Одна из главных проблем

Артем Ферье: литературный дневник

Намедни, едучи с дачи в гости к хорошим людям, заскочил в "Седьмой континент" купить коньяка, мартини и чего-то по мелочи.
И натолкнулся на весьма неприятное явление.
То есть, я был в курсе, что с некоторых пор в московских магазинах в вечерние часы наблюдается такая, казалось бы, забытая дрянь, как очереди. Но полагал всё же, что это больше касается всяких "Копеечек" да "Пятёрочек", где отираются старушки, которым всё равно время девать некуда.


Но "СК" считается, если не ошибаюсь, супермаркетом класса "премиум". То есть, заведением для более-менее приличных людей, которые не норовят выгадать 200-300 рублей на корзине жрачки. И казалось бы, засчёт несколько более высоких цен - можно было бы нанять и держать про запас, на случай аншлага, пару-тройку кассирш.


Однако ж, картина маслом: одиннадцать часов вечера; две работающие кассы; хвосты человек по пятнадцать.
Я, конечно, плюнул на это дело, позвонил в службу доставке и заказал, о чём просили, на адрес. После моего приезда ждать пришлось минут пятнадцать. А в очереди я бы застрял на двадцать как минимум. То есть, по времени получилось выгоднее, а по деньгам... ну, я б повесился, когда б в 33 года мне приходилось над этим раздумывать. (Нет, я не призываю вешаться всех, кто в 30-40 лет живёт на несколько сотен евро в месяц, - я говорю о себе, со своим разбойничье-компрадорским варяжским менталитетом).


И вот я подумал: а ведь это впрямь тревожно. Очереди в московских супермаркетах. И это реально серьёзная проблема, не чета заварушкам на Кавказе или простоям заводов в Мухосрансках. Признаться, я искренне считал это одним из главнейших достижений новейшей России, что магазины научились работать без перерывов и исчезли очереди. А тут - нате. Снова-здорова.


Помнится, в "совке" я мало что ненавидел так, как очереди. Помню это мерзкое чувство, когда тупо стоишь за какой-то хавкой, полчаса, иногда и час, и физически ощущаешь, как бездарно выжигаешь свой кислород. И дело не в том, что "время деньги". It's not about money. Напротив, я не жадный и готов оплатить второго, третьего, десятого продавца - только бы меня обслужили с комфортом. Чтобы я просто не убивал своё время на херню.


Ну и атмосфера в советских очередях - это вообще незабываемо. Облако нервозности и немотивированной агрессии - почти осязаемое. Очень трудно не надышаться и не отравиться. Поэтому, строго говоря, большинство людей, сверх меры хлебнувших "большого советского счастья", - конченые психические инвалиды. Со стороны может показаться, будто они просто дурно воспитаны и не умеют себя вести в обществе (что тоже верно), но главное - это калеки очередей. Их можно пожалеть, но нельзя всех рассовать по психушкам или усыпить. Оставалось лишь ждать, когда эта порода, якобы беспричинно озлобленная (небеспричинно) и перманентно испуганно-хамоватая, "шавочная", - либо переродиться во что-то приличное, либо выродится сама.


И мне казалось, что в новое время народ-таки стал как-то поспокойней и повменяемей. И в общем-то, оно так. Но это ж очень легко потерять, если возродить все эти милейшие атрибуты советского лайфстайла вроде неизбывных и повсеместных очередей.


К слову, часто приходится слышать мнение, будто в девяностые очередей практически не было, поскольку, де, народ обеднел до того, что вовсе ни к чему в магазинах не мог подступиться. Ага. Травку щипал да святым духом питался.


Нет, господа. В девяностые очередей практически не было, поскольку то было время бурного развития торговли. То есть, нам досталась гипериндустриализированная страна с очень странной, "игрушечной" экономикой и едва-едва зачаточной сферой услуг - и пришлось срочно развивать именно эту сферу. Аккордными, бумовыми темпами (почему, собственно, если подтереться дурацкой статистикой, девяностые - и были экономическим бумом для России, а вовсе никакой не "депрессией"). Собственно, торговля сама развивалась. Дельцы тянулись к тому, что прибыльней - и двигали инфраструктуру. Так открывались новые магазины, палатки, всё больше и больше, они конкрурировали друг с другом, боролись за покупателя. Поэтому человек, зайдя в магазин и увидев там очередь, разворачивался и шёл в другой.


К тому ж, порой сдаётся мне, что тогда, в едва возродившейся России, в людях было как-то побольше чувства собственного достоинства. Ну и идиосинкразия на очереди, как на гнуснейшее советское явление, была ещё очень свежа. Сейчас же, с этими педерастическими понтами про "Россию, поднимающуюся с колен", невольно у людей пробуждается самая благородная и самая подлая из всех установок российского менталитета. "Ничего, потерпим! Жила бы страна родная... с колен бы поднималась".


То есть, это где-то на подсознательном уровне действует - но действует. Нечто вот такое, национально-коллективное, что не даёт человеку хлопнуть дверью, сказать "Пошли нахуй, когда не умеете меня обслужить!" и, переплатив, получить нормальный сервис.


Ещё раз, мне абсолютно похуй, какие там очереди в магазинах эконом-класса. И я вовсе не против такого разделения, когда есть дешёвые магазины, где надо постоять, и есть дорогие - но где тебя обслужат с полным комфортом. Мне главное - чтобы были последние. Уж по крайней мере - в Москве и в тех местах Подмосковья, где бываю я (и мне подобные).


Почему это важно, заботиться о комфорте и самочувствии таких жлобов и приверед, как я, но не о ценовой доступности товаров для широких масс населения? Потому что заходя в лес - вам стоит думать о волках, а не о полёвках (хотя по биомассе - их существенно больше).


Впрочем, не хочу, чтоб меня поняли так, будто я действительно требую внимания к своим нуждам, вроде, там, комфорта в затаваривании продуктами. Когда б требовал - обратно повесился бы. Нет, как сказал уже, свои проблемы я решаю легко и быстро. Звонок в деливери - and here we go.


Но меня действительно пугает состояние дел с менеджментом столичных супермаркетов класса премиум. По ходу, благополучие их дел с административным ресурсом (когда дойдёт до этого, я буду всё же возражать против смертной казни для Лужкова, как и против любой смертной казни именем государства) - начисто убило всякое представление о коммерческой конкуренции. Конечно, они могли бы возразить, что отшив намедни меня, с моим намерением оставить тысяч пять в их кассе, они мало что потеряли на фоне дневного оборота. Но по-моему, и трети этой суммы - вполне хватило бы, чтоб оплатить смену двум кассиршам (вряд ли они получают больше 700 рублей за смену). И это бы здорово сократило очереди.


Вообще же, я имел много разных экспириенсов в жизни. Бизнес, в том числе и торговый - тоже. И как-то небезуспешно у меня это получалось (хотя, конечно, это было прикрытием, а так - мне больше по душе бандитизм). И вот как бы я поступил на месте администрации Седьмого Континента.


Помнится, в советские времена, когда руководство тоже пыталось бороться с очередями (они были не совсем безмозглые и понимали, насколько это опасное явление) - существовала такая фишка. "Касса одной покупки". То есть, если человек купил какую-то мелочёвку и может оплатить её, по возможности, без сдачи, - то к его услугам отдельная касса, где очередь меньше и движется объективно быстрее.


Идея, в корне своём, хорошая, но, как и всё социалистическое, выполнена криво и работала... да вообще не помню, чтобы эти кассы, хотя обозначались, работали в каком-то специфическом режиме. Просто, когда человек подошёл уже и начинает выкадывать покупки - лишь с нешуточным скандалом удастся отослать его к другой кассе. Да и спрашивается, какая выгода магазину поощрять "скромность" покупателей? Нет, поощрять следовало бы совсем другое.


И я бы - ввёл кассу "1000+". То есть, для покупок на 1000 и более рублей (в продовольственном, естественно, магазине).
Человек набирает товары - и приблизительно прикидывает их цену. Если явно больше тысячи или около того - он идёт в эту кассу.
Поскольку большинство разовых покупок даже в Седьмом Континенте существенно дешевле - та касса, значительных покупок, будет загружена гораздо меньше. И очередь перед ней - меньше. А оборот - возможно, и больше.


Но как поступать, если человек попёрся в эту кассу, имея товаров всего рублей на 400? Очень просто. "Чувак, ты видел вывеску, а под ней Правила? И читать умеешь? Это - касса 1000+ Не меньше тысячи рублей. На меньшую сумму - здесь просто чек не пробивается, физически. Поэтому, у тебя три варианта. Первый. Съёбываешь отсюда нахуй в другую кассу. Второй - отдаёшь тысячу и уходишь со своей покупкой, мощно переплатив. Третий - я тебе по-быстрому накидаю сигарет, гандонов и жвачки до тысячи. Но суть проста: либо ты отдаёшь здесь не меньше тысячи - либо не тормози очередь и уёбывай со своей нищей тележкой".


Конечно, поначалу будут возникать недоразумения. Целесообразно будет даже поставить перед этой кассой специального человека (да хоть охранника), который будет предупреждать людей с явно неадекватной "затаркой", что это касса больших покупок. И кто-то скажет: "Всё ровно братан, мне просто нужна бутылка вина, и мне похуй, сто рублей она стоит или тысячу - только б в очереди не париться". А кто-то прикинет: "У меня сейчас где-то на 800 рублей, и я могу с ними полчаса париться в очереди, а могу - взять ту рыбку и пройти, как король".


В итоге: у основной массы покупателей всё без изменений, солидный клиент доволен, магазин - получает некоторую прибавку к обороту, стимулируя часть людей брать то, что могли бы и не взять.
Ах да: дополнительное рабочее место для вип-кассирши.


По-моему, неплохая идея. Честно, не знаю, реализуется ли она где в наших магазинах. Не встречал. А хотелось бы.


Да, под "нашими" магазинами - я имею в виду российские вообще, а не супермаркеты наших кондо и посёлков. Там-то - одних консультантов штук по пять в зале отирается постоянно. Очереди у касс - это вообще страшный сон. И основной поток идёт через автоматические турникеты. То есть, прикладываешь карточку, проходишь, оно всё считывает с корзины (та же фигня, что в обычных супермаркетах для безопасности используется, но здесь эти "таблеточки" работают как индивидуальный ценник товара), и сумма списывается со счёта. Лет через пять везде, надеюсь, такая фишка будет.


Есть, впрочем, и кассы, на случай, если кто наличкой расплатиться вздумает. А это бывает. Да, если меня вдруг читает кто-то из наших молодых сотрудников: вы, ребят, наверное, обратили внимание на некоторую связь между вечерними закупками бухла и шмали - и внеплановыми утренними учениями с пробежкой "за Можай" и "переплывом Гибралтара"?


Угу, самые умные, конечно, проунькав такую зависимость, расплачиваются наличными. Ну что ж, тем неожиданней будут учения. Если ж серьёзно, понимаю, как вас это удручает порой, но в реале ж никто из "оппонентов" не будет делать скидку на то, что у вас с бодуна ноги подгибаются и руки трясутся, - когда захочет вас грохнуть. К тому же, не хочу быть занудой, но это и мой интерес, чтобы кто-то из прикрытия не засадил мне пулю в затылок только потому, что вчера перебрал и перед глазами всё плывёт.
Однако ж, это не имеет уже отношения к вопросам торговли в общегражданском секторе.


И я понимаю, что здесь вовсе бесполезно пытаться что-то регулировать государственными мерами (разве что, сократить административную компоненту и дать больше "рынка"). И тем более бесполезно взывать к чувству собственного достоинства соотечественников, рассказывая им, что это просто западло для уважающего себя человека - по-лоховски париться полчаса в очереди. Бесполезно - когда они сами считают иначе и готовы стоять. Но - не удивляйтесь, ребят, когда при такой вашей готовности о вас будут вытирать ноги не только торговые предприятия. Это, блин, закон. Кто готов работать ковриком - о того вытирают ноги.


Но - подумайте. Может, если б ты ушёл из магазина с порога, увидев очередь, и он бы сделал это, и она - рано или поздно чего-то щёлкнет у менеджмента, что они теряют прибыль. Или же - кто-то, проанализировав рынок, откроет рядом другой магазин, для таких, как вы.



Другие статьи в литературном дневнике: