Русские и буржуйские джипы

Артем Ферье: литературный дневник

Пожалуй, один из самых потешных холиваров, какие только можно наблюдать в Сети, - это спор поклонников российских и буржуйских внедорожников. Когда делать совсем нечего, или просто хочется развеяться от умственного труда, достаточно набрать на каком-нибудь автосайте: «Мужики, подумываю, вот, «Патриота» купить, но уж больно отзывы противоречивые…» - пива, чипсов, и понеслась!


Разумеется, попадаются среди комментаторов и вменяемые люди, имеющие представление о том, что обсуждают. Но превалируют – естественно, малолетние долбоёбы. Причём – в обоих лагерях. Если же прибавить к ним явных троллей и не менее явных «копирайтеров», расхваливающих либо принижающих ту или иную машину с ошеломляюще наивной категоричностью, то веселуха выходит полная.


Больше всего, конечно, «доставляют» малолетние долбоёбы того известного сорта, что, захлёбываясь слюной «патриотического» восторга, ею же брызжут со всей сердитостью на автопромы «геополитических противников». «Все эти крузаки да геленды – говно полное. Только на асфальте понтоваться. А УАЗ – это машина для реальных мужчин, и давно известно, что он – юбер аллес по надёжности и проходимости!»


Причём, это могут быть малолетние долбоёбы не в буквальном смысле, а деятели лет пятидесяти, искренне уверенные в том, что городят. Обычно – при этом они обожают подпустить какого-нибудь напористого бреда про то, как клятые буржуины, по плану Даллеса или ещё какому, мечтают сначала укопать российский автопром, потом растлить душу нации, а потом – заселить Таймыр китайцами. Что-то вроде. Порой – они пускаются и в вовсе отвлечённые рассуждения, явно указывающие на то, что чел считает себя трахнутым в жопу (возможно, не без оснований он так считает), и уверен, что трахнули его не то амеры, не то немцы, не то японцы (в темноте не разглядел), а потому их машины – говно на фоне УАЗа.


И это действительно забавно. Когда товарисч искренне уверен, что люди в странах, имеющих уж по крайней мере не менее развитую техническую культуру, чем Россия, отчаянно неспособны создать автомобиль, могущий соперничать по надёжности и проходимости с УАЗом. Но когда такой чел с пафосом рассуждает о том, какое говно Крузак, хочется порой уточнить:
«Мальчик, а ты что конкретно имеешь в виду? Ты хоть понимаешь, насколько разные машины, скажем, сотый и сто пятый Крузера, не говоря уж о семидесятке? Насколько разные задачи перед ними ставятся? Впрочем, есть мнение, что и в различиях между классическим «Козлом», Хантером и Патриотом – ты тоже не очень сведущ, мягко говоря».


Впрочем, в противоположном лагере, «высокомерные обладатели импортных джипов», - малолетних долбоёбов не меньше. «Вы расхваливаете свои вёдра с гайками только потому, что слаще морковки – хрен чего пробовали! И потому что у вас денег нет на нормальную машину. А я вот езжу на Дефендере и по Москве, и на дачу, - и бед не знаю».


Тут хочется сказать:
«Парень, ты мудак – или как? Нахуй ты ездишь по Москве и Подмосковью на трёхтонной жестяной коробке, жрущей по городскому циклу 20 с лихом литров? И ты серьёзно считаешь, что Дефендер – самая подходящая машина для трассы? Позволь тебя заверить: Патриот – гораздо адекватней на асфальте. Или, ты ездишь на Дефендере ради последних трёх миль по грунтовке до твоей дачи? Что ж, с меня десять тонн, когда найдёшь в Подмосковье грунтовку, которую я не пройду на легковушке D-класса».


Другое дело, конечно, что джип, даже и на трассе, «внушает уважение», что называется. То есть, ничто так не побуждает людей принять вправо, как вид большого железного джипа, настигающего их с превосходством километров в пятьдесят. Правда, для этого он должен иметь соответствующие динамические и «управленческие» характеристики. Поэтому, когда я брал Туарега – я знал, для каких целей его беру. Например, гнать по трассе пару суток до Челябинска, выставив круиз-контроль на 170, а там – ползать по таким местам, где «пузотёрка» точно не пройдёт. Но Дефендер или Геленд для поездок на подмосковную дачу? Сомнительная блажь, я бы сказал.


Ну и особая категория – «копирайтеры». «Я сменил много машин, были у меня и Паджеро, и Крузер, и X-5, но вот я взял Патриота и понял: это – МОЯ машина».
Это – очень трогательно. Как пытаюсь себе представить владельца Х-пятого, которому могла бы прийти в голову самое мысль купить Патриота – обливаюсь слезами умиления. Нет, я не то чтобы очень высокого мнения об Х-пятом, и не то чтобы склонен был лажать Патрика (нормальная машина за свои деньги), но всё-таки нужно понимать: человек, готовый выложить за тачку 120 тонн грина – отечественную не купит себе НИКОГДА. В смысле, как основную. Но как «триальную», для отвязных покатушек, чтоб не слишком жалко было гробить, – я использую, например, Хантера. А мой друг Лёха – на днях купил пикап на базе Патриота (во многом, правда, именно из патриотических соображений: поддержать УАЗ в годину кризиса; так-то понятно, что в той же нише L200 – всё-таки лучше, объективно).


Самый же, конечно, цирк начинается, когда сравнивают проходимость машин. Цирк – поскольку большинство диспутантов обычно вообще не имеют понятия, о чём говорят. Иначе – как объяснить заявочки вроде «Хаммер сосёт против УАЗа по всем статьям!»? Спрашивается, по каким статьям может сосать машина, имеющая вдвое больший клиренс и вдвое-втрое больше мощи? По способности просачиваться между деревьев? Да, тут трудно отрицать: Хаммер заметно габаритней. Но с этой точки зрения рулят Смарт и Ока. И они действительно уделают и Хаммер, и УАЗ в определённых условиях. Правда, и они не будут иметь ни единого шанса в состязании с двухколёсным созданием.


Вообще же, с точки зрения некой «универсально-обобщённой» проходимости, из всех машин, которыми я лично управлял, на меня, пожалуй, произвели неизгладимое впечатление три особи. Пинцгауэр. Унимог. И «колун».
Первые – европейские грузовички, военного, в общем-то, назначения, сродни «шишиге», но, при всём уважении к последней, они на бездорожье покруче будут. А последний – довольно тяжёлый советский грузовик, Зил-157, в принципе восходящий к Студебеккеру, но, в отличие от своего предшественника, Зис-151, который представлял собой очень неудачную переделку Студера, эта - была более чем удачная, далеко обошедшая американского «дедушку». Действительно, по любому болотищу прёт – любо-дорого. Ни Урал, ни тем более Зил-131 – с ним не сравнятся. А с ГУРом от 130-го Зила – вообще сказка.


Другое дело, что выбрать кого-то из перечисленных для поездок на дачу по трассе – нужно быть мазохистом куда похлеще, чем те, кто выбирает для этой цели Геленд (ну да, у меня у самого, наряду с городским Пассатом, долгое время был Геленд, до Туарегов, но… что сказать? «Летающий кирпич» - очень меткое прозвище. На 150 – в нём действительно страшно. Куда страшнее, чем на Патрике на той же скорости).


Что же до сравнительной проходимости джипов… вспоминается такая история. Где-то шестилетней давности.
Сидели мы с Лёхой на моей московской квартире, предавались философским беседам, квасили и пыхали. Было заполночь. И тут – звонит ему младший братец, тогда – семнадцати лет. Как раз на семнадцатилетие Лёха подарил ему права и Ниву. И теперь, значит, Санька жалобится, что, решив выбраться с подружкой на карьерное озеро, для интимного пикничка, сел в песок по уши.


Замечу, Лёха и подарил братцу именно Ниву, чтоб избежать таких ситуаций. Ну и чтоб не очень жалко было гробить, «по первости». Это может, конечно, показаться жестоким – дарить ребёнку продукцию Автоваза, но Лёха – суровый воспитатель.


Собственно, Санька не думал требовать, чтобы мы подорвались ночью из Москвы в Воскресенский район, его вытаскивать, - что вы, что вы! – но просто, вдруг там рядом из общих знакомцев кто тусуется, на серьёзном джипе, а не на этой «беспонтовой жиговской жужжалке», и, может, ему не в напряг будет…


Лёха, убрав трубу, сказал: «Во-первых, я ему задолжал три щелбана за «беспонтовую жиговскую жужжалку», а во-вторых – мне действительно интересно, ГДЕ там можно посадить Ниву?»


Поехали на моём Геленде. По дороге – обсуждали нюансы вытягивания Нивы из озера лебёдкой. На всякий случай перед выездом я взял дополнительно корозащиты, если придётся фиксировать Гелёк за деревья. Но реальность – оказалась куда невзрачней. Нива тупо сидела на брюхе посреди песчаного поля. Как можно достичь такого эффекта? Да известно, как! Почувствовав, что машина буксует, – врубить первую и втопить газ. Почувствовав, что роет – врубить пониженную. И прожать газ «ниже пола». Полминуты стараний – и вот все четыре колеса беспомощно скребут воздух.


Лёха, конечно, вздохнул, отмахнулся от предложенного буксирного троса, сел за руль, и… ну, где-то за минуту он, подруливая и подтормаживая, в раскачечку, в натяжечку – вполне успешно вытащил Нивку из коварных хлябей.

Санька, конечно, был порядком обескуражен, но никто его, чайника, особо не подначивал. Лёха даже похвалил его: «Ты молодец, что сейчас позвонил, а не утром ранним, когда б мы были с бодуна. Вот тогда – я б тебе точно голову оторвал и выдавал бы впредь только на «поцеловаться», под расписку!»


К чему эта история? К тому, что автомобили конструктивно могут быть какой угодно проходимости, но человеческий фактор – не наебёшь. И давно известно, что самая важная прокладка в автомобиле – «между рулём и сиденьем».


Соответственно, когда рассказывают патетические истории про то, как владелец крутейшего джипа сел безнадёжно, и его вытащил простецкий парень на простецком УАЗике – да это бывает чистой правдой. Но тут нужно учитывать такой момент.


Уазоводы – это, обычно, люди, которые знают, для чего им нужна машина повышенной проходимости и умеют с нею обращаться. И владеют приёмами езды по бездорожью. А владельцы пафосных импортных джипов – зачастую бывают пафосными городскими пижонами, которые не знают ни возможностей своей машины, ни способов их реализации. И покупают большой крутой джип как раз потому, что НЕ умеют ездить по сложным «террейнам». Но зато – приобретают обманчивое сознание того, что раз у них такой суровый и могучий джип, то – все моря по колено, все морские знаки – похуй. Каковое сознание при выезде на природу – усугубляется понятными факторами.


Поэтому, конечно, три пуда невежества, три тонны самонадеянности да пяток литров пива – посадят какую угодно машину. Причём на местности, где не то что кроссовер, но и «зубилка» легко пройдёт в умелых руках. И дайте такому деятелю УАЗа – он его тоже благополучно опустит мостами на грунт. Но это ж не значит, что УАЗ – отстой, как внедорожник?


На самом деле, УАЗ – конечно, хороший внедорожник. Не «самый-самый лучший на все времена», но – достойный. Дешевизна обслуживания и ремонтопригодность – не последние из его достоинств. А Патриот, хотя несколько уступает классическому «козлу» в проходимости, - всё-таки ещё и довольно комфортабельная, и динамичная машина. И смотрится неплохо.


При этом, разумеется, есть зарубежные внедорожники, ничуть не уступающие УАЗу по возможностям на бездорожье. Ну, достаточно посмотреть, на чём ездят люди в серьёзных внедорожных клубах, люди, которые понимают в этом толк. На УАЗах – многие, но и крузаки (70-ки и 80-ки), и геленды, и ленд-роверы. При этом, хотя Туарега я брал прежде всего как достаточно проходимую «шоссейную» машину, - я бы не сказал, что он так уж сильно уступает УАЗу по внедорожным возможностям. В чём-то – уступает, а в чём-то – превосходит.


Когда один уазовод обозвал его «классным паркетником», я, помнится, возмутился. «Чего? Ну-ка, давай-ка выйдем сейчас в карьер – и посмотрим, чего твой «козлик» умеет такого, чего не умеет мой «турик»!»


Реально, из недостатков Туарега против УАЗа – малые ходы подвески. Но когда я могу задрать клиренс на 30 сантиметров, против 21 у «козлика» в штатной комплектации – этот недостаток как-то нивелируется. А дизельный мотор, по моще превосходящий таковой у Т-34 (у меня сейчас – R50 с доводкой и расчиповкой) – позволяет делать многое, что недоступно УАЗику даже теоретически. Во всяком случае, когда я затаскивал в песчаную горку гружёный Камаз, который не мог взять её самостоятельно, - я не думаю, что какой-либо УАЗ на это сподобился бы.


Другое дело, что мало кто горит желанием подвергать таким экстремальным упражнениям «шоссейную» машину. Её как-то жалеют. УАЗ же – он хорош именно тем, что не для жалости создан. И, повторю, за свои деньги – это очень приличные машины. А Патриот – реально очень удачное сочетание привычной уазовской «неприхотливости» с комфортом и динамичностью. Нет, есть много джипов, превосходящих его по всем статьям, но – они стоят раза в два-три-шесть дороже.


Что же до надёжности… вспоминается такая познавательная история. Один мой друг, заядлый уазовод лет с восемнадцати, в тридцать пять вдруг решил сменить Патрика на другую машину. На 70-й Крузак с минимальным двиглом, нетурбированным дизелем 2,4, обладавшим чудовищным ресурсом. До этого – парень последовательно владел, не считая легковушек, УАЗом-буханкой, УАЗом-«козлом», УАЗом-3160 (предшественник Патриота, внешне похожий на него) и собственно Патриотом – три года. И весьма нахваливал эту машину. При этом – парень действительно соображает в джипах, будучи долгое время предводителем одного из центровых в России оффроадных клубов.


С последним Патриотом – у него не было каких-то суровых проблем, но по мелочи – конечно, постоянно приходилось чего-то менять-подкручивать. И вот он, значит, решил сменить Патрик на машину, известную своей непревзойдённой надёжностью. Потому что – у него родился ребёнок, и он хотел быть уверен на 200%, что машина не подведёт в пути. Ради этого – он и взял этот «трактор», Крузак с мотором мощёй где-то 75 сил, который едва-едва выдаёт по трассе 120, и это предел для него, но – «неубиваемая машина».


И в целом – это правда. Семидесятые крузаки – они ОЧЕНЬ надёжные. Тому – было где-то лет десять от роду и тысяч полтораста пробега. Что для машин этой категории – ничто. И парень – он не пафосный пижон, он очень хорошо разбирается в машинах и умеет следить за ними. Но, по закону подлости, с его Крузаком случилось то, чего никто не ожидал: в пути, на ровном месте, наебнула коробка. И пришлось тащить его на буксире до ближайшего подходящего сервиса, и ремонт, при всей дешевизне собственно машины, вылетел в сумму, сравнимую с ценой нового Патриота.


Бывает ли такое, что УАЗ категорически откажется ехать? Бывает, наверное. То есть, его можно довести до такого состояния. Но, сколько знаю, задолго перед тем, как что-то капитально наебнёт в УАЗе, – всё-таки проявляются намёки на такую возможность. Шумы, там, похрустывание. И я не слышал ни одной истории, чтобы УАЗ, производивший впечатление абсолютно «боевого», тупо и подло встал где-то посреди дороги, безо всякой возможности добраться до сервиса своим ходом. По мелочи – конечно, любая отечественная машина достаёт. И постоянно требует мелкого какого-то ремонта. Но вот чтобы напрочь обездвижен УАЗ оказался, на ровном месте? Не слышал. Про Геленд, впрочем, тоже не слышал. Да и про Крузак – только одну эту историю знаю. Из чего можно заключить, что по-любому приобретение любого авто – лотерея.


С другой стороны, часто приходится читать нарекания в адрес электроники у буржуйских машин. Мол, совершенно ненадёжная фигня, и глючит безбожно, и всё это вообще от лукавого. Не знаю. У себя на Туареге (на обоих, с 2004-го) – вообще не сталкивался с такими проблемами. Один мой знакомец, правда, сталкивался. И звонил мне: «Тём, чего делать? Комп кажет, что – «всё пропало, шеф!»
Я прикинул, что хоть бортовой комп несколько надёжнее домашнего десктопа, но и ему – «мозг больной свело». Бывает. И лечится – стандартно.
Говорю: «Попробуй скинуть клемму с аккумулятора».
Знакомец, после некоторых поисков: «А где аккумулятор-то? Весь моторный отсек облазил – но чего-то не вижу я его в упор!»
Я (поперхнувшись): «Под жопой у себя поищи!»
Знакомец, перезвонив через полчаса: «Слушай, я думал, ты прикалываешься насчёт «под жопой» - а он и впрямь, оказывается, под водительским сиденьем!»
И вот я ***ю с этих людей (хотя тот парень – замечательно обворожительная личность). Да, ты ездишь на хорошей европейской машине, со всеми наворотами, и весьма надёжной по умолчанию, и её не нужно чинить «на коленке», но – это так сложно, получить хоть минимальное представление об «архитектуре» этой машины?


Похожий случай был – это уж не про внедорожники – намедни, когда мы с Лёхой и с его вновь приобретённым для дачи УАЗ-пикапом приехали на дачу, преодолев чудовищную пробку, от Москвы - аж до поворота с М5 на Вторую Бетонку (на самом деле, от Бронниц прошли «огородами», ну да не буду распространяться).


И вот подъезжаем к садам – и видим картину: стоит Форд-Мондео, и в нём – два гаврика. Наши друзья-соседушки. Вываливают навстречу:
«О, как же славно, что вы, братья, тут случились в столь поздний час на двух могучих джипах! А то – у нас, кажись, засада».
Мы: «А чего такое-то?»
Оказалось, в пассивном ключе батарейка села. И мы с Лёхой прикинули: «Пусть Мондео – не экстра-класса тачило, но – очень продуманная «бюргерская» машинка. И чтоб вот такая засада всерьёз могла произойти? Что у тебя села сраная батарейка пассивного ключа – и ты никак не мог завести по этой причине боеготовую машину? Да ну, ерунда!»


Лёха, вспомнив свой юношеский опыт (в последних классах школы он славился тем, что на спор и для куражу угонял ментовские «краун-виктории», а потом сообщал по телефону ментам, где им найти своё сокровище с непристойным граффити на капоте… ну, шалопай он был, и притом автодрочер – от бога), сказал:
«Ладно, сейчас кожуха сниму – и напрямки по-любому заведу!»
Но я всё же остановил: «Э, погоди! Тут проще должно быть что-то. Я не верю, что вот так всё обломно! Тут должна быть какая-то возможность то ли приложить вплотную ключ, то ли запитать от бортовой сети…»


Дело усугублялось тем, что у парня не оказалось в салоне руководства по его тачилу (чего я – наглухо не понимаю, как можно быть настолько беспечным и нелюбопытным). Но, поискав, мы нашли на рулевой колонке прорезь, которая, как нам показалось, явно предназначалась для вставки механического ключа.


И оказалось, что в брелоке «идентификатора владельца» - заключён тот самый механический ключ. То есть, он не чисто механический, но если его извлечь и установить жалом наружу, да впиндюрить в эту прорезь, – он как раз даёт контакт между чипом и бортовой сетью. На что у нас ушло минут пятнадцать, но – ура! – машина завелась.


Что я хочу сказать – не всё так страшно в этой «ужасной электронике». И производители, когда они не китайцы, - обычно всё же дружат с головой. И предусматривают варианты запуска машины, когда та или иная электроника идёт по****и. А потому обычно категорическая неспособность завести «электронную» машину – бывает вызвана тем, что владелец просто не знает, не удосужился узнать, как это делать.


Впрочем, где впрямь абзац с глюкаловом электроники – так это Рейндж-Ровер второго поколения. Собственно, эта машина, хотя довольно неплохой шоссейник-внедорожник, - очень ненадёжна по всем статьям. И когда бритты высмеивают в своих шоу российские Лады, я часто ловил себя на мысли: «Ребята, стебалово ваше остроумное, конечно, и я вообще в некотором смысле англоман, но, сдаётся мне, нация, породившая такое уёбище, как Рейндж-Ровер, – могла бы быть и поскромнее в оценках чужого автопрома! К слову, что с вашим собственным? Быть проданным индийской Тата-Моторз за две с половиной копейки – это ли не достойный финал для Ровера? По-моему, сэр Редьярд Киплинг – уж созрел до статуса электростанции, с таких ваших дел!»


Сейчас, правда, когда над третьим поколением RR успела поработать БМВ (а заодно – влить наработки британцев в свой Х-5), рейнджи уже не настолько уёбищно ненадёжные. Если знать, как их «реанимировать», - не хуже Патриков (нет, по динамике и комфорту Рейндж, конечно, существенно превосходит – но это ж разных ценовых категорий машины).


Что до собственно Патриков – так многие недоразумения происходят от того, что возлагаются на эту машину какие-то неоправданно завышенные ожидания. Но я ездил на них изрядно, и потому могу сказать: это довольно надёжная и комфортабельная машина, очень хорошая за свои деньги. Это – действительно гордость российского автопрома. И тот факт, что мы закупили несколько сотен этих тачек для замены патрульных крузаков, выработавших ресурс, - по-моему, о чём-то говорит. Поскольку экономия на матчасти – не наш бзик. Но вот Патрики – они по совокупности качественных характеристик вполне адекватные. Как сказал мой шеф Ганс, «Если русские научились делать машины, на которых не стыдно ездить, – почему бы не ездить на русских машинах?»


Другое дело, что, конечно, Крузак и через десять лет ещё вполне «ездабелен», а Патрики – менять раз в два года. Но за эти два года – он нормальный performance выдаёт.



Другие статьи в литературном дневнике: