Лидия Курчина. Рецензии

РЕЦЕНЗИИ

Интересные размышления ... Меня они убедили в том, что надо почитать ваше "Синее солнце ". Отчасти потому, что некоторые Ваши мысли и выводы совпадают с теми, которые и меня, бывает, посещают. Очень быстро не обещаю, но постараюсь свое впечатление облечь в слова.
А книгопечатание - одно из самых гениальных изобретений, несмотря на майнкампф и прочее. Таков уж человек,что его тёмная сторона принимает в жизни активное участие.
С уважением
===========================
Спасибо Лидия. От Вас получить отзыв особенно ценно. Предназначение человека не ясно самому человеку. И он научился играть в творца. И тогда, когда человек что-то создает, например текст, который на самом деле не просто чулок из слов, но некоторая небольшая вселенная, то он, человек, все-таки близок к понятию о своем предназначении. А если текст удачен и совпадает с читающим текст, то это уже грандиозное дело - встречаются две небольшие вселенные и они понимают, что они понимают друг друга. А так ... мы несемся невесть куда, каждый внутри себя. И я Вам очень признателен за решимость.
=============================
Рецензия на «Синее солнце жёлтая луна. часть 1» (Андрей Севбо)
http://proza.ru/avtor/kurlidiya

Здравствуйте!

Мне понравилось, очень понравилось! В знак уважения к автору почти сразу перевела чтение из телефона в компьютер, поскольку формат телефона совершенно не отвечает формату вашей прозы. Ваше мироощущение и мировосприятие о
показалось мне близким, знакомым, как будто я уже переживала нечто подобное в своем немалом читательском опыте. Очень пришелся по душе и язык - такой образный, осязаемый, живой и - более того, все, к чему он прикасается, немедленно становиться одушевленным, живущим своей насыщенной жизнью. Пока именно язык для меня является главным героем повествования, именно он у Вас творит чудеса. Павел Иваныч же пока проходит в качестве реквизита. Посмотрим, что будет дальше.

С уважением
==========================================
Рецензия на «Синее солнце жёлтая луна. часть 2» (Андрей Севбо)

Здравствуйте, Андрей!
Назвался груздем – полезай в кузов (это я о себе). Читаю я медленно в силу объективных причин и думаю о том, что я могла бы в этой связи сказать. Говорить что-либо конкретно о прочитанном я не очень-то и умею. Мне проще сказать в связи с прочитанным. Пока я воспринимаю Ваше повествование, а точнее по большей части его вторую часть как некую фантасмагорию, которая возникает и исчезает сама по себе без видимого источника. Например, как в детстве, бывало, стоит вечером взглянуть на штору, как она тут же оживёт, превратившись в экран на который направлен луч невидимого проектора. Иногда думаю, что одной из сюжетных линий является история отношений, пропущенная сквозь один из имеющихся у вас фильтров художественного повествования.

Еще хотела бы сказать, что иногда бывает так, что читая, я параллельно почему-то вспоминаю что-либо из ранее прочитанного или просмотренного. В вашем случае, этим вдруг оказался фильм «Фанни и Александр». Нет, никаких прямых ассоциаций нет. Просто, видимо, прошлый опыт, встретившись с чем-то необычным и интересным (на прозе – точно), начал свой анализ и подыскал ассоциацию по своему усмотрению,
Ну вот Вам и мой читательский отчет. Если его форма Вам не нравится, то скажите прямо. Есть еще вариант, предложенный Генрхом Бёллем: говорить просто "прелесть" или "гадость".

С уважением

Лидия Курчина   18.10.2021 13:52
==============================================
Огромная честь! Спасибо Вам! Отзыв писателя - это очень щедро. И очень-очень глубоко. Лидия, спасибо! Читать мою абракадабру - тот ещё труд.
Всяческих Вам благ! 3-я часть веселее. 4-я вообще сборник анекдотов
=====================================================
Пишу уже почти что традиционное спасибо за то, что сказали спасибо! И даже немного польстили! Я часто возвращаюсь к Вашему роману или повести. Он провокационный немного, но не совсем в традиционном смысле. В нём не столько сюжет или фабула, а мир, который это все окружает, мир, который делает это возможным. Ваша эрудиция здесь очень хороший помощник. Повествование не застыло в черно-белой форме, оно достаточно текуче, как сон.
Мне во второй части гораздо больше понравилась фамилия ПИ. Попала в точку. Но удивительно, такие события, которые из ПИ сделали Сизифова, могут происходить наяву, т.е. в самой что ни на есть серой действительности, у них даже вполне себе материальное объяснение есть. Пишу уверенно, потому что сталкивалась с этим в работе.
Знаете, какой вопрос меня сейчас в связи с чтением Вашей повести интересует: в чем смысл? Это мой давний детский вопрос, который очень не любили взрослые. Во всем должен быть смысл, даже – как это ни странно – в бессмыслице. Что бы ни делали, во всем есть тот или иной посыл. Даже если мы, например, занимаемся бытописанием. Поэтому что-то очень легко считывается, а в другом случае что-то может остаться и за кадром.


Смысла нет. Только замысел.
Я не являюсь господом богом по отношению к этой истории.
Я сам один из её персонажей, и отнюдь не главный.

В романе проступает параллельная реальность, параллельная жизнь и я её проживаю по мере поступления новых событий. И часто возвращаюсь и, с позиции прожитых страниц, правлю предыдущие.

Но посыл - посыл есть. Это напутствие.
Представим себе, что это книга мертвых наоборот. Бардо Тодол наизнанку(в тексте много иронических отсылок к Гоголю, к Мертвым душам).
Бардо Тодол читается над мертвым, чтобы помочь пройти Душе извилистый путь, минуя всякие преграды, пороги, сонмы всяких существ, которые норовят заманить в тот тупик, откуда фиг выберется голая, беззащитная душа несчастного.
Провести его через лабиринт к высшему Небу, либо, по крайней мере минимизировать его потери в блужданиях. На крайняк, растолковать ей, что именно с ней происходит и какие варианты.
С С Ж Л - то напутствие живым. Книга живых. Послание человеку.
И, в какой-то мере, послание от человека, как годовой отчет.


" ... и увидел Он, что это хорошо".
Понимаете? Он одинок. Он создал нас по своему образу и подобию. А мы про Него  вспоминаем только, когда нам фигово.
А я пишу отчет. Смотри, нам здесь тоже нравится. Мы часть тебя, мы Твоя пара, одна из миллиарда, глаз, ушей, носов и прочих органов чувств. И все органы Ты создал, чтобы мы свидетельствовали по мере своих сил, что вот так мы живем тут, на созданной Тобой Земле. Мало что понимаем. Ну и все такое.

Для этого я играю в подобие киносценария. Общая схема. Монтаж.
То есть персонаж П И С живет, будто пишет сценарий.  Он свою жизнь превращает в плёнку. Он по-другому жить не умеет.

Смысл есть. Смысл в монтаже, который происходит в голове читателя. Каждый эпизод я мечтаю бы довести до некоего совершенства(удаётся с трудом!) И монтаж эпизодов в голове читателя превращается в ЕГО СОБСТВЕННУЮ ПАРАЛЛЕЛЬНУЮ ЖИЗНЬ, своё кино. И читатель, в идеале, читая этот текст СОЗДАЕТ СВОЙ незаметно для себя.
Вы, например, вспомнили Бергмана.


Я спросила у Вас про смысл и посыл, имея на вопрос свой ответ. Мне интересно было послушать, что скажете Вы. И ответы базово совпали. При чтении первой части я сказала себе: это жизнь в виде киносценария, при чтении второй – это как черновики одного и того же киносценария, как множественные вселенные, которые все здесь, с нами, н уже за нашими плечами. Мне показалось, что базово то, что написали Вы, и то, что написала я, не очень уж и отличаются. А вот если спросить: Борис, о чем Ваши песни, это будет уже другая история, потому что его песни статичны, это картинки, а с картинками всё иначе. Тут у каждого будет своё. Но и в этом тоже есть смысл. Я, когда раньше слушала БГ, это было впечатление ходьбы по болоту собственного воображения и для меня смысл был в том, чтобы не увязнуть. У Вас нет статики, у Вас, наоборот, местами сумасшедшая динамика. Частично как в вашем сне – кружение в пространстве. Поэтому для меня как читателя важны были реперные точки, за которые можно зацепиться, но это мировоззренческий вопрос. Вы мне на него ответили – спасибо!

Лидия Курчина 
============================================
Как всегда, вы лучше формулируете.
Конечно. Вариативность, квантовость: электрон может быть сразу в нескольких местах. Материя дура, дух молодец.
Спасибо
=========================================

Рецензия на «Синее солнце жёлтая луна. часть 3»

Здравствуйте, Андрей!

Сказать, что читать было легко - это значит соврать в грубой форме. Но чтение того стоило. Мой мозг при чтении Вашей повести-романа-поэмы оживает без объяснения причин. И вот, что я могу написать в связи.
Если в первой части меня поразил язык, а вторая местами принимала форму множественных вселенных, то третья произвела впечатление калейдоскопа, в котором с каждой перевернутой страницей представала новая картинка, переливавшаяся всеми цветами фонового знания. А ещё мне показалось, что я побывала в голове у человека, пишущего сценарий, с до конца понятными только ему флэшбэками и ускользающими флешфорвардами.
Большое впечатление произвело заключение. Очень интересна мысль о судьбе второго тома "Мёртвых душ". Это исчерпывающе понятно. И вообще могу признаться, что всё больше и больше убеждаюсь в правоте Н. Бехтеревой, предположившей, что мысль не рождается в голове конкретного человека, а считывается им извне.

С уважением
===========================================
Дорогая Лидия.
Вы читатель - мечта.
Вы правы, относительно Бехтеревой. Мысль приходит на химическим путем. Потому и тексты умнее автора. Иногда. Не он их родитель. Он их воспитатель - плохой ли хороший это вопрос умелости, таланта и терпения.
Удачи Вам.
=========================================
Рецензия на «Синее солнце жёлтая луна часть 4» (Андрей Севбо)

Здравствуйте!

Чтение последней части было несколько омрачено мыслью о том, что она последняя. Это - как уезжать из командировки, стоять у трапа самолёта и вдыхать запах авиационного керосина. И уже неважно, что некоторые из встреченных персонажей настораживали, а некоторые очаровывали, что кого-то ты не совсем хорошо понимал, а с кем-то было трудно. Всё это действительно неважно, потому что впереди – другая жизнь и другие персонажи, а те, с которыми ты провел за чтением время, становятся частью тебя самого, частью твоей памяти, частью твоего опыта.
Вы знаете пьесу Хасинто Грау «Куклы»? Я ни в коем случае не провожу никаких аналогий, не сравниваю, а вспомнила просто в связи. Иногда кажется, что самый могущественный в любом виде творчества – это автор. Но так только на первый взгляд. Если приглядеться получше, то за автором замаячит и другая фигура, а за той фигурой – глядишь – и ещё какая-нибудь тень мелькнёт. Было время, когда я думала, что это и есть самый важный компонент в любом виде творчества. Но настал час, когда просто захотелось прожить вместе с героями кусочек жизни здесь и сейчас, поверить им безоговорочно и получить удовольствие от процесса жизни, от всех её завихрений и причудливых форм. Могу сказать, что с Вашими героями у меня это получилось. Им удалось немного оторваться от автора и прожить в моём воображении чисто свою жизнь.

Ещё хочу сказать, что Ваше произведение просится в книгу, чтобы страницы были настоящими, шелестящими, чтобы их можно было переворачивать, возвращаться к прочитанному и одновременно иметь возможность видеть одним глазом то, что происходит дальше. Другими словами, хочется, чтобы был физический объём. А все изображения текста в формате 2D – это плоская плоскость, которая, как каток, раскатывает мысли, идеи образы в одну сплошную ленту.

Мне очень понравился зелёный цвет в Ваших иллюстрациях. Он реально притягивает глаз!

С уважением

Лидия Курчина
=============================================== 
Благодарю!
Есть основание полагать что мне сказочно повезло с читателем!
Вряд ли бы кто-то осилил такой массив текста, который вдобавок крутится волчком и не дается глазу.
И смог бы так интересно и компетентно о прочитанном порассуждать. Не вызвав у автора желания забиться от стыда под стол и медленно покрываться там пылью.
Разве кто потренировался на Улиссе и на Марселе Прусте )))) (Че-та я хватил))))
Вы правы насчет бумаги.
Книга - домик для истории.
Спасибо Вам.
Андрей Севбо   
=====================================================

На Джойсе и Марселе Прусте я тренировалась давно, в университете. Но опыт до сих пор реально помогает в смысле чувства уважения к тексту.
Я совсем не думаю, что Вам пора прощаться с Вашим детищем. Просто физически часть, которую я сегодня прочитала, была последней. И я знала об этом, и это знание имело свое влияние на восприятие.

Насчет читателей: на прозе с этим большая проблема. Можно сказать, что их надо искать днём с огнём без особого успеха. Политика владельцев сайта лежит в области коммерции, не литературы. Так что если надежда есть, то она связана с его величеством случаем. А случай - он как: случился - и тут же в прошлое. Это все разово, вне системы. Но все равно, мне кажется, что даже таким образом тексты набирают свою энергетику, обретают свою жизнь.

Лидия Курчина   

==========================================================

Рецензия на «Синее солнце жёлтая луна часть 5»

Здравствуйте!

Это не отзыв и уж никакая не рецензия, тем более что само слово звучит в контексте сайта как-то слишком уж помпезно, что идет в явный разрез с вашим чудесным романом-поэмой. Это, если хотите, некоторый экскурс в ощущения рядового читателя непосредственно в процессе чтения. Вообще я бы сделала слово «процесс» основой для своих чувств-эмоций-наблюдений, потому что именно процесс является главным героем. Он осязаем, он не даёт расслабиться. Если хоть на секунду из него выбиться, то чтение может потерять смысл. Чтение нельзя ставить на паузу, нельзя не дочитать, отложив на потом. «Потом» уже не будет иметь никакого смысла, и нужно будет начать все сначала. Именно процесс является главным действующим лицом при полной самодостаточности и автономности всех остальных действующих лиц. Мне кажется, они могут вписаться в любой контекст и прожить там так же бурно, как проживают и в вашем романе-поэме. При чтении возникает ощущение, что крутишь калейдоскоп, крутишь именно ты, а не автор, за которым обычно следует читатель. И такая отстраненность – это заслуга автора, потому что вмешиваться в поток жизни, в процесс жизни дело неблагодарное. Ты просто всплываешь в разных местах и то знакомишься с новыми действующими лицами, то встречаешь старых приятелей. И не важно, что произойдет в следующий момент, потому что жизнь удивительно многообразна. И всё же, конечно, это ваша картина мира, ваше восприятие и узнаваемым во всех пяти частях для меня стал компонент богемной жизни, который придает всему лёгкий шарм и вполне может претендовать на то, чтобы называться изюминкой всего романа.

С уважением
Лидия Курчина

===========================================================
Добрый день, Лидия!
В каковой вы преобразили и мой сегодняшний!
Благодаря вам жизнь обрела смысл и красоту. Спасибо!
Спасибо, что нашли время прочитать, семижды спасибо, что нашли время и ответить таким чудесным текстом.
Ваш текст-эссе, кроме того что чистый бальзам, еще и прокладывает кабель связи между тем, что происходит в голове сочинителя и в голове читающего.
Этот 5G канал - есть то главное.
И то что вы говорите мне очень дорого. Так как моя концепция в том, что главный писатель - это читатель. Именно в его голове все как-то складывается.
Именно он творит тот мир, в котором существует во время чтения (иначе - подключения к тексту).
Он и есть тот наблюдатель, благодаря которому квантовая запутанность текста мгновенно превращается в некую параллельную Вселенную.
И я очень ждал (признаюсь!) ваш "отзыв".
Так как вселенная - вселенной, но хочется ли жить, хотя бы отчасти и хоть какое-то время в этой вселенной - был для меня вопрос без ответа.
Иными словами, такая перегруженность истории как будто на маленького ослика, по имени сюжет, нагрузили такую скирду сена, что и ослика под ней не видно.
А сверху на сене еще резвится богема.
Как вы верно подметили!
С безграничным уважением,
Андрей Севбо

часть 1
http://proza.ru/2021/05/08/1833
часть 2
http://proza.ru/2021/05/08/1867
часть 3
http://proza.ru/2021/05/29/1762
часть 4
http://proza.ru/2021/07/13/630
часть 5
http://proza.ru/2022/06/17/1340
ЧАСТЬ 6
http://proza.ru/2022/07/20/1184


Рецензии