О продаже Аляски

Артем Ферье: литературный дневник

Определюсь в главном: конечно, продажа Аляски была крупной геополитической ошибкой со стороны русского правительства. Ибо всякому разумному человеку сейчас ясно, что в нагрузку к Аляске нужно было загнать ещё и Кавказ. Пользуясь моментом, пока у американцев хороший аппетит к новым территориям.


Но, с другой стороны, понятно, что Стеклю могло бы не хватить денег на взятки конгрессменам и журналистам, если б американцы пригляделись всё же к такому "сокровищу", как Кавказ. Сейчас же, когда рано или поздно перед Россией вновь встанет вопрос об уступке Японии Южных Курил - важно не лажануться во второй раз и выдвинуть непременное условие: только вместе с Кавказом!


Что до Аляски, то можно не опасаться, что американцы втюхают нам её обратно. Но вполне реальна перспектива того, что к окончанию срока Обамы они попытаются впарить нам Калифорнию, чтобы застраховать себя от очередного президента-Демократа. И как бы ни были заманчивы калифорнийские пляжи и апельсиновые рощи - следует всё же чётко понимать, что в нагрузку к ним мы приобретём N миллионов потомственных велфарополучателей, которых вряд ли сумеем утопить в океане без широкой огласки. Поэтому, для нас эта территория куда удобней, когда находится под звёздно-полосатым флагом и на содержании бюджета США. Тропические же пляжи и фруктовые плантации - мы возьмём в Африке, где коренное население не только что не приучено к паразитизму, но, напротив, отличается трудолюбием и неприхотливостью (то есть, это предстоит ему объяснить - но к нашим услугам будет множество кавказцев, не желающих жить под японским флагом).


Соответственно, говоря о продаже Аляски как о геополитической ошибке, я имею в виду только это - что не впарили вместе с нею ещё какую-нибудь бесполезную землю, которую отхапала себе на беду ****утая Российская Империя.


Хотя, конечно, сейчас многие плачутся по "утраченной Русской Америке с её богатейшими ресурсами". Причём так искренне и жалобно, будто всерьёз раскатали губы на эти самые ресурсы. Будто, если б они принадлежали не американскому, а российскому государству - лично им, этим плакальщикам, чего-то бы обломилось от природных богатств Аляски.


Успокойтесь, граждане! Расслабьтесь! У вас есть Колыма, у вас есть Саяны. Тоже, очень-очень богатые земли. Ну и как - золотишка много там намыли? Лично вы? А от российского нефтяного обилия и бывшей дороговизны - много чего хорошего получили? Например - возможность заправлять бак вдвое дороже, чем в Штатах? Или ещё что-то?


Поэтому - да какая вам разница, какому государству формально принадлежат те или иные ресурсосодержащие земли? Это примерно то же самое, что грузовое судоходство. Вас сильно напрягает, что большая часть российского торгового флота ходит под либерийским или панамским флагом? Это непатриотично? Зато - выгодно. Сборы меньше. Значит, и доставка груза дешевле. То есть, аналогия - прямая.


Кстати, о судоходстве (и выкупе за Аляску). Самая, пожалуй, нелепая легенда из всех, окутывающих эту негоцию, - про то, как якобы золото, полученное от амеров, было погружено в Лондоне на барк Оркней, который таинственным образом затонул на подходе к Санкт-Петербургу. Называют и точную дату, 16 июля 1868, и говорят, будто компания, страховавшая груз, разорилась, а потому компенсация вышла неполной (при этом, правда, никто не указывает название этой несчастной компании). Порой же - история оплетается и вовсе несусветными детективными подробностями в духе самого параноидального шпионского триллера.


Я пытался отследить истоки этого бреда - но не сумел. Судя по всему, сплетня появилась тогда же, в конце шестидесятых. И, не исключено, что определённые правительственные круги склонны были поддерживать этот слух ан масс (естественно, избегая сколько-нибудь официальных сообщений). Почему?


Потому что, строго говоря, только душевнобольному пришло бы тогда в голову тащить золото из Америки или из Англии в Россию (я уж не говорю про одинокий барк в Балтийском море). Один вопрос: а нахера? Тогда Россия, как не единожды и до, и после (да всю историю) - сама вывозила своё золото на Запад многими тоннами. Как и всякая страна "догоняющего развития". Промышленное оборудование, локомотивы, пароходы и машины для них, современное оружие - всё это тогда закупалось на Западе. Тем более, в шестидесятые. Это ж самый разгар технического переоснащения и российской промышленности, и армии (в чём потребность стала особенно очевидной после Крымской войны, и что позволило победить турок в 1877-78).
И в этих-то условиях, когда отчаянно нужны были активы зарубежом для сведения торгового баланса, когда Российское Правительство задолжало европейским банкам раз в восемь больше бабла, чем выручило за Аляску - тащить золото из-за границы в Россию? Это безумная мысль.


Но, хотя все эти закупки (и долги) были необходимы, и быстро окупились, многие обыватели немножко расстроились от продажи Аляски. Нет, они ещё не смотрели рок-оперу "Юнона и Авось", они ни гроша и ни грамма своего пота не готовы были лично вложить в освоение той самой Аляски, но, как и нынешних российских "кухонных имперцев", их грела самое мысль о заморских владениях российской короны.


Однако ж, когда сделка свершилась - эти деятели, миллионы их, оправившись от имперской обиды, конечно, приготовились к некоему подобию золотого дождя. Ну, как если б сейчас Россия уступила Курилы Японии ярдов за сто - тоже возникли бы "народные ожидания" определенного сорта. И объяснять этой публике, что деньги пошли на покрытие долгов за покупку станков-паровозов-броненосцев - было бы муторным делом. Поэтому - я вполне допускаю, что кто-то счёл за лучшее двинуть в народ эту версию: да утопли все денюжки. И да небось, без англичан тут не обошлось, а золотишка-то на борту и не было, но - не повод войну объявлять, потому как всё шито-крыто.


Что эта история с якобы недоплывшим аляскинским золотом - чушь собачья, следует хотя бы из одного очень простого факта (ну, не считая того, что никто бы не повёз золото из Англии в Россию).
В 1855 году, во время знаменитого шторма, среди тридцати с лишним разбитых на Балаклавском рейде кораблей был крейсер "Принц". Впоследствии его обозвали "Чёрным принцем" (вероятно потому, что в том же году погиб старый линейник с таким названием) и многие втемяшили себе в голову, что на борту этого корабля находилось золото для выплаты экспедиционным силам в Крыму.


Естественно, неравнодушные люди наводили справки в британском Адмиралтействе. Но, понятное дело, коварные англичане темнили и нагло врали, утверждая, что золото с "Принца" было сгружено в Константинополе, где и предполагалась выплата солдатам, а вовсе не в Крыму по ходу боевых действий, а в Балаклаву крейсер пришёл, имея на борту много носков, кальсон, сапогов, но никак - не золота.


Понятно, что только дурак может поверить англичанам. А умный - конечно, будет нырять до посинения в поисках заветного, верного клада. И - ныряли все, с огромнейшим энтузиазмом. Итальянцы, американцы, французы, немцы, русские, японцы вместе с советским ЭПРОНом. Все - кроме англичан.


И прошло около века, прежде чем ныряльщики наконец успокоились, оставшись при том убеждении, что таков уж был особо подлый английский план: заставить другие народы искать сокровища, которых действительно не было на борту, и истратить на это куда больше средств, чем мог бы составить клад.


Как это связано с барком Оркнеем и с "золотом за Аляску"? Да никак, в общем-то. В одном случае сотни водолазов из десятка стран на протяжении века охотились за предположительным кладом в 200 тыс. фунтов. Во втором - ни одна собака не почесалась, чтобы поднять со дна моря 2 миллиона фунтов. Ну потому что в первом случае была всё-таки надежда, что англичане врут, а во-втором - всякий, кто увлекался вопросом, очень быстро понимал, что никакого золота там в принципе быть не может.



Другие статьи в литературном дневнике: