О роли музыки в кино.

Артем Ферье: литературный дневник

Знаете, кого я презираю...
Нет, неправильно начал!


Я, будучи мизантропом, нарциссистом и сверхчеловеком, - презираю ВСЕХ людей, покамест кто-то из них не докажет, что достоин чего-то большего.


Но вот кто - внушает мне жалость? Мне внушают жалость люди, говорящие "Я люблю только классическую музыку". Они обычно это говорят, считая, что подобным образом подчёркивают свою элитарность, изысканность своего вкуса. На самом деле - они подчёркивают свою дурь. И это в лучшем случае. В худшем - они расписываются в полнейшей тугоухости и неспособности эмоционально реагировать на какую бы то ни было музыку.


Я всегда млею от этого заявления, мол, "я люблю только классику". Я не уточняю, что именно подразумевает персона под "классикой". Я спрашиваю: не против, если я поставлю Шумана?
"О, Шуман - это один из моих любимых!"


Я ставлю - не очень известные вещи Моцарта. Спрашиваю: "Нравится?"
Оно - в негодовании: "Что значит, "нравится"? Я с Шуманом, считай, выросла! Считай, молоко под него сосала, ножками под него ходить начинала..." - ну и так далее.


Реально, я встретил только одну барышню, которая в такой ситуации нахмурилась и сказала: "А ты уверен, что это Шуман? Я бы сказала: больше на Моцарта похоже".
Я бы на ней женился, если б не был женат к тому времени :-)


Что я хочу сказать? Очень мало людей - действительно способны чувствовать музыку так, чтобы знать закономерности и выявить авторство. Более того, абсолютное большинство приверженцев т.н. "классики" - вообще нихрена не чувствуют музыки, которую провозглашают своей любимой. И это немудрено: абсолютное большинство той классики, по метражу партитур, - это просто шлак. В каждой значимой опере или симфонии, написанной гением, есть пара-тройка мест, которые реально красивы, но остальное - шлак. ***ня, которой не стоило бы писать вовсе, но - формат обязывает.


Вот что такое, если смотреть трезво, т.н. "классическая музыка". Пара-тройка действительно классных темок, а вокруг - невнятный оркестровый бубнёж, который никого ни за что не трогает, и не должен.


Я лично - никогда не различал музыку по эпохам, по жанрам и по средствам её произведения. Для меня всегда было важно только одно: берёт она за душу, хоть как-то, или - нет. И мне совершенно похуй при этом, то ли темка наигрывается на одиночной гитаре, то ли там оркестр на сорок инструментов. Бывает - оркестр рулит. А бывает - гитара. Всё - строго субъективное восприятие. Оценка своих эмоций, порождённых этой музыкой.


Ну и что я всё-таки хотел сказать, в названии дневниковой записи: у нас, в России, есть очень классные композиторы, умеющие делать очень хорошую музыку к фильмам.


Прежде всего - я имею в виду "Бригаду". Значительная часть успеха этого фильма, при всех прочих достоинствах, - заключается в отличном саундтреке. Я за это зуб даю (чей угодно). Когда мне в 2002 один друг присоветовал посмотреть этот фильм - я поначалу открещивался. "Да устал я от этого бреда, который снимают про бандюков и ментов!" А Лёшка всё же не унялся и запустил видео: "Ну ты музычку хоть зацени!"
И когда заценил - возникла надежда, что фильм с такой музыкой - не будет полным отстоем. Надежда оправдалась. В полной мере.


А тут вот в последнее время, когда просматривал сериал "Глухарь", поймал себя на мысли, что сериал этот не только что по смыслу и режиссуре сделан довольно качественно, но и - хорошая работа с музыкой. Она там ненавязчивая, но как бы уместно ложится. Атмосферу - подчёркивает. И темы музыкальные - очень так хорошо, дифференцированно налагаются на конкретные ситуации.


"Где-то я уже это видел/слышал" - подумал я.
И присмотревшись - "Зоркий Глаз обнаружил, что стены нет". В смысле, что композитор "Глухаря" - тот же Шелыгин, как и в "Бригаде".


Не, реально думаю, что этот чел, Шелыгин, заслуживает очень высоких наград, какие только выдаются у нас за достижения в сфере музыкального искусства. Если не он - то кто?


Беречь таких людей надо, и поощрять - всячески.



Другие статьи в литературном дневнике: