Рецензии на произведение «Современное мировоззрение»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Здравствуйте, Вячеслав!
Занимаюсь проблемой развития современного мировоззрения и приятно видеть, что есть еще люди, озабоченные этой важнейшей проблемой.
Многое из того, что Вы написали перекликается с моими мыслями, но мне кажется (прошу не обижаться), что ваша позиция несколько противоречива, что объясняется отсутствием единой концепции развития, в которой должна быть соответствующая методология. Например, мировоззренческое представление об истине, унаследованное от религии, закономерно приводит к противопоставлению одной части реальности другой, как истинного и ложного, а значит к фрагментарности и неспособности охватить реальность и человека в единстве. Как следствие идеализм, выстраивая иерархию духа над природой, понимает человека через внутреннее (дух, разум), а материализм через внешнее - "совокупность общественных отношений" (К.Маркс). Как это не парадоксально звучит, стремление к истине порождает неадекватность.
Я очень уважаю Маркса примерно также как Гегеля. Но обратите внимание на то, что идеализм и материализм, выстраивая противоположные иерархии, закономерно становятся взаимоотрицающими, но и взаимозависимыми противоположностями и в практике применения порождают друг друга. Идеалистическая идеология приводит к господству стремления к наживе, материальных интересов (приматов), а господство материалистической идеологии - к идеализму в практике социализма, где стремление к материальным благам подавлялось и даже преследовалось, а добродетелью считалось бескорыстное служение народу, стране, идее коммунизма.Но обе системы строились на взаимном отрицании и не охватывали человека в единстве всех его сторон.
Мне кажется, я ушел на этом пути несколько дальше Вас.
Если любопытно, посмотрите мою статью "единство мира и общая теория систем", в Интернете она есть.
С уважением, Шагиахметов Марат. maratchel@mail.ru
Марат Шагиахметов 22.04.2015 17:00 Заявить о нарушении
Вячеслав Бикташев 25.04.2015 14:17 Заявить о нарушении
Читая эту и некоторые другие Ваши работы,я пытался правильно понять Вашу идею.Как я к ней отнесусь,положительно или отрицательно,это уже другой вопрос.Для того,чтобы как-то отнестись,нужно сначала правильно понять.
Поскольку понимать другого человека нам всегда трудно,так как он пишет и мыслит в другой манере и другими выражениями,то может оказаться,что понял я Вас все-таки неправильно.Вот почему прежде,чем давать оценку,я хотел бы изложить Вашу идею своими,удобными для меня,словами,а Вы,пожалуйста,ответьте,правильно ли я Вас понял или нет.
Сначала предварительное рассуждение.
Всякий процесс описывается какими-то законами.Если процессы сходны по сути,они описываются одними и теми же законами,а если различны по сути,то разными.Например,движение тела происходит по законам физики,а растворение тела в кислоте-по законам химии.
Следовательно,если мы имеем два процесса: животный мир и человеческое общество,-то спрашивается-какими законами описывается их развитие?
С точки зрения общей логики мыслимы 5 вариантов ответа.
1).Эти два мира одинаковы по сути и описываются одними и теми же законами (обозначим эти законы буквой a).
2).Эти два мира глубоко различны по сути и описываются разными законами (a и b).
3).Человеческое общество уже имеет что-то,отличное по сути,но еще пока сохраняет и что-то от прежней сути и,следовательно,в нем действуют частью уже новые законы,а частью-еще прежние (a + b).
4).Есть какие-то высшие общие законы (А),а законы животного мира и человеческого общества,хоть и различны по форме,но являются лишь разными частными случаями этих общих законов (в животном мире-А1,в человеческом обществе-А2).
5).Составной вариант,объединяющий 4-ый и 3-ий.То есть законы животного мира и человеческого общества-это частные случаи проявления какого-то общего закона (А),но в нынешнем человеческом обществе действуют и тот,и другой частные случаи (А1 + А2).
Так вот,как мне кажется,Вы придерживаетесь 3-го варианта,но считаете,что развитие ведет его шаг за шагом ко 2-му.В отдельных же местах Ваших рассуждений Вы,по-моему,допускаете и 5-ый вариант.
Правильно ли я понял суть вашей идеи? Если в чем-то правильно,а в чем-то нет,укажите на это.Но только постарайтесь сделать это в тех выражениях,в каких написал я,если можно.Так мне будет понятней.
Владимир Морозов 5 05.12.2012 21:59 Заявить о нарушении
Вячеслав Бикташев 06.12.2012 23:33 Заявить о нарушении
Главная положительная черта в том,что Вы считаете важным обратить еще большее внимание на биологическую и психологическую сторону человеческого общества.Это верно.
Главным же недостатком,по-моему,является то,что,несмотря на положительное отношение к марксизму,Вы почему-то умалчиваете о принципиальном расхождении его выводов и Ваших.Если то,что утверждает марксизм о природе человеческого общества и о законах,действующих в нем,противоречит Вашему взгляду,Вы должны прямо сказать об этом и попытаться доказать,что правы Вы,а не Маркс.
Марксизм признает наличие в людях биологических инстинктов (а как же иначе,ведь люди-живые организмы),но считает,что в человеческом обществе эти инстинкты принуждены действовать в русле законов человеческого общества,а не законов животной природы,как прежде.
Понимаете разницу? В обществе действуют не законы общества + законы животного мира,как у Вас,а ТОЛЬКО законы общества,и ОБЕ части двойственной природы человека (марксизм эту двойственность признает) подчиняются этим,общественным,законам.
Но подчинив себе биологические инстинкты,общество может направлять их в разное русло,в зависимости от характера общества,от характера его законов,-как в то русло,которое Вы называете "разумным",так и в то,которое Вы называете "приматским".То есть у Вас-"приматское" происходит просто от сохранения еще биологического,а в марксизме-от какого-то влияния на биологическое со стороны общества.
Совершенно логично,что отсюда марксизм выводит необходимость изучать именно общественные законы,коль они определяют все,в том числе и то,по какому руслу пойдет биологическое.И занимаясь этим изучением,марксизм вскрывает собственную двойственность законов человеческого общества и внутреннюю борьбу в этом обществе,обусловленную этой двойственностью.Не борьба между биологическим "приматством" и общественным "разумом",как у Вас,а борьба между двумя противоречивыми частями общественного,по-разному влияющими на биологическое.Борьба между двумя частями "разума",который тоже,оказывается,имеет внутреннюю диалектическую противоречивость,-так можно выразиться,если использовать Вашу терминологию.Такова точка зрения марксизма.
Вы полагаете,что за сменой формаций стоит эволюция разума.Марксизм же полагает,что,наоборот,-за эволюцией разума стоит развитие формаций.Здесь не место разбираться,кто прав,а кто нет,но хочу отметить,что в формуле марксизма и эволюция разума объяснена-развитием формаций; и развитие формаций тоже объяснено-развитием производительных сил; и развитие производительных сил тоже объяснено,и так далее.У Вас же "разум" повисает в воздухе: за сменой формаций стоит эволюция разума,но что стоит за эволюцией разума? Гегель отвечал: "Саморазвитие Духа",-но ведь это же махровый идеализм.Это не годится.
Марксизм вообще не употребляет термин "разум".Марксизм,изучив законы общества,указывает на объективное движение общества в конце концов к единству.Понятно,что законы такого,единого,коммунистического,общества будут направлять биологическое в русло,способствующее этому единству (именно это,по-видимому,Вы и называете "разумным"),в отличие от частнособственнического общества,которое направляет биологическое в русло разъединения (именно это,по-видимому,Вы и называете "приматским").Мне кажется,не употреблять туманный термин "разум",а говорить более определенными,конкретными понятиями,как это делает марксизм,было бы правильней."Разум"-слишком неконкретное слово,любая из противоборствующих общественных сил считает разумной именно свою позицию.И это действительно так.Для зайца кушать морковку-разумно,а для кошки-нет.Для частного собственника разумно то,что укрепляет его частную собственность,для противника частной собственности-разумно обратное.Зачем же каждый раз объяснять читателю,что Вы под "разумным" имеете в виду коммунистическое,не проще ли прямо употреблять конкретный термин "коммунистическое" вместо резинового термина "разумное"?
Я не высказываю своего отношения к Вашей теории,я еще буду читать Вас и вдумываться в ваши мысли.Я просто привожу взгляд марксизма на те же вопросы,которые рассматриваете Вы.Он в существенном противоположен Вашему,и чтобы отстоять свою позицию,Вам придется выступить против марксизма.Вы хорошо относитесь к марксизму и уходите от этой стычки,ссылаясь на будто бы нерассматривание марксизмом этих вопросов.Но как видите,это не так.
Владимир Морозов 5 11.12.2012 19:08 Заявить о нарушении
Вячеслав Бикташев 11.12.2012 23:32 Заявить о нарушении
Григорий Спичак 16.01.2013 20:49 Заявить о нарушении
Прочитал дважды вашу полемику для лучшего осмысления и пришел к выводу, что с Вашей мысльо о сумме биологического и духовного в процессе развития человека и влиянии уровня его развития на их соотношение в общем можно согласится, но изложить ее считаю возможным точнее, понятней и. гораздо лаконичнее и гораздо лаконичнее :
1. Гарантом Жизни (сушествования и переработки внешней и внутренней инфор -мации от органов восприятия) и Движителем развития человека - накопления в Уме (инстинкты + разум +сознание + подсознание)переработанной информации (знаний) от высших приматов и до уровня владения почти абсолютными знаниями у человека - является ИЗМЕНЕНИЕ приоритетов интересов от инстинктов (у высших примпри атов)к развивающемуся за счет переработки и накопления знаний Уму человека.
При этом у человека по мере накопления Знаний изменение приоритета интересов происходит в начале от приоритета материальных (расходуемых и всегда дифицитных) интересов (в начале накопление средств потребления, затем средств производства в виде имущества и денег),затем к Личностно-духовным (также чрезвычайно дифи -цитным)интересам стремление к наградам общества,к славе, власти и в итоге к культу личности), а затем к Общественно-духовным (неисчерпаемым и бездифицитным) интересам (бескорыстному самопожертвованию в интересах других и стремлению к максимальному накоплению знаний).
2. Не разделяю Вашей заметной привязанности к марксизму (считаю верным то -лько учение Маркса о капитализме.
Не одобряю теорию классовой борьбы во главе с гегемоном-пролетариатом и все остальное марксистско ленинско - сталинско -хрущевско -брежневское учение.
Особенно удивляюсь Вашему одобрению Сталина - этого исчадия ада, диктатора и инициатора убийства десятков миллионов неповинных людей.
Читайте мои книги на Проза.ру
Симон Вйнер. е-мейл vayner1940@mail.ru
Симон Вайнер 3 03.11.2014 22:11 Заявить о нарушении
Вячеславу мой литературный привет.
Было трудно, но «мировоззрение я осилил».
«Содержанием, сущностью человека являются одновременно присутствующие в нем животный инстинкт и разум» Тема и идея созвучна с моим сочинением о научном эгоизме, но несколько в разной интерпретации.
Разделяю значение идеологии, так как сказано - «Сначала было слово»
Успехов в распространении современной идеологии марксизма.
Древний Старец 17.11.2012 22:26 Заявить о нарушении
Ваши рассуждения построены на шатком и непроверенном фундаменте: вере, да именно вере, что существует абсолютная истина, везде и во всём что-то абсолютно единственное правильное... И Вы отвергаете религию, но ведь именно она ввела понятие абсолюта, как следствие богосотворения всего, а значит нельзя сотворить ничего лучше бога!... Учёным, атеистам, мир видится иначе: нет абсолюта нигде, а истины переменчивы, мир изменяется, мир развивается, эволюционирует! Следовательно нет ничего совершенного, есть только идея, мечта о совершенстве. Недостижимая по банальной причине: когда приходит возможность её осуществить, все уже считают её глупым заблуждением прошлых поколений.
Сергей Морозенко 25.11.2011 22:12 Заявить о нарушении
Вячеслав Бикташев 27.11.2011 18:07 Заявить о нарушении
Вячеслав Бикташев 27.11.2011 18:37 Заявить о нарушении
Сергей Морозенко 27.11.2011 19:32 Заявить о нарушении
Вячеслав Бикташев 27.11.2011 23:38 Заявить о нарушении
Сергей Морозенко 28.11.2011 00:21 Заявить о нарушении
Вячеслав! Вы просто загипнотизированы этими "-измами" и прочей интеллектуальной акробатикой. почему бы не начать с самого начала. Если Вы так уж хотите классифицировать, то почему бы сначала не разделить людей на тех, кто заинтересованы в обществе вообще и совершенно не заинтересованы в нём. Первых конечно подавляющее большинство, ведь даже те, кто ненавидит конкретное общество, хотят не полной анархии, а просто другого, хоть немного лучшего общества. Естественно искать не какие-то разобщающие людей "идеи", а те, что приемлимы для всего этого большинства. Идея борьбы приматов и "разумных" разрушительна уже потому, что она не даёт конкретного механизма для более- менее четкого выявления тех и других, практически любой, кто признает эту идею относится к "разумным" а все противники ... Лучше начать с другого. Любой зантересованный в обществе согласится, что лучше всего когда обществом руководят самые умные и одновременно достаточно добрые люди. История показывает, что случаи такого счастливого совпадения случались практически в любом обществе, при любом строе и при любых идеях. Так почему бы не отбросить все эти идеи и не поискать конкретные общественные механизмы, выносяшие наверх нужных людей? Уголовный Кодекс, система проверки знаний в основе глубоко "безидейны"!
Вадим Фомченко 17.10.2011 19:39 Заявить о нарушении
Вячеслав Бикташев 04.11.2011 00:15 Заявить о нарушении
Здравствуйте! Вячеслав Бикташев!
Понравилась Ваша публикация.
Неоспоримо!
С уважением, Виктор
Виктор Перепёлкин 14.10.2011 19:42 Заявить о нарушении