Ещё раз о фильме Груз-200

Артем Ферье: литературный дневник

Его, помнится, все совпаты раскритиковали и оплевали вдоль и поперёк.
А я скажу так: при всей моей ненависти к социализму (здесь - я отвечаю за каждое слово: будучи отмороженным первобытным либералом, я шведский социализм ненавижу даже больше, чем советский), при всём моём неприятии Советской Власти (что кончилось для неё печально, неприятие со стороны таких, как я), этот фильм - истинно пробуждает у меня некоторую ностальгию по тем временам. И - он очень классно сделан. Прикольно.


Насколько он нереалистичен? Да собственно, он и не должен был бы быть сколько-то реалистичен. Ужастик, макабр на советской подоплёке - уже очень лестно для этой самой подоплёки. Иначе - она бы была безнадёжно скучна, эта кондовая сермяга правды жизни 84-го (как, собственно, она и воспринималась гражданами через выхолощенные новости).


Но страшилки при этом - бродили, всё же, в народе. Меня вот тогда, в 84-м, когда мне было 8 лет, заботливые старшие родичи пичкали историями про то, как детей заманивают, воруют, изымают глаза, выкачивают спинной мозг - и выбрасывают на улицу с повязкой на глазах. И много, де, примеров таких уж было. И это - не стандартные пугалки для детей. Они, старшие родичи, сами в это верили (не исключали возможности).


Благо, слухи такие реально ходили - про банду криминальных медиков. Потом, повзрослев и получив доступ к архивам, проверил - нет, не нашёл подтверждений тому, что именно такой бизнес был в начале восьмидесятых. Как и многим страшным сказкам нашего детства - не нашёл подтверждения (Да и понятно, что никто бы в здравом(?) уме не выпускал живыми детей, лишившихся глаз и спинного мозга; в девяностые - у меня были контакты с некими подобными конторами, но наши с ними отношения - classified; в смысле, когда кто-то не доходит до суда - это всегда объективные причины, которые - classified :-) )


Но факт - что они были. Были - эти страшные сказки (как в любой культуре, естественно). И когда говорят, будто дети в восьмидесятые жили спокойно и безмятежно, а в девяностые на них обрушился вал паранойи с голубых экранов - так это всё в точности до наоборот было. Это в восьмидесятые мы томились всякими смутными сплетнями и страхами, порой до психоза, а в девяностые - всё это стало явным, разглашаемым. То бишь, по ящику кажут всё самое зловещее, что у нас есть, и соревнуются каналы за то, чтоб показать самое зловещее, ну а коли не кажет ни один канал - так то уж стопудово сплетни. В основном - так и было (не считая того, что и иные телевизионные материалы сплетнями оказывались).


Впрочем, конечно, тут следует делать поправку на то, что я 76-го года рождения, потому в восьмидесятые был ребёнком и подростком, а в 94-м - офицером мощнейшей внегосударственной спецслужбы, в которой состою и сейчас. С чем, собственно, и имею доступ ко многим архивам и аналитическим материалам.


Благодаря чему - и удивляюсь, когда говорят, будто не могло быть таких маньяков и таких обстоятельств, как в фильме Груз-200. Реально - там просто "скомпонованы" два довольно известных дела той поры. И если кто-то не знает этих "культовых" дел - то не проблемы Балабанова, наверно, да?


И когда кто-то говорит, будто этот фильм есть поклёп на ту пору - да идите Вы к чёрту! Допустим, меня, - не надо убеждать в том, что СССР был дерьмом, а Россия, которую мы сделали за последние двадцать лет, - в тысячу раз лучшая страна (о, что мы не убили всех, кто не согласен с такой оценкой, - ну извините! Не большевики и не якобинцы мы, чай :-) ). Но вот пересматривая этот фильм - я испытываю щемящую, душедрочительскую ностальгию по советским временам. По своему детству. Ибо - дохуя колоритно и достоверно оно там. И мне даже не очень важен этот афганский пафос - я много войн повидал, куда мрачнее афганской, - но общая атмосфера - ну вот как-то "добротно крышесносная".
Хороший фильм, серьёзно.



Другие статьи в литературном дневнике: