Моральный Тёма

Артем Ферье: литературный дневник

Вернувшись из командировки, обнаружил у себя на здешней странице наплыв рецензентов. Какой-то добрый человек анонсировал мой «манифест» о собственном «облико морале», а возможно, и «литературную лекцию для школьничества» (не проверял на Главной).


В принципе, я не против, когда меня анонсируют, я и сам это частенько делаю, но здесь анекдот вот в чём.
Главное назначение моего «морального манифеста» было в том, чтобы дать понять даже самому конченому идиоту, который в очередной раз припрётся меня поучать и вообще как-то обсуждать со мной мою личность: мне его мнение – тупо нахер не интересно. Я сам собой очень доволен, я в себе более чем уверен, меня невозможно как-то устыдить, усовестить, внушить собственное представление о морали, и потому любые подобные попытки будут рассматриваться мною как уже совсем запредельные глупость и хамство.
Но, надо ли говорить, что идиоты на то и идиоты, что не понимают самых простых вещей, написанных самым простым языком? И летят, как мотыльки на прожектор, чтобы выразить своё баранье «фэ».
Хотя с другой стороны, где ещё, как не в Интернете, любое прилошённое чмо имеет благодатную возможность обращаться ко мне не то что на равных, а – с позиции своего невзъебенного нравственного и культурного превосходства, надувая щёки, потрясая кулачками да гневно топая ножками. Увы, в реале, рупь за сто, такое существо и глянуть в мою сторону обстремается. И мне это не внушает особой радости, но – это не моя проблема. Их. Здесь же, в Сети, они хоть какое-то самоутверждение находят. Глупое, конечно, ничтожное, но, хотя я никогда не был особым филантропом, однако нахожу в себе достаточно гуманизма для «милости к падшим». Им хочется упиваться моральным превосходством над человеком, который ясно даёт понять, что на хую вертел их представления о морали, - в добрый путь. От меня – всяко не убудет.


Но правда в том, что на самом деле я вовсе не считаю себя аморальным типом. Я всегда испытывал органическое неприятие морализаторства («моралофажества»), но всегда же считал себя в высшей степени моральным парнем. Вернее даже сказать: я потому и считаю себя высокоморальной личностью, что никогда не был моралофагом.


Просто, у меня своя система моральных ценностей. И она очень внятная.
Во-первых, я себя не на паперти нашёл, чтобы в своих действиях руководствоваться тем, что якобы сказал какой-то бродячий пророк много веков назад, а кто-то записал, а кто-то растолковал. То же, в общем-то, относится и к наставлениям философов, политиков, литераторов. Да, я многих из них уважаю, и с интересом читал их труды, и могу брать на заметку этические соображения, созвучные моим, но ничто из их речений не может быть для меня императивом «по определению», в силу одного лишь авторитета личности. В конечном счёте, когда речь идёт о МОИХ действиях – для меня нет авторитета высшего, чем я сам. Моё поведение – моя ответственность, и я считаю малодушием, моральной трусостью ссылаться в таких делах на какого-то мудрого дядю или на некую сакральную доктрину, сколько б она ни была «общепринятой». С людьми, которые, напротив, строят свою жизнь по чужим заветам – я не обязательно буду в ссоре, но никогда не посчитаю их за равных. Для меня они всё же – хоть немножко, но «унтерменши», детишки, бегущие ответственности за собственный выбор, перекладывающие её на некий «авторитетный источник».


Далее. В чём я вижу функциональное назначение морали (если отбросить такие умозрительные абстракции, как «спасение души» и «пропуск в рай») – в ограничении и регулировании внутривидовой агрессии. То есть, не в разжигании её безо всякой нужды, как видится многим недопыркам, а – именно в ограничении до пределов, в которых насилие оправдано необходимостью защиты своей свободы от неспровоцированных посягательств.


Говоря проще, мой жизненный принцип: «Ты не наезжаешь меня – я не наезжаю на тебя. И наоборот».
Но если уж наехал – изволь обосновать, каким образом и какие мои действия ты посчитал посягательством на свою свободу? Если не можешь обосновать – не взыщи, но я сочту твой наезд неспровоцированной агрессией.


Разумеется, под «наездом на себя» приходится понимать не только свою личность, но и других людей, которые мне небезразличны (или даже незнакомых людей, на месте которых мог бы оказаться я или кто-то из моих близких).
То есть, если я иду по парку и вижу, как насилуют девушку или избивают втроём одного – я вмешаюсь. Вплоть до того, что, в случае нужды, перешмаляю ублюдков к чёртовой матери и ни на секунду о том не пожалею, а буду гордиться. И это не будет неспровоцированной агрессией с моей стороны. Люди, которые ведут себя подобным образом, явно обозначают себя как угрозу не только для этой незнакомой мне девушки или избиваемого терпилы, но и для меня. Поскольку завтра на месте этой барышни может оказаться МОЯ подруга, а на месте терпилы – МОЙ друг. И пресечение их явно неправомерной агрессии – не только моё право, но и необходимость самосохранения.


С другой же стороны, я так охотно и легко применяю насилие в ответ на неспровоцированную агрессию – поскольку чётко различаю, где она есть, а где её нет.
Скажем, много есть явлений в этом мире, которые мне не нравятся. Или по эстетическим критериям представляются уродством, или вовсе глупостью кажутся.
Например, я плохо отношусь к пирсингу, к силиконовым сиськам, к творчеству Дарьи Донцовой, к перфомансам абстрактного искусства, к употреблению героина, к «быдлосериалам» и того же пошиба риэлити-шоу, к моде на швейцарские механические часы… да начать и кончить!


Но люди, имеющие подобные предпочтения, которые мне не нравятся, - они меня как-то трогают? Они для меня какую-то угрозу создают? Они как-то вторгаются в мой мир и ущемляют мою свободу?
НЕТ!


А значит, следуя своему пониманию морали, и я не имею права не то что наезжать на них, требуя отказаться от своих пристрастий, но даже – оскорблять их вкус, каким бы «низким» ни считал его (разве лишь – стебаться по-доброму). Если же я позволю себе навязывать людям, которые мне ничего плохого не сделали, свои эстетические предпочтения, - это будет называться «беспредел». И как бы я ни был крут по жизни – я всё же не Император Вселенной, чтобы указывать незнакомым людям по беспределу, как им жить и от чего тащиться. Да мне это и противно было бы, на самом-то деле. И, думаю, я достиг того статуса, какого достиг, - именно потому, что никогда не кидал людям безосновательных предъяв и не наезжал по беспределу. Я никогда не был гопником.


Тем более забавно наблюдать, как тявкают (в том числе на меня) какие-то конченые чмырёныши, искренне считающие, что они кем-то уполномочены радеть за правильность мыслей и вкусов. Ну, допускаю, что среди них есть просто «тролли», и это для них развлечение, к коему я отношусь совершенно беззлобно, но точно знаю, что есть и истинные моралофаги, совершенно больные на голову уродцы, которые по сию пору не могут усвоить этого элементарного правила человеческого общежития: тебя не трогают – ты не трогай.


Самое же смешное, что когда я посылаю нахуй этих наглецов открытым текстом и прямо заявляю, чтО думаю об их умственных способностях и нравственном содержании, - они чистосердечно обижаются.
Но я действительно не считаю, что следует церемониться со скотами, всеми силами норовящими изъявить своё скотство. Вообще-то, мой фирменный стиль – «вежливое хамство», очень такое ненарочитое, но оно – для Людей. На скотину его лучше не разменивать, не девальвировать.


Вообще же, хоть Проза.ру для меня развлечение, но когда сам пишу рецензии (а я обычно по просьбе автора пишу, не по своей инициативе) – очень старательно выбираю выражения так, чтобы не уязвить человека, не перейти на личность, чтобы и критикой стиля его не «опускать». Чтобы всё мягко было и необидно. Потому что, как бы и что бы он ни писал, – но мне лично он ничего плохого не сделал. И я ему не собираюсь делать.


Ну и я вот не раз задумывался: каким всё же чмом убогим нужно быть, чтобы прийти на чужую страницу непрошенным и наворотить в рецке намеренных, утрированно пошлых гадостей только с тем, чтобы досадить совершенно незнакомому человеку? Нет, мне-то пофиг, разумеется. Я настолько толстокожий, что и пули от 7.62 начинаю чувствовать, не меньше :-)


Но всё же: вот чего в башке твориться должно, чтобы тратить пальцы и время на такую злобную и бессмысленную херню? Ладно ещё, если подросток какой, морально озабоченный на почве гастрита и «девочки не дают», самоутверждается, - но ведь и взрослые, вроде бы, люди ***нёй такой страдают.


В реале я таких клоунов не встречал. Никому из моих знакомых это, надеюсь, просто в голову не придёт.
С тем, вероятно, Рунет (и Проза.ру в частности) – полезные «социологические лаборатории», позволяющие оценить степень дебильности и морального уродства иных обитателей страны, которые в ином случае даже в поле зрения моё не попали бы. И я их не провоцирую на изъявление своих свойств – они сами находят повод «спровоцироваться». Что ж, всякая реальная информация – ценна. В том числе, информация о проявлениях морального кретинизма среди компатриотов.


Но как же всё-таки тошнит от них, прости гхосподи! :-)



Другие статьи в литературном дневнике: