Море чудес-1

 
    Начало  -  в главе 1. "Бесславный конец и чудесное непридуманное начало"
  - http://proza.ru/2022/01/21/1822
  - в главе 2. "Полный вперёд!" - http://proza.ru/2022/01/24/1645
  - в главе 3. "С виселицы на поле" - http://proza.ru/2022/01/27/1276
  - в главе 4. "За своими зрителями" - http://proza.ru/2022/01/29/1621
  - в главе 5. "Первый галс тренировочный" - http://proza.ru/2022/01/30/2019
  - в главе 6. "День космонавтики" - http://proza.ru/2022/02/04/1699
  - в главе 7. "Сектор "Приз" на барабане!" - http://proza.ru/2022/02/06/910
  - в главе 8. "Неожиданная чудесная развязка" - http://proza.ru/2022/02/06/2085


            
                Э  п  и  л  о  г

                Чудесное, обыкновенное, неожиданное,
           весёлое, грустное и даже трагическое послесловие,
             с небольшим вступлением-пояснением от автора,
                которое многое объясняет



                Море чудес


     Работая над этой повестью, хотя, по большому счету, эта мемуарная история больше смахивает на длинный рассказ «репортажного типа», я каждый раз «зарываясь» в подробностях тех или иных описываемых событий 30-ти летней давности, всё никак не мог дописать до той «логической точки», чтобы выдохнуть и сказать самому себе: «Готово!».
 
     И вот, наконец, случилось: последняя глава завершена, итоги  удивительной поездки Евгения Коляшина на «Поле чудес» в далёком 1992-м году известны, автору можно расслабиться…
 
     Кому-то всё, от первой до последней части, понравилось, и благодарный читатель искренне болел, от всей души переживая за главного героя. Кто-то, наоборот, нашёл в этой «саге про халяву» почву для критики, мол, позарился человек на неё самую, и зачем вообще было об этом писать? Видимо, многие уже подзабыли какое это было время и как мы все жили-выживали в «лихие» 90-е! А были и такие, в основном, из младого поколения, кто совсем ничего не понял и «не вынес» для себя полезного, но спасибо, что честно в этом признался. Вам повезло, друзья! Вы выросли и живёте сейчас совсем в другом мире: с мобильной телефонной связью, без которой сегодня мы уже не мыслим себя, со скоростным Интернетом, в котором можно найти абсолютно всё! А тогда, в те годы… Это было время перемен!
 
     Только-только, как рухнула великая «Советская империя» и не было у нас ничего, кроме чувства свободы и желания всё увидеть своими глазами. Это было время, повторюсь, великих изменений в стране и в сознании её граждан! Поэтому, написав последнюю строчку в этой «репортажной повести» я говорю себе: «Нет, это ещё не финал!». Необходимо послесловие – обобщающая и во многом разъясняющая заключительная часть в этом повествовании про участие военного моряка в первом на центральном телевидении капитал-шоу «Поле чудес»!

     Что же случилось потом с Евгением Коляшиным? Будут ли  новые приключения в его жизни и службе?  Как развивались события в России и за её пределами, свидетелями и участниками которых в то время, многие, в основном люди старшего поколения, стали сами?
 
     Обо всём этом в эпилоге, который называется «Море чудес»! Почему так? Ну, во-первых, главный герой – морской офицер.  Во-вторых, «поле» намного Уже таких понятий, как земля, а для моряков – суша! А суша  на планете Земля сильно уступает водным пространствам: морям и океанам! Поэтому мой эпилог получился большим. Пришлось поделить его даже на две части…

     В этом «Море…» будут большими и малыми «островками» поданы факты, без которых в этой повести нельзя было ставить ту самую точку, чтобы глубоко вздохнув-выдохнув, произнести: «Ну, теперь, более-менее, готово!».
Поэтому я, как на ходовом посту корабля, даю снова себе команду по-флотски: «Обе машины вперёд полный!»…

                Первый «островок в море»

                Из разговора в машине...

                Место и время действия:
              Горьковское шоссе, поздний вечер 12 апреля 1992 г.
            (диалект для полной правдивости максимально сохранён)

     – Ты, чо! У нас такие шикарные места были с Серёгой! Мы же всю эту кухню, что за таблом, сбоку видели. Там и Листьтев был с этой… Ну, чёрненькой (1) его! Другая женщина, тоже симпатичная, светленькая (2), но та всё щеки надувала – деловая, возмущалась без слов и пальцем на вас показывала, режиссер программы, наверно. У них там специальный типа-телевизор стоял. Ещё одна девчонка с короткой стрижкой (3), серьёзная – помощница ведущего. В общем, сидят все такие, разговаривают тихонько и кофеёк попивают. И вдруг: «Есть такая буква!» – орёт Якубович.  Которая со стрижкой (помощница) срывается,  быстро свою чашку с кофе в сторону, «улыбку на лицо» и бегом в студию, чтобы открыть букву. Потом возвращается довольная и снова за свой кофе. Вы же этого, там, за барабаном, не видите, а у нас с Серёгой – всё, как на ладони! Ты давай рули (это уже Сергею), не отвлекайся! А приз в чёрный ящик сам Листьев тебе положил и девке этой ещё сказал что-то. Я сама видела эту коробку у них. Мне почему-то сразу показалась, что ерунда какая-то. Но тебе-то как об этом сообщить?!! Хоть бы повернулся, а то стоите с Лёшкой у барабана, как два истукана, и только с Якубовичем торгуетесь! Лёша, поспи сынок (это уже семикласснику Алексею, сидящему на заднем сиденье, рядом с Евгением), ехать долго ещё… Поспи, родной!

     – Да я думаю, обхитрил он просто меня. Наверняка где-то в потаённом кармашке ключи от «Пятёрки» были спрятаны. – откликнулся в полголоса Коляшин.

     – Может и так… На то он и чёрный ящик! Это же игра, как-никак!

     – Представляешь, если бы я взял эти пять тысяч?!!

     – Надо было брать… Лишние деньги никогда не помешают!

     – Ты чего? Только бы я их взял с подноса этой девицы, он сразу из черного ящичка достал бы ключики и показал вам –  зрителям и стране всей по телевизору, что призом машина красная была!

     – Иди ты…

     – И все довольны, все смеются! А вас с Сережей и меня с племянником у барабана «кондрашка» хватила бы… Нет, правильно я сделал, что стоял на своём и приз взял. Всё-таки, хоть какая-никакая, а память об этой игре!

     – Ты думаешь, что тебе за просто так «жигуль» бы дали?

     – Если бы всё по-честному было, то да! – не сдавался Женька.

     Смех в машине…
 
     – Тише! Лёшку разбудите!

     – Да не сплю я, мама! – заёрзал на сиденье Алексей и, посмотрев в окно, добавил, – А мне всё понравилось!

     – Правильно, племяш! Главное, сам всё своими глазами увидел! Эх, надо было тебе ещё Якубовича за усы дёрнуть!

     Снова смех в салоне «Москвича»…

     – Ты что сказку про «Золотой ключик» забыл?  Там поле чудес было где? – продолжила сестра, повернувшись к брату.

     – Да помню я… В стране дураков!

     – Молодец! Память у тебя отличная. А бесплатный сыр, не припомнишь, где бывает?

     – В стране умных! Но у тех «мыши в головах водятся»…

     – Вот-вот! Про мышеловку забыл… Кстати, ты на самом деле кроссворд сам сочинил и отправил на «Поле чудес»? Перерисовал бы с какого-нибудь старого журнала «Огонёк» и готово (4)!

     – Не, я сам! В школе ещё этими словесными головоломками занимался. Мои кроссворды и чайнворды во владимирских газетах тогда печатали – в «Комсомольской искре», в «Призыве»!  Даже гонорары потом из редакций присылали по почте. То три рубля, то пятёрку… Помнишь, Галка?..

     – Помню, Женька…

                П р и м е ч а н и я:

     1. «Чёрненькая его!» – Альбина Назимова, супруга Влада Листьева.

     2. «Другая женщина, тоже симпатичная, светленькая…» – в 1992 году первый режиссёр программы «Поле чудес» Елена Харчевникова. Как она сама потом вспоминала: «Якубович настолько волновался, что почему-то не говорил в микрофон, а буквально орал. Но именно тогда родилось его знаменитое» «Приз в студию!!!».

     3. «Девчонка с короткой стрижкой…» –  Наталья Чистякова. Слова, которые каждую неделю по пятницам отгадывали десятки миллионов человек, выбирала она. До того, как стать бессменным редактором капитал-шоу «Поле чудес», девушка с энциклопедическими знаниями, кандидат филологических наук, была помощницей ведущего: в ее обязанности входило открывать буквы на табло и выносить призы. 

     4. Самые первые участники «Поля чудес» узнали о съемках нового телевизионного шоу из  выпусков программы «Взгляд». Чтобы оказаться за  барабаном на «Поле чудес», претендентам требовалось прислать в «Останкино» составленный ими кроссворд, свою фотографию и рассказ о  себе. Плагиат сразу «вычислялся» опытными помощниками редактора: всех недобросовестных авторов ждало «разоблачение»! Определить чужой кроссворд из газеты-журнала, прошедший ранее редакторскую правку, на самом деле очень легко!

     Из письма-заявки Евгения Коляшина на участие в программе:
     «…Понимаю, что желающих покрутить ваш чудесный барабан очень много, но не испытать себя на «Поле чудес» в наше (!) время просто нельзя. СпрОсите почему? Да потому что:

          Удачу, риск не обуздать,
          Вновь барабана поворот.
          И кто же станет отрицать,
          Что наша жизнь – большой кроссворд!
          Вопросов много я найду
          На поле сказочных чудес,
          Ответив правильно, пойму,
          Что я счастливчик, не глупец.
          Как испытать судьбы каприз?
          За буквой букву отгадать,
          Где сектор «плюс» и сектор «приз»,
          Банкротом тоже можно стать.
          Крутись быстрее барабан,
          Мы полюбили все тебя.
          Калининград и Магадан,
          Москва и Питер, вы и я.
          Аплодисменты и улыбки,
          Слезы из глаз и просто смех.
          Тому, кто обойдёт ошибки –
          Придёт заслуженный успех!
          И если жизнь моя в игре,
          А ставка – максимум рекордов,
          Я докажу своей судьбе –
          Нет нерешаемых кроссвордов!»

     Однако, со слов  одного из авторов, сценаристов и первых продюсеров «Поля чудес» Алексея Мурмулева, в редакции шоу-программы не  было никакой возможности проверить все-все заявки – просто они хотели насторожить зрителя! А писем в редакцию в день приходило более тысячи! В месяц из 30-ти тысяч присланных кроссвордов – надо было отобрать всего тридцать, может, чуть больше (с запасом)! Всех прошедших так называемый «отборочный этап» вызывали телеграммой, которую и получил Евгений Коляшин. В содержании её текста сообщалось, что гостиница в Москве участнику гарантирована, но проживание и проезд не оплачивались.
Судьба всей многотысячной корреспонденции от «желающих крутануть барабан» (куда письма девались?) автору неизвестна, но предположить можно. Понятное дело – в мусорный бак! Не «солить» же их, и не в музее «Поля чудес» хранить.

     «Музея», кстати, о  котором часто упоминалось по ТВ в 90-е годы, на самом деле ещё не было, он появится много позже… Но первым сакраментальную фразу: «Этот экспонат перейдет в музей «Поле чудес»», – произнёс Влад Листьев, принимая от одного из участников капитал-шоу в подарок самовар.


                Второй «островок в море»

               Из воспоминаний Владислава Листьева, Алексея Мурмулева, 
         Алексей Дронова, Карена Абрамяна – авторов и организаторов первого
                на российском ТВ капитал-шоу «Поле чудес»
              (цитаты «первопроходцев» взяты автором из Интернета)

     Едва ли не главной проблемой капитал-шоу «Поле чудес», которую Листьев, как руководитель программы, должен был решать лично, стал поиск спонсоров, готовых предоставить призы для игроков. «Приходилось ездить к начинающим бизнесменам и уговаривать их дать призы под неизвестно что. Фактически они давали под меня, потому что в какой-то степени доверяли», – объяснял Влад в 1992 году.
 
     Чтобы разыграть автомобиль уже в первом выпуске, Листьев сам ездил в Тольятти на АвтоВАЗ, где, кстати, познакомился с Бадри Патаркацишвили, а через него и с Борисом Березовским. Не забыли ещё этого персонажа в истории России?
 
     Самыми крупными первыми спонсорами «Поля чудес» стали американские компании B&D и  Coca-Cola, а также латвийские производители парфюмерии Dzintars.
 
     «Мы просто молились на них. Coca-Cola в обмен на рекламу давала свои холодильники для напитков, майки, кепки, джемперы – а мы были счастливы. Это же Coca-Cola! – вспоминал со смехом Мурмулев. – Никто не  задумывался, что это стоит копейки. Помните истории, как индейцы меняли золото на стеклянные бусы? Вот это про нас…».
 
     Стоимость рекламы зависела от курса доллара и постоянно менялась. «Мы понимали, что к нам заходят западные спонсоры и  для них сто долларов – это сто долларов, просто валюта, а не панацея [от инфляции], – продолжает Алексей Дронов (директор «Поля чудес»). – Мы смотрели, как падал рубль, и  добавляли 15-20% [к курсу]. Получалась цена за  минуту рекламы (1). Мне кажется тогда все «лепили цены», кто во что горазд!».

     Впрочем, самая эффектная реклама поначалу была у российских финансовых пирамид: «Хопер-Инвест» выкупил гигантский баннер, МММ разыгрывал на своем секторе сначала слитки золота, а затем машины Ferrari.
 
     По оценке одного из продюсеров «Поля чудес» Карена Абрамяна, аудитория их  программы к  тому времени в  СНГ достигала 200 миллионов зрителей (2)!
 
     «Официальная зарплата у  меня, как у  руководителя телекомпании ВИД, миллион рублей. Но, поверьте, это совсем небольшие деньги для такого сверхдорогого города, как Москва», – признавался Листьев в интервью уже в 1993 году.

                П р и м е ч а н и я:

     1. Евгений Коляшин на собеседовании с Леонидом Якубовичем накануне записи программы предложил прочитать своё стихотворение про «Поле чудес», на что услышал примерно следующее: «Нет, братец, такое нельзя будет пустить в эфир. За вашу «рекламу» о нас на нашем же шоу, мы будем должны заплатить 200-250 тысяч рублей!». Женька тогда так и не понял кому?  Ну не ему же! Наверное, кому-то наверх…

     Как выразился однажды Виктор Мережко (советский и российский сценарист, драматург, кинорежиссёр, актёр, писатель, телеведущий): «До «Поля чудес» все, кто имел отношение к телевидению, весьма смутно представляли каким лакомым куском является реклама. Думаю, именно в «Поле чудес» работники телевизионной программы впервые почувствовали приятность весомых дополнительных заработков…»

     2. Многие участники программы потом жалуются, что не увидели в телевизионной версии своих выступлений или приветов. Не включили в программу и «делёж» Коляшиным его призовых полотенец от фирмы «Табани» (помните в заключительной главе?): большое комбригу, среднее – начальнику штаба, а самоё маленькое – племяннику Лешке. Всё вырезали…

     Объяснение для себя Евгений потом нашёл такое: просто так решили  редактор с руководителем программы. Зато «святое» время для рекламы выдерживалось как никогда!
 
     Игроки-участники на самом деле сильно волнуются перед телекамерами (сьёмки порой длятся по три часа и больше, а в эфир выходит 60 минутная программа с рекламой) и очень боятся казусов. А редактор, наоборот, обожает данные штуки. Шоу, благодаря им, кажется душевнее, живее и смешнее.


                Третий «островок в море»

                Междугородний звонок
                (за три пятнадцатикопеечные монеты)

     … Попрощавшись с матерью во Владимире, Коляшин утром следующего дня (13 апреля) возвратился в Москву, доехал до «Лубянки», а потом бегом в самый большой магазин «Детский мир», чтобы приобрести сыну-первокласснику, как и обещал, игровую телевизионную приставку. Потом добрался до Белорусского вокзала, с которого ходили и ходят до сих пор поезда в российский эксклав с Янтарной столицей – город Калининград. Там же он позвонил из междугороднего телефона-автомата (были такие, не забыли?) в Лиепаю, жене Виктории.

     – Привет-привет! Можешь меня поздравить, Викусенька! – громко прокричал он в трубку. – Я выиграл!!!

     – Что, Женька?

     – Сюрпрайз! Стоимостью в пять тысяч рублей! По крайней мере мне Якубович такие деньги за него предлагал!

     – А ты?

     – Конечно, взял приз! Что я лох какой?..  Приз взял, Вика!

     – Молодец! – искренне обрадовалась супруга. – А цвет какой?

     – Цвет? Плохо слышно… Ах, цвет! Бежевый! Тебе понравится! А ещё страховку двойную получил. В общем, не зря съездил! Всё своими глазами на телевидении посмотрел и во Владимире тоже побывал. Тебе привет от мамы и сестры Галины! А Лёшка со мной за барабаном в студии стоял, помогал мне. Всё расскажу потом, как с моря вернусь… Да!  Витьке в Москве я игровую приставку купил! Только чувствую, с ней полный «кирдык» придёт цветному телевизору…

     – Почему?
 
     – Да вредно всё это телеку! Ты это… Самое главное –  позвони нашему оперативному ОВРы, в любое время – он на сутках! Номер его на листочке записан под телефоном на тумбочке. Скажи, что я сегодня выезжаю в Калининград, а следом в Балтийск. И пусть он по оперативной связи сам доложит начальнику штаба Русакову, что я во вторник буду на месте! Поняла, Викусь? У меня последняя «пятнашка» осталась…
 
     – Поняла, не волнуйся, Женя. А про приз сказать?

     – Не, не надо… Сам всё расскажу! Ну, пока… Целую тебя и целуй за меня Витьку! Вы мне очень помогли, победы мои!!!

     …«По-моему, Вика решила, что я выиграл автомобиль! Бежевый «Жигулёнок»… Ну, по деньгам всё так и выходит!» – подумал Коляшин, уже следуя «самым полным ходом», на железнодорожную платформу. – «Про «зажатые» Якубовичем ключи от машины разве объяснишь в двух словах? Нет, правильно сделал, что пока не сказал. Приеду домой и обо всех своих приключениях сам спокойно жене поведаю… Она ведь всегда так радуется за меня!».

     Продолжение "островков" в «Море чудес-2» - http://proza.ru/2022/02/13/1153

             февраль, 2022 г.                Санкт-Петербург

                © Н. Кирюшов, 2022


Рецензии
А осадочек остался…
Всё хорошо!
Главные жизненные призы впереди!
И ни в какое сравнение "Поле" не идёт!

Жизнь удалась!
И пусть продолжает удивлять! И пусть продолжается!

Вера Редькина   11.12.2023 19:13     Заявить о нарушении
Осадочек остался ещё какой, Вера. Познав изнутри всю эту телевизионную кухню с капитал-шоу "Поле чудес", начинаешь реально понимать про "бесплатный сыр"... Но герою там было очень интересно! Ведь Женька был участником и вернулся в Лиепаю не только со всеми впечатлениями, но и с подарками. И денежная страховка пришлась кстати. С теплом и улыбкой к Вам,

Николай Кирюшов   11.12.2023 20:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.