Как я киношницей стала

    Люди творческих профессий мне с детства казались особенными,отмеченными талантом.Хотелось разгадать их секрет и понять свои собственные возможности. В маленьком  городке- новостройке Альметьевске Татарской АССР   путёвку в профессию журналиста  мне дала городская газета. Восьмиклассницей я бегала по заданиям редакции, приносила заметки и свои первые стихи. Но  мечтала-то втайне о встречах с киноартистами,которые поразили меня в любимых фильмах.
 Кино у меня было главным увлечением. С верными подружками и одноклассницами мы не пропускали ни одной картины.Учительница географии,жившая в соседнем подъезде нашего дома,давала почитать журнал "Советский экран". Подруги разглядывали фото актёров,а я искала в первую очередь  критические статьи и репортажи со съёмок. Мне-школьнице хотелось сочинить нечто подобное.Сравнивала дотошно фантастические повести "Алые паруса" А.Грина и "Человек-амфибия" А.Беляева  с их киноверсиями. В книгах мне были интересны вступительные статьи с анализом сюжета,языка,характеров героев. На мои восторги девчата крутили пальцем у виска и старались перевести разговор.Ну мол,тебя- зануду на фиг!  Надоела до чёртиков своими  заумными "речами".
  В 60-е годы у всех были чёрно-белые телевизоры и один-единственный телеканал. Но в определённые дни и часы Казанская телестудия транслировала на всю Татарию собственные сюжеты. И как-то я услышала,что гостем студии будет киноартист Даниил Ильченко-исполнитель роли Пантелея Мелехова в фильме "Тихий Дон".
  С замиранием сердца села у телевизора. Даниил Иванович на экране с хитринкой глянул на ведущего,попросившего поведать о специфике актёрской работы в кино, и улыбнулся:
 - Знаете, какое мнение  на творческих встречах зрители высказывают  о  нашей профессии? Мол,лёгкая работёнка для мужчин-дурака валять да с актрисами целоваться. С шахтерами-то не сравнить! Но ведь каждое ремесло труда требует и актёрству мы учимся всю жизнь. Да,я целуюсь с актрисой на экране,если даже её ненавижу. Но это моя работа и за неё  мне  деньги платят.
 В телестудии раздались смешки и вопросы гостю стали задавать по делу. А меня изумила такая откровенность умного человека и большого артиста.
 Потом Даниил Иванович  рассказал об грандиозной экранизации  романа "Тихий Дон",дошедшей до зрителя в 1957 году.  Знаменитый кинорежиссёр Сергей Герасимов работал совместно с автором эпопеи Михаилом Шолоховым и писатель активно участвовал в утверждении актёров на роли.
 Съёмки проходили в казацкой станице и местные жители  пристрастно относились к москвичам," играющихся" в их жизнь.
 Даниил Иванович Ильченко оказался в киногруппе самым старшим по возрасту-он родился аж в 1894 году.  По отечески опекал исполнителей. Мужчинам по многу часов делали сложный грим и его надо было беречь на съёмках-не есть,не пить, увёртываться при падении с коней,чтоб не пострадало лицо.
 Петра Глебова-исполнителя  роли Григория Мелехова-киношного сына Пантелея- Ивченко в сцене  атаки лошадь скинула на полном ходу. Актёр под крики гримёра,умолявшего беречь казацкий нос, упал "удачно", но  сломал рёбра.
 Актрису Элину Быстрицкую -Аксинью в станице дружно откармливали, чтобы  телом  она походила  на казачку.  Она призналась Даниилу Ивановичу, что не умеет   стряпать, а ей предстоит в кадре  тесто месить.  Ильченко  велел Элине засучить рукава  и втихаря от киногруппы обучил " обращению" с мукой. Эту великолепную и чувственную сцену в фильме забыть невозможно: Аксинья-Быстрицкая будто тесто перемесила всю свою жизнь-обиды,измены,побои от мужа и беспредельную до самого смертного часа любовь к Гришке...
  Присматривался Даниил Иванович  и с начинающей актрисе Зинаиде Кириенко. Ей выпала  трагическая роль Натальи-нелюбимой жены Григория Мелехова,изменявшим ей на глазах у всей станицы  с замужней Аксиньей. При каждом просмотре  я рыдаю в сцене грозы,когда  Наталья-Кириенко проклинает непутёвого Гришку.
 Никто из моих подруг-одноклассниц,ни я сама, сидящая в то время у телевизора, и предположить не могли, что мне выпадет счастье самой брать интервью у киноактёров,знакомых только  по экрану.  А случилось это на Всесоюзном кинофестивале  "ДУШАНБЕ-80",где я работала  специальным корреспондентом ТаджикТА-ТАСС. И первой ,кого я встречу  среди гостей, станет Зинаида Кириенко. Она показалась мне удивительно милой,скромной,с тихим голосом.
 Тогда,общаясь с актёрами театра и кино ,обольщаясь и разочаровываясь, я пыталась постичь природу их творчества.  Именно в Душанбе судьба подарила  мне подругу-актрису,которая приняла меня-зануду всей душой.  Это Сусанна Киселёва -она постоянно фигурирует в моих рассказах на самые разные темы.
На фото: специальный корреспондент ТаджикТА-ТАСС Вера Азарченко  с прекрасной Зинаидой Кириенко на Всесоюзном кинофестивале "ДУШАНБЕ-80". Зинаида Кириенко сыграла ещё одну шолоховскую героиню -Ирину в фильме Сергея Бондарчука "Судьба человека".
 
А вот мини-рецензии моих учеников-юнкоров на фильмы,которые мы смотрели в кинолектории   при кинотеатре "Рубин"  города Суворова Тульской области:
http://proza.ru/2022/04/04/1160  ( о фильмах  Андрея Тарковского"Андрей Рублёв" и "Иваново детство",
http://proza.ru/2021/10/10/572  ( о фильме Леонида Гайдая  "Иван Васильевич меняет профессию".


И на свои мини- рецензии и отзывы о кино я даю ссылки:
о фильме Елизаветы Кимягаровой  "Приключения Маленького Мука" http://proza.ru/2017/07/10/1394
о фильме-балете "Рубаи Хайяма" ( режиссёр Елизавета Кимягарова,композитор Толиб Шахиди,балейтмейстер-постановщик Сталина Азаматова)

О фильме Андрея Петровича "Мастер и Маргарита" (Италия-Югославия)http://proza.ru/2017/07/09/1738

о фильме Анджея Вайды "Пилат и другие" http://proza.ru/2017/06/25/1370

 о фильмах и ролях Дастина Хоффмана  http://proza.ru/2017/07/08/998

о актёре Евгении Жарикове и его киногероях http://proza.ru/2016/12/03/996

о ролях Всеволода Санаева и его незабываемом участии в фильме "Белые Росы" http://proza.ru/2016/10/12/1277

о ролях Евгения Герасимова по прозвищу "Петровка,38" http://proza.ru/2016/10/27/1414
 
о Ларисе Голубкиной и её знаменитой роли в фильме  "Гусарская баллада" http://proza.ru/2020/01/04/1800

о двух великих исполнителях в фильмах разных лет  "Запах женщины" Аль Пачино и Витторио Гассмане   http://proza.ru/2018/07/02/1324

о творчестве и киноролях турецкого актёра Ибрагима Челиккола http://proza.ru/2023/09/20/1240
   


Рецензии