Одна из главных проблемНамедни, едучи с дачи в гости к хорошим людям, заскочил в "Седьмой континент" купить коньяка, мартини и чего-то по мелочи. Но "СК" считается, если не ошибаюсь, супермаркетом класса "премиум". То есть, заведением для более-менее приличных людей, которые не норовят выгадать 200-300 рублей на корзине жрачки. И казалось бы, засчёт несколько более высоких цен - можно было бы нанять и держать про запас, на случай аншлага, пару-тройку кассирш. Однако ж, картина маслом: одиннадцать часов вечера; две работающие кассы; хвосты человек по пятнадцать. И вот я подумал: а ведь это впрямь тревожно. Очереди в московских супермаркетах. И это реально серьёзная проблема, не чета заварушкам на Кавказе или простоям заводов в Мухосрансках. Признаться, я искренне считал это одним из главнейших достижений новейшей России, что магазины научились работать без перерывов и исчезли очереди. А тут - нате. Снова-здорова. Помнится, в "совке" я мало что ненавидел так, как очереди. Помню это мерзкое чувство, когда тупо стоишь за какой-то хавкой, полчаса, иногда и час, и физически ощущаешь, как бездарно выжигаешь свой кислород. И дело не в том, что "время деньги". It's not about money. Напротив, я не жадный и готов оплатить второго, третьего, десятого продавца - только бы меня обслужили с комфортом. Чтобы я просто не убивал своё время на херню. Ну и атмосфера в советских очередях - это вообще незабываемо. Облако нервозности и немотивированной агрессии - почти осязаемое. Очень трудно не надышаться и не отравиться. Поэтому, строго говоря, большинство людей, сверх меры хлебнувших "большого советского счастья", - конченые психические инвалиды. Со стороны может показаться, будто они просто дурно воспитаны и не умеют себя вести в обществе (что тоже верно), но главное - это калеки очередей. Их можно пожалеть, но нельзя всех рассовать по психушкам или усыпить. Оставалось лишь ждать, когда эта порода, якобы беспричинно озлобленная (небеспричинно) и перманентно испуганно-хамоватая, "шавочная", - либо переродиться во что-то приличное, либо выродится сама. И мне казалось, что в новое время народ-таки стал как-то поспокойней и повменяемей. И в общем-то, оно так. Но это ж очень легко потерять, если возродить все эти милейшие атрибуты советского лайфстайла вроде неизбывных и повсеместных очередей. К слову, часто приходится слышать мнение, будто в девяностые очередей практически не было, поскольку, де, народ обеднел до того, что вовсе ни к чему в магазинах не мог подступиться. Ага. Травку щипал да святым духом питался. Нет, господа. В девяностые очередей практически не было, поскольку то было время бурного развития торговли. То есть, нам досталась гипериндустриализированная страна с очень странной, "игрушечной" экономикой и едва-едва зачаточной сферой услуг - и пришлось срочно развивать именно эту сферу. Аккордными, бумовыми темпами (почему, собственно, если подтереться дурацкой статистикой, девяностые - и были экономическим бумом для России, а вовсе никакой не "депрессией"). Собственно, торговля сама развивалась. Дельцы тянулись к тому, что прибыльней - и двигали инфраструктуру. Так открывались новые магазины, палатки, всё больше и больше, они конкрурировали друг с другом, боролись за покупателя. Поэтому человек, зайдя в магазин и увидев там очередь, разворачивался и шёл в другой. К тому ж, порой сдаётся мне, что тогда, в едва возродившейся России, в людях было как-то побольше чувства собственного достоинства. Ну и идиосинкразия на очереди, как на гнуснейшее советское явление, была ещё очень свежа. Сейчас же, с этими педерастическими понтами про "Россию, поднимающуюся с колен", невольно у людей пробуждается самая благородная и самая подлая из всех установок российского менталитета. "Ничего, потерпим! Жила бы страна родная... с колен бы поднималась". То есть, это где-то на подсознательном уровне действует - но действует. Нечто вот такое, национально-коллективное, что не даёт человеку хлопнуть дверью, сказать "Пошли нахуй, когда не умеете меня обслужить!" и, переплатив, получить нормальный сервис. Ещё раз, мне абсолютно похуй, какие там очереди в магазинах эконом-класса. И я вовсе не против такого разделения, когда есть дешёвые магазины, где надо постоять, и есть дорогие - но где тебя обслужат с полным комфортом. Мне главное - чтобы были последние. Уж по крайней мере - в Москве и в тех местах Подмосковья, где бываю я (и мне подобные). Почему это важно, заботиться о комфорте и самочувствии таких жлобов и приверед, как я, но не о ценовой доступности товаров для широких масс населения? Потому что заходя в лес - вам стоит думать о волках, а не о полёвках (хотя по биомассе - их существенно больше). Впрочем, не хочу, чтоб меня поняли так, будто я действительно требую внимания к своим нуждам, вроде, там, комфорта в затаваривании продуктами. Когда б требовал - обратно повесился бы. Нет, как сказал уже, свои проблемы я решаю легко и быстро. Звонок в деливери - and here we go. Но меня действительно пугает состояние дел с менеджментом столичных супермаркетов класса премиум. По ходу, благополучие их дел с административным ресурсом (когда дойдёт до этого, я буду всё же возражать против смертной казни для Лужкова, как и против любой смертной казни именем государства) - начисто убило всякое представление о коммерческой конкуренции. Конечно, они могли бы возразить, что отшив намедни меня, с моим намерением оставить тысяч пять в их кассе, они мало что потеряли на фоне дневного оборота. Но по-моему, и трети этой суммы - вполне хватило бы, чтоб оплатить смену двум кассиршам (вряд ли они получают больше 700 рублей за смену). И это бы здорово сократило очереди. Вообще же, я имел много разных экспириенсов в жизни. Бизнес, в том числе и торговый - тоже. И как-то небезуспешно у меня это получалось (хотя, конечно, это было прикрытием, а так - мне больше по душе бандитизм). И вот как бы я поступил на месте администрации Седьмого Континента. Помнится, в советские времена, когда руководство тоже пыталось бороться с очередями (они были не совсем безмозглые и понимали, насколько это опасное явление) - существовала такая фишка. "Касса одной покупки". То есть, если человек купил какую-то мелочёвку и может оплатить её, по возможности, без сдачи, - то к его услугам отдельная касса, где очередь меньше и движется объективно быстрее. Идея, в корне своём, хорошая, но, как и всё социалистическое, выполнена криво и работала... да вообще не помню, чтобы эти кассы, хотя обозначались, работали в каком-то специфическом режиме. Просто, когда человек подошёл уже и начинает выкадывать покупки - лишь с нешуточным скандалом удастся отослать его к другой кассе. Да и спрашивается, какая выгода магазину поощрять "скромность" покупателей? Нет, поощрять следовало бы совсем другое. И я бы - ввёл кассу "1000+". То есть, для покупок на 1000 и более рублей (в продовольственном, естественно, магазине). Но как поступать, если человек попёрся в эту кассу, имея товаров всего рублей на 400? Очень просто. "Чувак, ты видел вывеску, а под ней Правила? И читать умеешь? Это - касса 1000+ Не меньше тысячи рублей. На меньшую сумму - здесь просто чек не пробивается, физически. Поэтому, у тебя три варианта. Первый. Съёбываешь отсюда нахуй в другую кассу. Второй - отдаёшь тысячу и уходишь со своей покупкой, мощно переплатив. Третий - я тебе по-быстрому накидаю сигарет, гандонов и жвачки до тысячи. Но суть проста: либо ты отдаёшь здесь не меньше тысячи - либо не тормози очередь и уёбывай со своей нищей тележкой". Конечно, поначалу будут возникать недоразумения. Целесообразно будет даже поставить перед этой кассой специального человека (да хоть охранника), который будет предупреждать людей с явно неадекватной "затаркой", что это касса больших покупок. И кто-то скажет: "Всё ровно братан, мне просто нужна бутылка вина, и мне похуй, сто рублей она стоит или тысячу - только б в очереди не париться". А кто-то прикинет: "У меня сейчас где-то на 800 рублей, и я могу с ними полчаса париться в очереди, а могу - взять ту рыбку и пройти, как король". В итоге: у основной массы покупателей всё без изменений, солидный клиент доволен, магазин - получает некоторую прибавку к обороту, стимулируя часть людей брать то, что могли бы и не взять. По-моему, неплохая идея. Честно, не знаю, реализуется ли она где в наших магазинах. Не встречал. А хотелось бы. Да, под "нашими" магазинами - я имею в виду российские вообще, а не супермаркеты наших кондо и посёлков. Там-то - одних консультантов штук по пять в зале отирается постоянно. Очереди у касс - это вообще страшный сон. И основной поток идёт через автоматические турникеты. То есть, прикладываешь карточку, проходишь, оно всё считывает с корзины (та же фигня, что в обычных супермаркетах для безопасности используется, но здесь эти "таблеточки" работают как индивидуальный ценник товара), и сумма списывается со счёта. Лет через пять везде, надеюсь, такая фишка будет. Есть, впрочем, и кассы, на случай, если кто наличкой расплатиться вздумает. А это бывает. Да, если меня вдруг читает кто-то из наших молодых сотрудников: вы, ребят, наверное, обратили внимание на некоторую связь между вечерними закупками бухла и шмали - и внеплановыми утренними учениями с пробежкой "за Можай" и "переплывом Гибралтара"? Угу, самые умные, конечно, проунькав такую зависимость, расплачиваются наличными. Ну что ж, тем неожиданней будут учения. Если ж серьёзно, понимаю, как вас это удручает порой, но в реале ж никто из "оппонентов" не будет делать скидку на то, что у вас с бодуна ноги подгибаются и руки трясутся, - когда захочет вас грохнуть. К тому же, не хочу быть занудой, но это и мой интерес, чтобы кто-то из прикрытия не засадил мне пулю в затылок только потому, что вчера перебрал и перед глазами всё плывёт. И я понимаю, что здесь вовсе бесполезно пытаться что-то регулировать государственными мерами (разве что, сократить административную компоненту и дать больше "рынка"). И тем более бесполезно взывать к чувству собственного достоинства соотечественников, рассказывая им, что это просто западло для уважающего себя человека - по-лоховски париться полчаса в очереди. Бесполезно - когда они сами считают иначе и готовы стоять. Но - не удивляйтесь, ребят, когда при такой вашей готовности о вас будут вытирать ноги не только торговые предприятия. Это, блин, закон. Кто готов работать ковриком - о того вытирают ноги. Но - подумайте. Может, если б ты ушёл из магазина с порога, увидев очередь, и он бы сделал это, и она - рано или поздно чего-то щёлкнет у менеджмента, что они теряют прибыль. Или же - кто-то, проанализировав рынок, откроет рядом другой магазин, для таких, как вы. © Copyright: Артем Ферье, 2009.
Другие статьи в литературном дневнике:
|