Глава8. Основные конфликты Иисуса с современникам
которые могли стать причиной Его казни
При анализе описываемых в Евангелиях отношений Иисуса с фарисеями возникает вопрос: действительно ли рисуемая картина отражает реалии времен служения Иисуса, или евангелисты проецируют на этот период отношение христиан конца 1 в. с представителями современного этому периоду иудаизма? От ответа на данный вопрос зависит, в какой мере мы можем использовать евангельские описания фарисеев и их враждебность по отношению к Христу в целях исторической реконструкции событий, на фоне которых развивалась трагедия Голгофы
Фарисеи предстают в Евангелиях основными оппонентами Иисуса. Они спорят с Ним на религиозные темы,требуют «знамения», которое подтвердило бы Его авторитет , пытаются спровоцировать его вопросом об уплате налогов Цезарю...
В самом раннем Евангелии от Марка фарисеи представляют собой религиозно-политическую группу, стремящуюся установить для евреев определенные религиозные, политические и общественные нормы. Иисус же подвергает сомнению большую часть этих норм (например, общается с блудницами и сборщиками налогов), тем самым стирая или, по крайней мере, расширяя рамки еврейской общины, как ее понимали фарисеи, и создавая альтернативную «общину». Такой подход, разумеется, не мог не вызвать их недовольства. Неудивительно, что фарисеи, считавшие себя ответственными за морально-религиозный облик еврейского народа, были недовольны Иисусом и поэтому шли в дискуссиях на конфронтацию с ним.
В Ев. от Матфея,созданном в 80-х годах I века н. э., фарисеи играют более весомую роль. После разрушения Храма (оплота жреческой власти) представители раввинистического течения возглавили процесс возрождения и консолидации иудаизма на Ближнем Востоке. Местные христианские общины, в одной из которых и было написано Ев. от Мф., отождествляли раввинистическое течение с фарисеями и проецировали на период Иисуса свои непростые отношения с лидерами современного им иудаизма. Неудивительно, что в Ев.Матфея фарисеи были главными противниками Христа и являлись основным объектом Его критики,однако, при этом Иисус призывал учеников повиноваться фарисеям и досконально соблюдать их учение : «Все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают».
Фарисеев интересовали вопросы теологии, точной интерпретации Торы, ритуальной чистоты, тщательного соблюдения заповедей ;они не имели никакой реальной политической власти и не стремились к ней.
Теология Иисуса и Его религиозная практика в значительной мере сформировались в диалоге и открытой полемике с фарисеями, к которым Он на самом деле во многих вопросах был намного ближе, чем к другим течениям тогдашнего иудаизма.
Иисус не проповедовал и не делал ничего, что могло бы вызвать сопротивление и ненависть со стороны фарисеев. Его критика фарисеев никоим образом не отличалась от их самокритики . Если Он посчитал себя мессией, то это было сделано во исполнение иудейских чаяний и не могло стать причиной конфликта между ним и иудаизмом.
Иисус не изобрел новой идеи Бога. Милость Божья к грешникам и любовь к ближнему — это ветхозаветные идеи, прежде всего подчеркивавшиеся многими фарисеями.
Подобно фарисеям, Иисус утверждал веру в воскресение из мертвых . В Новом завете наряду с критикой фарисеев, содержатся и положительные высказывания о некоторых из них (например, Лука 13:31; Деян. 5:34–40).
Разумеется, требование Иисуса любить врага носит крайний характер, а Его религиозная расположенность к блудницам, мытарям и «худому сообществу» возмущали иудеев того времени.
Центральная аксиома «Исследований Иисуса» сегодня гласит, что в центре религиозно-культурного контекста Его жизни лежал фарисейский иудаизм.
Отношения Иисуса и фарисеев рассмотрены в гл 28.1-28.3 http://proza.ru/2024/10/24/165 (или здесь: «Иисус и фарисеи» http://proza.ru/2024/07/23/1348)
Здесь же( http://proza.ru/2024/10/24/165 ) в гл. 28.4 — об отношении Иисуса к Закону ; см. также «Нагорная проповедь» http://proza.ru/2024/08/16/1248.
Самым главным политическим фактором периода, к которому могли относиться евангельские события, была римская оккупация Иудеи,последние остатки политической независимости которой исчезли в 6 г. н. э., когда Иисусу было лет двенадцать. Однако в Евангелиях римляне едва упомянуты; римская оккупация трактуется как нечто не представлявшее ни интереса, ни важности.
Как и фарисеи, Иисус ожидал пришествия Царства Божьего, которое будет установлено прямым Божественным вмешательством в ход истории.
Царство Божье, т.е. Господство Бога,в иудаизме означало, что если сейчас Израиль находится под игом чужеземного господства, то в конце концов ТОЛЬКО Бог будет царствовать в Сионе. Даже антизелотские круги жили этой надеждой; ее разделяли и ученики Иисуса . Согласно рассказу, который приводится в Деяниях апостолов ( 1:6-8) и в Ев от Луки , ученики спрашивали вскресшего Иисуса: « Не в сие ли время,Господи, восстановляешь Ты Царство Израилю»?
Восстановление независимости Израиля, оствобождене от римлян было мечтой учеников Иисуса, однако, сам Иисус Евангелий об этом не говорит ни слова. Не был ли Он, друг бедных и гонимых, сторонником римского правления? Трудно допустить это, хотя из Евангелий можно понять, что земные дела Его не интересовали. Конечно, Он не был «революционером» и выступал против насильственных действий, считая, что решение подобного вопроса должно принадлежать ТОЛЬКО Богу. Но даже если бы Он и предсказал падение Рима, евангелисты едва ли захотели бы об этом упоминать, чтобы не сделать фигуру Основателя своей религии еще более сомнительной для властей.
Основной конфликт Иисуса, который очевиден из евангельских текстов, был с богатыми, власть имущими, гл. образом, с храмовыми начальниками, саддукеями. Именно они были объектом Его самой суровой критики, именно им Он предсказывал их «будущее» в притче о злых виноградарях .
Он считал, что всякая собственность может заслонить собой Бога: человек не может служить двум хозяевам сразу. Эти два хозяина в логии Иисуса-Бог и маммона (т.е. имущество, богатство), поэтому « легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царство Божье» ( Мк 10:24-25). Иисус убеждал, что отвергнутые ныне обществом и гонимые будут первыми в недалеком божественном будущем, что Царство — для них. Слова Иисуса-предостережение богатым, тем, кто сейчас смеется: им предстоит горевать и плакать (ЛК 6:24-25). Он говорил: «Не здоровым нужен врач, а больным»; Он пришел «призвать не праведников , а грешников» (МК 2:16-17).
Представление Иисуса о справедливости Бога было несовместимо с обычными человеческими расчетами. Это представление выраззилось в проповеди о Царстве, в котором последние станут первыми, а первые — последними. В рамках этого представления Нагорная проповедь должна была неизбежно завершиться Голгофой, где Праведник погибает смертью преступника...
См. также : «Конфронтация между Иисусом и правящими властями» http://proza.ru/2024/07/13/1269 ;
«Политический контекст евангельских событий» http://proza.ru/2024/07/04/1443
«Иисус и политика» :
http://proza.ru/2024/04/09/1676 ;
"Горе вам, богатые!" http://proza.ru/2024/04/05/84
Гл.12.3 часть 1 :«Тема богатства в притчах Иисуса» http://proza.ru/2024/10/22/89 .
Свидетельство о публикации №224110401755