантливый, полный жизненных планов, безвременно ушедший... Мы с Михаилом выпустили совместный сборник стихов и иллюстраций "Диалог", планировали ещё, но не успели. Дружу с его женой Галиной. Не поворачивается язык назвать Галю вдовой - она до сих пор живёт им... Видимо болезнь мамы подкосила Михаила. Светлая память... Возвращаюсь время от времени к его работам. Знать и дружить с такими людьми как Михаил - это везение и счастье.

Таня Даршт   03.11.2021 16:19     Заявить о нарушении
Рецензия на «Люди в белых халатах в тылу и на передовой» (Виталий Попов)

Замечательная статья. Большое спасибо за немалый труд, который понадобился Вам, чтобы ее написать, и, конечно же, за память о тех ушедших о нас замечательных людях..

С искренним уважением.

Татьяна Коливай   09.02.2020 15:31     Заявить о нарушении
Спасибо, но это не моя заслуга, а ногинского краеведа, сотрудника Ногинской станции юных туристов Евгении Владимировны Кудрявцевой, которая предоставила мне собранный ею исторический материал и архивные фотоснимки.

Виталий Попов   24.02.2020 20:39   Заявить о нарушении
Рецензия на «Пока мы не покаемся» (Виталий Попов)

"Пока мы не покаемся, всё может повториться
К 80-летию Большого террора."

Виталий, перед кем это я, 1947 г. рождения, должен каяться...?!

Ну ты и придурок...! Своих грехов не наделай!

Бабуин.

Эдгарт Литау   26.07.2017 15:24     Заявить о нарушении
Рецензия на «Почему мы поклоняемся идолам?» (Виталий Попов)

Уважаемый Виталий попробуйте внимательно рассмотреть фотографию.На снимке видно,что сооружение находится на краю улицы,не видно постамента в то же время демонстранты проходят в непосредственной близости отправлено предполагаемого памятника.Вывод:это временное сооружение,возможно установленное на платформе на время проведения мероприятия.В этом месте памятника Сталину никогда не было.Памятник был на стадионе "Спартак" в 1953-1956 годах.

Андрей Дегтянников   21.01.2017 18:56     Заявить о нарушении
Во время обращения с Посланием Федеральному Собранию президент России напомнил о том, что в 2017 году будет отмечаться столетие Февральской и Октябрьской революций 1917 года. По словам Путина, воспоминания об этих великих потрясениях - это повод ещё раз обратиться к самой природе и причинам революции. Общество нуждается в глубоком и честном анализе этих событий, отметил президент России. Путин также подчеркнул: никто не может запретить людям свободно мыслить и открыто высказывать свою позицию в политике, экономике, средствах массовой информации.
Революция – тема, заслуживающая особого отношения в силу большой исторической значимости для России и всего мира.
29 декабря 2004 года президент России Владимир Путин подписал федеральный закон (вступил в силу 1 января 2005 года) "О внесении изменений в статью 1 ФЗ № 32 "О днях воинской славы (победных днях) России", в соответствии с которым 7 ноября стал Днем воинской славы России - Днем проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год). С этого парада наши деды уходили на фронт и многие отдали свои жизни.
21 июля 2005 года президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон "О внесении изменений в федеральный закон "О днях воинской славы (победных днях) России". В соответствии с новой редакцией Федерального закона, установлены дни славы русского оружия - дни воинской славы (победные дни) России в ознаменование славных побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России, и памятные даты в истории Отечества, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни государства и общества. Среди памятных дат 7 ноября назван Днем Октябрьской революции 1917 года.
Конечно, любая революция — это трагическое время для страны и народа: подчас даже члены одной семьи поддерживали разные воюющие стороны. Всё это привело к гибели людей, разрухе и разорению.
Но это наша история. И её необходимо знать. Многие были репрессированы в 30-е годы. Сыновья этих людей выиграли одну из самых страшных войн в истории человечества. Сейчас молодое поколение – это праправнуки участников событий начала ХХ века. Они должны знать своих предков. Во многих городах Подмосковья сохранились «революционные» памятники, названия улиц, площадей, микрорайонов.
До наших дней сохранились многие здания и улицы, на которых происходили революционные события в Ногинске, памятники, связанные с этими событиями и их героями. И наш город носит имя участника трёх революций, видного деятеля первого советского правительства. Я считаю, что молодёжь должна знать эту историю, знать о людях, в честь которых назван наш город, улица, на которой ты живёшь. Советский период с соответствующими названиями - это тоже история! В США, например, часто улицы просто нумеруют, или есть районы больших городов, где улицы названы буквами алфавита: улица A, улица B, улица J, улица O. В Ногинске около 400 улиц. Названия 45-50 из них связаны с революционными событиями и именами революционеров, участников гражданской войны.
Революционеры – кто они? Одни считают их героями, другие - государственными преступниками, третьи – наивными идеалистами. Делать выводы может каждый самостоятельно. Но для начала нужно ознакомиться с историей вопроса, с биографией этих людей. Революционеры (и наши земляки в том числе) боролись за права, улучшение жизни и труда людей, многие погибли. Среди революционеров, связанных с историей нашего края, почти нет примеров людей, доживших в богатстве, спокойствии и сытости до преклонных лет. Многие погибли совсем молодыми, не увидев результатов своей борьбы, сильной страны, хороших условий жизни.Ознакомьтесь с их биографией.
Почему эти люди не заслуживают того, чтобы о них знали и помнили? Разве не заслуживает уважения позиция наших прадедов, выигравших Великую войну и построивших великое государство, которые назвали город, улицы, микрорайоны в честь этих людей и событий?
Давайте бережно и с уважением хранить то, что создали наши предки, память о них, сохранять названия улиц советского времени, не бороться с памятниками и памятью. Пусть вновь построенные улицы носят имена людей, прославивших наш край в разное время в разных сферах. И для переименования в Ногинске есть 2 Безымянных переулка, 6 Богородских, 2 Декабрьских, 10 Доможировских улиц и 2 переулка, 4 Живописных, 9 Ильича, 6 Колхозных и 3 Комбинатовских, 9 Малобуньковских, 10 Молзинских, 3 Новоторбеевских, 11 Северных, 4 Славянских, 6 Совхозных, 8 Черноголовских улиц, и новые улицы можно назвать в честь наших земляков, прославивших родной край в разные годы в разных сферах. И Ногинск – единственный город на карте России.
Идолы у всех разные. Выбор каждого человека - объект для поклонения и нужен ли он в принципе. А историю надо знать и уважать.

Евгения Кудрявцева 7   28.09.2017 16:00   Заявить о нарушении
Рецензия на «Смерть приходит по расписанию» (Виталий Попов)

Колодец прозы
В издательстве «Литературный европеец» во Франкфурте-на-Майне вышел роман Виталия Попова «Смерть приходит по расписанию».
Перед нами картина жизни 70-х: провинциальный город, где живёт, учится, сомневается лирический герой романа Серёжа Амбросимов - русский мальчик, который мечтает стать писателем. Соответственно для данной исторической локации на страницах мелькают знаковые имена: Александр Солженицын, Дмитрий Сахаров, Елена Боннэр, Анатолий Кузнецов, Кронид Любарский… Ну и, само собой, названия заокеанских голосов: «Би-Би-Си», «Голос Америки», «Свобода, «Немецкая волна», – до которых охоч наш герой.
Обратимся к страницам романа. Пред читателем предстаёт образ провинциального города, скрупулёзно, до тонкостей, выписанного автором, причём не просто так, а с погружением в историческое прошлое: « Они прошли мимо памятника с пятиконечной звездой, воздвигнутому в память трёх красногвардейцев, павших в 1918 году за установление советской власти в Богородском уезде». В данном случае это не описание конкретного пространства, но изображение людей, обживших город, улицу; это картина жизни, данная густыми, плотными, колоритными мазками, хотя и видимая сквозь призму видения лирического героя. Автор погружает нас в проблематику провинциальной, или, как раньше выражались, уездной жизни. Традиция давняя – идёт от Пушкина, Толстого, Тургенева, Достоевского, Чехова, Бунина, Платонова…
Перед нами подросток, уже в школьные годы размышляющий над страницами романа Герцена «Былое и думы», задающий беспокойные вопросы: «Зачем Герцен стал издавать журнал «Колокол?» То есть мы застаём период, когда внутренний голос разъедает личность изнутри, наполняет ощущением неудовлетворённости обыденной жизнью.
Неудовлетворённость бытия – откуда? Брожение внутреннего голоса; отсюда – мысли о рае, аде, душе и смерти. Такие понятия, как личное, семейное, мировое нередко состоят в неразрешимом противоречии; именно их дыхание ощущаешь при чтении рассказов и повестей того же Андрея Платонова, который в своём изображении был честен перед читательской аудиторией.
Ближнее окружение Амбросимова – самое разнообразное: отец, бывший военный лётчик, периодически лечащийся от алкоголизма; мама, кувыркающаяся с соседом по причине импотенции мужа, друг отца, Павел Плотников; одноклассница Лика, приятель Вадик Миролюбов. Далее – сослуживцы по части, сотрудники редакции городской газеты «Знамя коммунизма» (среди них Евгений Глазков), подружки и фиктивная жена Тамара. Автор характеризует своего героя стойким, но не воинствующим атеистом. Штрих, характерный для жизни исторического периода, начиная с 1917 года, когда атеизм был провозглашён государственной политикой. Хотя замечались уже отдельные отщепенцы, что посещали Храмовую службу в Кузнецах или во Фрязеве.
Желание во что бы то ни стало нести светоносную правду в массы (курсив мой - Е.Я.) заставляет Амбросимова избрать гибельную колею; с этой целью он строчит на машинке реферат об Александре Солженицыне, трактат о Михаиле Зощенко с целью просвещения умов своих сослуживцев, после чего попадает под колпак КГБ.
«Творчество – это жизнь! – писал он в дневнике. – А всё остальное – среда обитания, в которой мы вынуждены свой срок бренный на земле маячить, зарабатывая мизерные деньги на свою дефектную жизнь». И далее: «Хватит отсиживаться в окопах! Пора переходить на борьбу с антигуманным режимом».
Старший Абросимов предупреждает:
– Ты думаешь, верткий очень, умный больно, да? И не таких умников советская власть обламывала.
У отца своя правда: опыт жизни и знание того, как близка смерть, как легко она переламывает, уничтожает хрупкий росток жизни.
Первой жертвой неистовой борьбы и становится старший Амбросимов: узнав, что в армии сыну светит срок за его просветительскую деятельность, тот кончает жизнь самоубийством. Ах, если бы дети слушали отцов, а ранее – своих бабушек, тётушек или тех, кто знает поболее…
Когда-то Василий Розанов, рассуждая о любви, Боге, жизни, юношестве, литературе, написал следующие строки: «Сколько у нас репутаций…, омоченных в юношеской крови. О, если бы юноши когда-нибудь могли поверить, что люди, никогда их не толкавшие в это кровавое дело (террор), любят и уважают их, – бесценную вечную их душу, их тёмное и милое «будущее» (целый мир), – больше, чем эти их «наушники», которым они доверялись… Но никогда они этому не поверят! Они думают, что одиноки в мире, покинуты: и что одни у них остались «родные», это – кто им шепчет: «Идите впереди нас…» Никогда этого шёпота дьявола не было разобрано».
Человеку вообще свойственно быть недовольным своей жизнью. Именно эта неудовлетворённость - признак роста и возмужания личности, толкает его – сначала из привычного семейного круга, затем за порог родительского дома, затем за пределы города, родной страны. Всё зависит от того чувства или, если хотите, света, коим наполнено желание. Желание это может исходить из разных источников, которые могут завести в тупик, исключая одного: чувство любви. Именно она тот краеугольный камень, на котором зиждется всё. «… Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей. Уклоняйся от зла, делай добро, ищи мира и стремись к нему», - так говорит святой апостол Пётр в Первом Соборном послании. Спаситель знал, что мир лежит во зле, однако Он открыл иную область – Царство Божие, целую вселенную души человеческой. Выбор, предлагаемый человеку, Господь оставляет за ним: либо это усилие, направленное вовне (и здесь трудностей и подвохов не оберёшься), либо во внутрь своего Я, к ядру своей личности. Здесь также подстерегают ловушки и туннели. Где же искомая золотая середина? В самом человеке, в той мере познания самого себя, ибо вечная борьба Добра и Зла лежит не вовне, но внутри каждой отдельной личности.
Вернёмся к герою романа Сергею Амбросимову. Ему повезло: из комсомола не выгнали; он поступил в литинститут. Появилась новая цель – овладеть искусством художественной прозы, построенной на исключительности сюжета, способной вызывать у читателя некие ответные чувства. Однако «… в гражданской жизни, и в стройбате он ощущал, что пребывает в заколдованном кругу однообразной и пошлой действительности, из которого выхода в иной осмысленный и красивый мир не видно, хоть ты глаза вычеши!» И всё же он пишет – пишет дневник, автобиографические рассказы, роман о стройбате, где исследует природу дедовщины. И ещё верит, что не зря гробит время на свой роман: и для его суровой правды время когда-нибудь наступит. (Курсив мой. - Е.Я.)
Ах, как хотелось бы верить! Смерть нелепая, скажем точнее, случайная, в камере СИЗО, обрывает путь Амбросимова.
Казалось бы, роман прочитан. Однако у меня остаётся острое чувство сопричастности с прожитыми вместе с героем событиями. Зададимся вопросом: это повествование только о судьбе Амбросимова или ещё о чём-то? Жизнь, вместившая всего-то двадцать три года – это как? На чаши весов положены: с одной стороны, жизнь, с другой – смерть. Хрупкое равновесие, центр которого должна удержать отдельная личность мальчика из провинции. Не удержал. Или не дали удержать. Что перед нами: трагедия местного масштаба? А может быть, более?
В пространстве самого текста ощущается некий интертекст, в котором присутствует иной герой – САМ АВТОР. И это именно он вопрошает: с кем ты, читатель? Какова твоя позиция в оценке изображаемых событий? Ведь если внимательно вчитываться, автор нигде не даёт прямого ответа. Не исключаю, что у кого-то из читателей возникнет желание увидеть в романе аллюзии на день сегодняшний или обвинить Виталия Попова в пристрастном отношении к своему герою, придать роману черты автобиографичности. Соглашусь с данным обстоятельством лишь отчасти. Если внимательно читать и перечитывать роман, разницу, конечно, заметишь.
Жизнь в Росси всегда сложна. Жизнь в России неоднозначна и опасна. Опасна для тех, кто особенно близко приближается к её всесокрушающей правде. Это обстоятельство хорошо было известно и нашим великим классикам, и людям следующих поколений. Вспоминая Андрея Платонова, к которому наш уважаемый автор явно тяготеет, нельзя не привести строки, в которых писатель связывает такие понятия, как любовь и жизнь, искусство и жизнь:
«… Любовь – мера одарённости жизнью людей (курсив мой - Е.Я.), но она, вопреки всему, в очень малой степени сексуальна», - писал Андрей Платонов. И потому главным своим достоинством Андрей Платонов считал не творчество, нет. Прожитую жизнь.
Серёжа Амбросимов не прошёл самый главный урок – испытание жизнью: проиграл свой бой. Но выиграл автор.
Елена ЯКУШЕВА
2015

Виталий Попов   21.08.2015 17:13     Заявить о нарушении
Рецензия на «И сошли со старого стекла удивительные лица» (Виталий Попов)

можно увидеть хоть что-нибудь из этих снимков в инете?

Вадим Фомченко   29.01.2015 23:02     Заявить о нарушении
Рецензия на «Когда торжествуют серые» (Виталий Попов)

Первая цитата из Стругацких – слова не Руматы, произносит их высокоучёный отец Кин, садист-убийца, постригшийся в монахи, автор "Трактата о доносе":
"...Не умом поразить тщился. Единственно, чего добивался, успеть в государственной пользе. Умные нам не надобны. Надобны верные..."

Мария Гринберг   26.11.2014 11:02     Заявить о нарушении
Мария, спасибо за справедливое замечание по поводу цитаты из романа Стругацких. Слова о том, что "умные нам не надобны, надобны верные" принадлежит не Румате, а отцу Кину. Приятно сознавать, что есть люди, которые так хорошо помнят текст бессмертного романа.

Виталий Попов   04.12.2014 14:22   Заявить о нарушении
Рецензия на «Когда торжествуют серые» (Виталий Попов)

Прекрасная статья. Красивые и умные люди. Патриоты.
Время всех рассудит. Сколько бы раз ни переписывалась история.

Укрната Киевская   26.11.2014 10:17     Заявить о нарушении
Рецензия на «Аты-баты, куда идут стройбаты?» (Виталий Попов)

...а Сем-ск 22, переименовали таки в Курчатовск, правда название как то не прижилось, по крайней мере у нас, на площадке "Г" (Сем-ск--23), его называли "Берегом"...)

Поль Иванов   03.03.2014 11:01     Заявить о нарушении