Learning playfully

Артем Ферье: литературный дневник

Как-то я обратил внимание на английскую речь, доносящуюся из комнаты моего восьмилетнего сына.
Говорил, несомненно, он сам, Лёшка. И говорил, несомненно, очень громко, поскольку звукоизоляция у нас хорошая. Но вот с кем он говорит, когда сидит, предположительно, один за компом – оставалось загадкой. Я, конечно, не вслушивался, но это не походило на общение по мобильнику или скайпу. Это больше походило на… Точно! Это походило на непрерывное и очень эмоциональное комментирование чего-то.


Стараясь соблюдать деликатность, я спросил его при случае: «Извини, что лезу в твои дела – но ты чего, Let’s Play какой-то решил сделать?»


Он немного смутился: «А что, так громко говорил? Я-то в наушниках не слышу… Ну да, решил попробовать. По третьему Фоллауту».


Да, эти летсплеи по компьютерным игрушкам – это уже, наверное, можно считать самостоятельным художественным жанром. Сидит чувак, шпилит во что-то – и просто рассказывает о том, что он делает. Вернее даже, не столько рассказывает зрителю, сколько – общается/ругается с самой игрой и её персонажами. Выражает свои умственные и эмоциональные реакции. Но если у него хорошо подвешен язык, если он остроумен и артистичен – может получиться занятное шоу. Порою – шедевральное. Знаю на Ютъюбе некоторых ребят, которых просто приятно послушать.


Ещё же – в своё время, года три назад, когда эти «поиграмки» только начали приобретать популярность, я рекомендовал их как подспорье в освоении иностранных языков. И учителям нашей школы, и корпоративному Кадровому Департаменту.


Это действительно очень способствует. Во-первых, слышишь живую разговорную речь в исполнении носителя языка (как правило). Во-вторых, даже при изначально скверном владении языком, в принципе понятно по ситуации, о чём он говорит, а непривычные грамматические конструкции и фразеологические обороты – наилучшим образом западают в память, наряду с наглядными ассоциациям. Ну и в-третьих – это развлекательный, нескучный процесс, особенно, если выбрать игрушку, которая тебе самому интересна.


То есть, сами по себе игрушки, особенно RPG и особенно таких качественных производителей, как Bethesda, - мы давно рекомендовали как вспомогательный учебный материал, но вот и просмотр летсплеек – оказался очень полезен.


Тут, однако ж, мне подумалось: но ведь для развития именно речевых навыков – ещё полезнее будет не просмотр, а создание летсплеек. Нет, понятно, что лучше всего – диалог с живым собеседником. Но когда его нет – можно вести монолог, в любое время, как проходишь любимую игрушку. То ли на самом деле записывая летсплейку, то ли представляя себе, что делаешь это. И что твоя задача – рассказывать аудитории, внятно и интересно, о своих действиях, намерениях, соображениях общего характера. Не важно. Главное – болтать, и болтать, и ещё раз болтать. В своё удовольствие. Ну а потом уже можно изучить свою запись, оценить произношение, обратить внимание на грамматические и стилистические ошибки (или кто-то более искушённый обратит на них внимание). Реально, большие возможности для совершенно ненапряжного и даже увеселительного постижения иностранного языка.


Лёшка, правда, и так по-английски чирикает свободно, как по-русски. Но вот если захочет подтянуть французский (там он только простенькие тексты читать может и базовый разговорный уровень имеет) или ещё какой язык изучить – можно подумать. Не в «обязаловку», конечно, - но если будет желание.


Возвращаюсь, однако, к его занятию.
«Уже чего выложил?» - спрашиваю.


Морщится:
«Неа. Стесняюсь».


«Чего стесняешься?»


«Голоса. Понимаешь, когда открываешь летсплейку и там детский голос – как-то а приори (он гордится знанием этого оборота и выговаривает со значением) ждёшь, что пацан херню нести будет. И обычно так и бывает, что характерно!»


«Ну так сломай стереотип!» - говорю.


«Я попробую. Вот ещё немножко потренируюсь…»


Потом он милостиво соблаговолил показать мне свои записи, ну и местами видно, что смущается, несколько зажат в «актёрстве», а местами – вполне даже забавно получается. Скажем, когда ещё до побега из Волта-101 трое местных гопников пристают к девчонке – Лёшка так мрачно выговорил их предводителю «It’s not about Amata, it’s all about the sweetroll!» - что я чуть из кресла не вывалился от смеха. Да вообще он умеет вполне живенько болтать – так что зря комплексует.


Ну и Фоллаут, конечно, особенно благодатная для таких целей игрушка. Когда он только вышел, третий Фол, многие критики морщили нос: «Да ну, как можно в 2008 году делать игруху на движке 2006 года!»
И мне всегда интересно было: этот критик что хочет донести до мира? Что у него крутейший комп за две штуки баксов, и это охуенная для него сумма, и он негодует, когда его крутейшая видеокарточка не загружена на полную мощность текстурами и спецэффектами?


Всегда хотелось сказать: расслабься, чел! Любая видеоигра – по-любому очень далека не то что от реальности, но и от кинематографического качества изображения. НАСТОЛЬКО далека – что, в общем-то, и не очень даже важно, то ли там десять полигонов на фигурку, то ли сто. И анимация, по сравнению с жизненными телодвижениями – по-любому корявая в игрушках. И будет корявой ещё очень долго. Просто потому, что в жизни всякое движение уникально – а здесь будет повтор заданных. Но это и не важно. Была б игрушка «атмосферной», что называется. А так-то реальные пацаны и в первый X-Com до сих пор, бывает, поигрывают, и, скажем, в Master of Magic. И по первости – да, немножко шокирует отличие той допотопной графики от того, что привык обычно видеть на своём мониторе, но потом как-то вживаешься и глаз «притирается». Это – в любом случае СХЕМАТИЧЕСКОЕ изображение, а важен – только геймплей.


Впрочем, графику Третьего Фоллаута – я бы не назвал «убогой» и по нынешним временам. Хотя она «скудновата» даже по сравнению с оригинальной графикой Обливиона, чей движок был использован, не говоря уж про его развитие в Скайриме (а есть игрушки графически куда навороченней Скайрима – но… пустоватые по содержанию, по возможностям). Но эта «скудость» графики Фоллаута – она «идейно» оправдана. Это – картина постъядерного мира. Она и должна быть унылой. Она не должна радовать глаз.


Причём, что характерно, фишечка всей фоллаутной серии – это МНИМЫЙ постапокалиптический мир. То есть – такой, каким он мог бы изображаться в футуристических антиутопиях середины прошлого века, на пике Холодной войны и соответствующих параноидальных ожиданий.


Да, время катастрофы по игре – вторая половина двадцать первого века. Но представления о жизни в этом будущем – как бы из пятидесятых-шестидесятых века двадцатого. Поэтому в этом мире и соседствуют всякие боевые роботы с лазерным-плазменным оружием – с бытовым дизайном а ля пятидесятые. Ибо фантастам проще представить, что через сто лет у всех будут плазменные винтовки и боевые роботы, чем предположить, что уже через двадцать лет радикально изменится дизайн автомобилей, автоматов по продаже газировки и стилистика рекламных плакатов. И весь мир Фоллаута – это такой трогательный homage антиутопическим комиксам сорокалетней (от выхода первой игры) давности. И из-за этого – неподражаемый, уникальный стиль получился. Тот самый, за который мы так любим Фоллаут.


В третьей части, хотя она совершенно другая по геймплею, - как раз этот стиль сохранён очень бережно. И, рискну сказать, именно вид от первого лица – даже усугубляет восприятие.


Ей-богу, когда ходишь по развалинам некогда великих городов, когда продираешься через руины былой Цивилизации, когда видишь повсюду полуразрушенные остовы небоскрёбов – чувствуешь себя легионером Траяна, вернувшимся через пятьсот лет в Рим, погубленный христианством, где на Форуме пасутся козы, а Колизей растаскан по камешкам.


И хоть это игра, но такое желание возникает помочь остаткам человечества, пытающимся возродить Цивилизацию, и такая злость берёт на всякую рейдерскую мразь, мешающему возрождению – что вполне личную имеешь неприязнь к этим рисованным фигуркам, когда мочишь их. И даже когда перегружен добычей, когда уже не нужен тебе ни их скарб, ни опыт за их истребление – всё равно не можешь пройти мимо рейдеров без того, чтобы не перемочить ублюдков всех до единого. Просто, чтоб их не было. И даже знаешь, что они респаунятся, – а всё равно приятно их убивать (ну, как гопников в реальной жизни) :-)


И это заслуга игры, заслуга создателей, вот эта атмосфера, затрагиваюшая какие-то эмоциональные фибры.


При этом понятно, что Фоллаут – предоставляет практически полную свободу действий. И можно, при желании, отыгрывать отморозка, который тупо мочит всех и вся ради добычи. Но, скажу честно, это просто очень быстро надоедает даже детям. Общаться с игровыми неписями – интереснее, чем мочить их. Чтобы мочить всех без разбору – для этого в чистом виде стрелялки есть. А в RPG – роль отморозка быстро надоедает. И все мы, конечно, гасили ментов-ординаторов в Морровинде, ради их недешёвой брони, - но, во-первых, они были безымянны и возрождаемы, а во-вторых, они сами нам хамили, провоцируя :-)
А хороших персонажей – да реально как-то западло становится мочить очень скоро.


Поэтому, рискну утверждать, хорошие эрпэгэшки, вроде Фоллаута и серии TES – они, хоть и не претендуют на такую занудную миссию, но реально – способствуют нравственному становлению личности. Именно тем, что в виртуальном режиме – позволяют поиметь и прочувствовать дискомфорт от убийства каких-то безобидных и хороших людей, понять, что это не комильфо.


Говорят иногда, что чем в игрушки играть – лучше б дети книжки читали, особенно классику, которая – гораздо существеннее нравственный ориентир?
И это что же у нас в классике такого нравственно обучающего? История про парня, который всю жизнь пролежал на диване, нихера вообще путного не сделал, но предполагается, что он каким-то образом достоин того, чтобы про него читать?


Или история про истеричную самовлюблённую дуру, которая обосрала жизнь всех людей, которые имели несчастье с ней соприкоснуться, а потом приняла единственно верное решение, бросившись под поезд?


Или история про маньяка-психопата, ради собственного самоутверждения и ради мелкой корысти замочившего топором старушку, ссужавшую ему деньги, а также её сестру, которая вообще ему ничего не сделала? История – якобы призывающая понять, что у него творится в душе и даже испытать некоторое сочувствие, вместо желания грохнуть к хренам эту тварь дикую или хотя бы запереть в клетке до конца дней?


Вот эту всю пургу мой ребёнок читать, что ли, должен, ради нравственного своего становления?
Нет уж, увольте!
Разумеется, я никоим образом не намерен как-либо ограждать его от любого чтения, буде ему самому захочется, но и никому не позволю навязывать через силу. Особенно, те вещи, которые, честно скажу, я вообще не понимаю, на кой хер написаны были. И если кто-то считает их классикой – то мне просто похуй. Написаны и написаны, автор – хозяин-барин. Но если кто-то заявляет, что это must read – да с каких, собственно, чертей?


А так-то я книжки тоже люблю. Я ведь филолог по первому образованию – и я не случайно пошёл на филфак МГУ. А именно потому, что неравнодушен к любым формам художественного творчества, особенно же – к литературе.


Но я просто не вижу, чем контент игрушек Бетесды ХУЖЕ многого того, что подаётся как «классика» литературы. Классика классике рознь. Иногда и откровенная задротская пурга подаётся как «классика» только потому, что приглянулась таким же ****утым, как и автор, извращенцам-критикам. И по большей части, что написано было два века назад – да не станет никто читать сейчас, если специально не интересуется темой истории литературы, поскольку, за редкими исключениями, техника тогдашних авторов убога, а мыслишки – плосковаты. Они – служили гумусом, из которого вырастала более поздняя литература (и кинематография, и гейм-индустрия). Не более того.


Шекспир, правда, вечен. Его и сейчас очень приятно читать. И у Пушкина – кое-что есть любопытное. «Дубровский», при всей вторичности самой идеи даже на то время, - это, пожалуй, «первый комикс в мировой литературе». Но толстоевщину всю эту убогую, давно отмершую, грузить в детские мозги, - нахер надо! То есть, если Лёшка как-нибудь посмотрит фильм «Даун-Хаус» и решит прочесть «Идиота» - ради бога. Мешать не буду (и не смогу, само собой). Но если никогда не прочтёт ничего из Толстого, Достоевского, Диккенса, Теккерея – не много потеряет, ИМХО.


Зато – он с удовольствием и с большим интересом читал «встроенные» книжки в серии TES. Собирал серии, искал недостающие книги. И они, должен отметить, порой очень неплохие литературные достоинства имеют. Да, эпос, да, притчи – но хорошо сделаны. Безусловно, людьми, которые сами до этого употребили в себя гигатонны мировой литературы. Но достаточно гуманны и мастеровиты, чтобы в своих внутриигровых творениях – не грузить читателя хернёй, а писать по делу, ёмко и стилистически адекватно.


Поэтому, пусть лучше играет в игрушки, которые ему нравятся, и книжки читает – тоже те, которые ему нравятся. Но игрушки – лучше. И постижение основ межчеловеческой кооперации лучше через них осуществляется (это я и называю «нравственностью», основы внутривидовой кооперации), и формирование моделей поведения, и, что немаловажно, это ненапряжные, но эффективные уроки иностранных языков – тоже.

P-s.: Да, ещё, не скрою, когда мы только с Женькой задумали размножиться, моим главным кошмаром было, что мой ребёнок окажется каким-то гиперагрессором, будет мучить зверушек, и всё такое. Нет, сам я никогда этого не делал, но мои родители - профессор филологии и доктор медицины. И даже при таком происхождении - я всё-таки довольно агрессивный был мальчик, сколько себя помню в детстве. Я был бескомпромиссный. То есть, если меня не трогали - то и я не трогал, но если наезжали - я никогда не прогибался. И всегда был готов идти до конца. Начиная от того эпизода, когда на наш дачный участок впёрлись ребята постарше, а я, семилетний, достал из нычки (отец думал, что я не знаю её, но я знал) батину ижевскую вертикалку, зарядил, и шмальнул из первого ствола незванным гостям под ноги, после чего, подняв прицел, предупредил: "А вот следующий - будет в брюхо!"


И я видел, как обстремались эти подростки, которые, конечно, не были злодеями, а просто куражились. И я не хотел кого-то из них убивать, но если б они попёрли дальше, к моему крыльцу, - завалил бы за милую душу, и нисколько бы не жалел.


Это отношение, мол, в целом я доброжелателен, но если наезжаешь на меня, то я готов к эскалации конфликта вплоть до того, что ты тушкой бездыханной здесь ляжешь, или я, - я сохранил на протяжении всей жизни.


Я реально так смотрю на вещи, разговаривая с кем бы то ни было. "Ты на меня наезжаешь, ты не принимаешь мои возражения, ты готов уповать на свою силу? Окей. Я тебя, отморозка, завалю прямо здесь и сейчас. И мне похер, что будет дальше со мной. Может, меня и завалят сразу вслед за тобой. Может, меня посадят на пожизненное. Но лично для себя - я буду считать, что прожил свою жизнь не зря, когда очистил Землю хотя бы от одной такой твари, как ты. А я ведь убил десятки таких, и потому моя жизнь - уже десять раз оправдана. И я ни разу не прогнулся ни под одну из таких тварей. Я даже в детстве никогда не прогибался под тех, кто мне угрожал насилием".


Ну и я понимаю, что мой подход - он несколько "экстремальный". Пригодный для моей же экстремальной работы. Но были опасения, что мой образ "назгула" как-то повлияет на формирование менталитета ребёнка.


Поэтому мы решили, для начала, назвать ребёнка Алексеем, поскольку все Лёхи - добряки.


И это оправдалось. Даже слишком. В яслях и садике - он был, наверное, слишком добрым. Вот чего ни попросят у него другие детишки - сразу всем и делится.
Правда, тут ключевое слово - "попхросят". И уже лет в пять стало ясно: он именно просьбы легко удовлетворяет, когда сам не очень дорожит тем, что просят. Но вот на наезды - он реагировал вполне "по-моему". "Чего ты сказал? Я тебе ДОЛЖЕН это отдать?" Хрясь-хрясь в пятак - и уже никто никому ничего не должен.


После чего, кстати, особенно дружились с этими борзыми ребятишками, которые пытались его развести. Не со всеми, но с некоторыми. И я не знаю, чему их родители учили, но вот Лёха учил очень простой мудрости: пытаешься наехать по беспределу - получаешь в пятак.


В игрушках же он - даже меня порой удивляет. Скажем, когда в Silent Hunter 3 играл, за немецкую подлодку, он всплывал на поверхность всякий раз, как потопит одиночное судно.


Я его спрашивал: "Зачем?"


Он отвечал: "Подобрать выживших или хотя бы раскидать спасательные плоты, жилеты, всякое такое".


А в третьем Фоллауте он, когда впервые припёрся в Волт-101 по их просьбе о помощи - взял с собою кучу лазерных винтовок и боеприпасов к ним. Которые и вывалил к ногам Аматы (сделав её "смотрящим").


"Зачем?" - спрашиваю.


"А вот они откроют свой Волт для внешнего мира - и Анклав их тут же поимеет. А так - у них есть оружие, чтобы мочить анклавовцев. Броня не нужна, броню они сами с анклавовцев снимут. Но оружие - я им дал".


И вот он такой, наш Лёшка.
Говорят, книжки позволяют "домысливать", а игрушки - жёстко ограничивают действия своей реальностью? Ну вот, Лёшка дофантазировал возможность атаки Анклава на свой родной волт и подкинул им оружия на сумму где-то в пару тысяч игровых "крышечек". Прекрасно зная, что это его фантазия, что никакого эффекта на игру его действие не окажет. Но - ему угодно было так домыслить и так действовать.


Между тем, я не знаю ни одного примера, когда бы школьник, прочитавший "Преступление и Наказание", подогнал бы лазерный пистолет Старухе Процентщице.
Ах, сорри, там это невозможно, в книжках!
Too bad...



Другие статьи в литературном дневнике: