Learning playfullyКак-то я обратил внимание на английскую речь, доносящуюся из комнаты моего восьмилетнего сына. Стараясь соблюдать деликатность, я спросил его при случае: «Извини, что лезу в твои дела – но ты чего, Let’s Play какой-то решил сделать?» Он немного смутился: «А что, так громко говорил? Я-то в наушниках не слышу… Ну да, решил попробовать. По третьему Фоллауту». Да, эти летсплеи по компьютерным игрушкам – это уже, наверное, можно считать самостоятельным художественным жанром. Сидит чувак, шпилит во что-то – и просто рассказывает о том, что он делает. Вернее даже, не столько рассказывает зрителю, сколько – общается/ругается с самой игрой и её персонажами. Выражает свои умственные и эмоциональные реакции. Но если у него хорошо подвешен язык, если он остроумен и артистичен – может получиться занятное шоу. Порою – шедевральное. Знаю на Ютъюбе некоторых ребят, которых просто приятно послушать. Ещё же – в своё время, года три назад, когда эти «поиграмки» только начали приобретать популярность, я рекомендовал их как подспорье в освоении иностранных языков. И учителям нашей школы, и корпоративному Кадровому Департаменту. Это действительно очень способствует. Во-первых, слышишь живую разговорную речь в исполнении носителя языка (как правило). Во-вторых, даже при изначально скверном владении языком, в принципе понятно по ситуации, о чём он говорит, а непривычные грамматические конструкции и фразеологические обороты – наилучшим образом западают в память, наряду с наглядными ассоциациям. Ну и в-третьих – это развлекательный, нескучный процесс, особенно, если выбрать игрушку, которая тебе самому интересна. То есть, сами по себе игрушки, особенно RPG и особенно таких качественных производителей, как Bethesda, - мы давно рекомендовали как вспомогательный учебный материал, но вот и просмотр летсплеек – оказался очень полезен. Тут, однако ж, мне подумалось: но ведь для развития именно речевых навыков – ещё полезнее будет не просмотр, а создание летсплеек. Нет, понятно, что лучше всего – диалог с живым собеседником. Но когда его нет – можно вести монолог, в любое время, как проходишь любимую игрушку. То ли на самом деле записывая летсплейку, то ли представляя себе, что делаешь это. И что твоя задача – рассказывать аудитории, внятно и интересно, о своих действиях, намерениях, соображениях общего характера. Не важно. Главное – болтать, и болтать, и ещё раз болтать. В своё удовольствие. Ну а потом уже можно изучить свою запись, оценить произношение, обратить внимание на грамматические и стилистические ошибки (или кто-то более искушённый обратит на них внимание). Реально, большие возможности для совершенно ненапряжного и даже увеселительного постижения иностранного языка. Лёшка, правда, и так по-английски чирикает свободно, как по-русски. Но вот если захочет подтянуть французский (там он только простенькие тексты читать может и базовый разговорный уровень имеет) или ещё какой язык изучить – можно подумать. Не в «обязаловку», конечно, - но если будет желание. Возвращаюсь, однако, к его занятию. Морщится: «Чего стесняешься?» «Голоса. Понимаешь, когда открываешь летсплейку и там детский голос – как-то а приори (он гордится знанием этого оборота и выговаривает со значением) ждёшь, что пацан херню нести будет. И обычно так и бывает, что характерно!» «Ну так сломай стереотип!» - говорю. «Я попробую. Вот ещё немножко потренируюсь…» Потом он милостиво соблаговолил показать мне свои записи, ну и местами видно, что смущается, несколько зажат в «актёрстве», а местами – вполне даже забавно получается. Скажем, когда ещё до побега из Волта-101 трое местных гопников пристают к девчонке – Лёшка так мрачно выговорил их предводителю «It’s not about Amata, it’s all about the sweetroll!» - что я чуть из кресла не вывалился от смеха. Да вообще он умеет вполне живенько болтать – так что зря комплексует. Ну и Фоллаут, конечно, особенно благодатная для таких целей игрушка. Когда он только вышел, третий Фол, многие критики морщили нос: «Да ну, как можно в 2008 году делать игруху на движке 2006 года!» Всегда хотелось сказать: расслабься, чел! Любая видеоигра – по-любому очень далека не то что от реальности, но и от кинематографического качества изображения. НАСТОЛЬКО далека – что, в общем-то, и не очень даже важно, то ли там десять полигонов на фигурку, то ли сто. И анимация, по сравнению с жизненными телодвижениями – по-любому корявая в игрушках. И будет корявой ещё очень долго. Просто потому, что в жизни всякое движение уникально – а здесь будет повтор заданных. Но это и не важно. Была б игрушка «атмосферной», что называется. А так-то реальные пацаны и в первый X-Com до сих пор, бывает, поигрывают, и, скажем, в Master of Magic. И по первости – да, немножко шокирует отличие той допотопной графики от того, что привык обычно видеть на своём мониторе, но потом как-то вживаешься и глаз «притирается». Это – в любом случае СХЕМАТИЧЕСКОЕ изображение, а важен – только геймплей. Впрочем, графику Третьего Фоллаута – я бы не назвал «убогой» и по нынешним временам. Хотя она «скудновата» даже по сравнению с оригинальной графикой Обливиона, чей движок был использован, не говоря уж про его развитие в Скайриме (а есть игрушки графически куда навороченней Скайрима – но… пустоватые по содержанию, по возможностям). Но эта «скудость» графики Фоллаута – она «идейно» оправдана. Это – картина постъядерного мира. Она и должна быть унылой. Она не должна радовать глаз. Причём, что характерно, фишечка всей фоллаутной серии – это МНИМЫЙ постапокалиптический мир. То есть – такой, каким он мог бы изображаться в футуристических антиутопиях середины прошлого века, на пике Холодной войны и соответствующих параноидальных ожиданий. Да, время катастрофы по игре – вторая половина двадцать первого века. Но представления о жизни в этом будущем – как бы из пятидесятых-шестидесятых века двадцатого. Поэтому в этом мире и соседствуют всякие боевые роботы с лазерным-плазменным оружием – с бытовым дизайном а ля пятидесятые. Ибо фантастам проще представить, что через сто лет у всех будут плазменные винтовки и боевые роботы, чем предположить, что уже через двадцать лет радикально изменится дизайн автомобилей, автоматов по продаже газировки и стилистика рекламных плакатов. И весь мир Фоллаута – это такой трогательный homage антиутопическим комиксам сорокалетней (от выхода первой игры) давности. И из-за этого – неподражаемый, уникальный стиль получился. Тот самый, за который мы так любим Фоллаут. В третьей части, хотя она совершенно другая по геймплею, - как раз этот стиль сохранён очень бережно. И, рискну сказать, именно вид от первого лица – даже усугубляет восприятие. Ей-богу, когда ходишь по развалинам некогда великих городов, когда продираешься через руины былой Цивилизации, когда видишь повсюду полуразрушенные остовы небоскрёбов – чувствуешь себя легионером Траяна, вернувшимся через пятьсот лет в Рим, погубленный христианством, где на Форуме пасутся козы, а Колизей растаскан по камешкам. И хоть это игра, но такое желание возникает помочь остаткам человечества, пытающимся возродить Цивилизацию, и такая злость берёт на всякую рейдерскую мразь, мешающему возрождению – что вполне личную имеешь неприязнь к этим рисованным фигуркам, когда мочишь их. И даже когда перегружен добычей, когда уже не нужен тебе ни их скарб, ни опыт за их истребление – всё равно не можешь пройти мимо рейдеров без того, чтобы не перемочить ублюдков всех до единого. Просто, чтоб их не было. И даже знаешь, что они респаунятся, – а всё равно приятно их убивать (ну, как гопников в реальной жизни) :-) И это заслуга игры, заслуга создателей, вот эта атмосфера, затрагиваюшая какие-то эмоциональные фибры. При этом понятно, что Фоллаут – предоставляет практически полную свободу действий. И можно, при желании, отыгрывать отморозка, который тупо мочит всех и вся ради добычи. Но, скажу честно, это просто очень быстро надоедает даже детям. Общаться с игровыми неписями – интереснее, чем мочить их. Чтобы мочить всех без разбору – для этого в чистом виде стрелялки есть. А в RPG – роль отморозка быстро надоедает. И все мы, конечно, гасили ментов-ординаторов в Морровинде, ради их недешёвой брони, - но, во-первых, они были безымянны и возрождаемы, а во-вторых, они сами нам хамили, провоцируя :-) Поэтому, рискну утверждать, хорошие эрпэгэшки, вроде Фоллаута и серии TES – они, хоть и не претендуют на такую занудную миссию, но реально – способствуют нравственному становлению личности. Именно тем, что в виртуальном режиме – позволяют поиметь и прочувствовать дискомфорт от убийства каких-то безобидных и хороших людей, понять, что это не комильфо. Говорят иногда, что чем в игрушки играть – лучше б дети книжки читали, особенно классику, которая – гораздо существеннее нравственный ориентир? Или история про истеричную самовлюблённую дуру, которая обосрала жизнь всех людей, которые имели несчастье с ней соприкоснуться, а потом приняла единственно верное решение, бросившись под поезд? Или история про маньяка-психопата, ради собственного самоутверждения и ради мелкой корысти замочившего топором старушку, ссужавшую ему деньги, а также её сестру, которая вообще ему ничего не сделала? История – якобы призывающая понять, что у него творится в душе и даже испытать некоторое сочувствие, вместо желания грохнуть к хренам эту тварь дикую или хотя бы запереть в клетке до конца дней? Вот эту всю пургу мой ребёнок читать, что ли, должен, ради нравственного своего становления? А так-то я книжки тоже люблю. Я ведь филолог по первому образованию – и я не случайно пошёл на филфак МГУ. А именно потому, что неравнодушен к любым формам художественного творчества, особенно же – к литературе. Но я просто не вижу, чем контент игрушек Бетесды ХУЖЕ многого того, что подаётся как «классика» литературы. Классика классике рознь. Иногда и откровенная задротская пурга подаётся как «классика» только потому, что приглянулась таким же ****утым, как и автор, извращенцам-критикам. И по большей части, что написано было два века назад – да не станет никто читать сейчас, если специально не интересуется темой истории литературы, поскольку, за редкими исключениями, техника тогдашних авторов убога, а мыслишки – плосковаты. Они – служили гумусом, из которого вырастала более поздняя литература (и кинематография, и гейм-индустрия). Не более того. Шекспир, правда, вечен. Его и сейчас очень приятно читать. И у Пушкина – кое-что есть любопытное. «Дубровский», при всей вторичности самой идеи даже на то время, - это, пожалуй, «первый комикс в мировой литературе». Но толстоевщину всю эту убогую, давно отмершую, грузить в детские мозги, - нахер надо! То есть, если Лёшка как-нибудь посмотрит фильм «Даун-Хаус» и решит прочесть «Идиота» - ради бога. Мешать не буду (и не смогу, само собой). Но если никогда не прочтёт ничего из Толстого, Достоевского, Диккенса, Теккерея – не много потеряет, ИМХО. Зато – он с удовольствием и с большим интересом читал «встроенные» книжки в серии TES. Собирал серии, искал недостающие книги. И они, должен отметить, порой очень неплохие литературные достоинства имеют. Да, эпос, да, притчи – но хорошо сделаны. Безусловно, людьми, которые сами до этого употребили в себя гигатонны мировой литературы. Но достаточно гуманны и мастеровиты, чтобы в своих внутриигровых творениях – не грузить читателя хернёй, а писать по делу, ёмко и стилистически адекватно. Поэтому, пусть лучше играет в игрушки, которые ему нравятся, и книжки читает – тоже те, которые ему нравятся. Но игрушки – лучше. И постижение основ межчеловеческой кооперации лучше через них осуществляется (это я и называю «нравственностью», основы внутривидовой кооперации), и формирование моделей поведения, и, что немаловажно, это ненапряжные, но эффективные уроки иностранных языков – тоже. И я видел, как обстремались эти подростки, которые, конечно, не были злодеями, а просто куражились. И я не хотел кого-то из них убивать, но если б они попёрли дальше, к моему крыльцу, - завалил бы за милую душу, и нисколько бы не жалел. Это отношение, мол, в целом я доброжелателен, но если наезжаешь на меня, то я готов к эскалации конфликта вплоть до того, что ты тушкой бездыханной здесь ляжешь, или я, - я сохранил на протяжении всей жизни. Я реально так смотрю на вещи, разговаривая с кем бы то ни было. "Ты на меня наезжаешь, ты не принимаешь мои возражения, ты готов уповать на свою силу? Окей. Я тебя, отморозка, завалю прямо здесь и сейчас. И мне похер, что будет дальше со мной. Может, меня и завалят сразу вслед за тобой. Может, меня посадят на пожизненное. Но лично для себя - я буду считать, что прожил свою жизнь не зря, когда очистил Землю хотя бы от одной такой твари, как ты. А я ведь убил десятки таких, и потому моя жизнь - уже десять раз оправдана. И я ни разу не прогнулся ни под одну из таких тварей. Я даже в детстве никогда не прогибался под тех, кто мне угрожал насилием". Ну и я понимаю, что мой подход - он несколько "экстремальный". Пригодный для моей же экстремальной работы. Но были опасения, что мой образ "назгула" как-то повлияет на формирование менталитета ребёнка. Поэтому мы решили, для начала, назвать ребёнка Алексеем, поскольку все Лёхи - добряки. И это оправдалось. Даже слишком. В яслях и садике - он был, наверное, слишком добрым. Вот чего ни попросят у него другие детишки - сразу всем и делится. После чего, кстати, особенно дружились с этими борзыми ребятишками, которые пытались его развести. Не со всеми, но с некоторыми. И я не знаю, чему их родители учили, но вот Лёха учил очень простой мудрости: пытаешься наехать по беспределу - получаешь в пятак. В игрушках же он - даже меня порой удивляет. Скажем, когда в Silent Hunter 3 играл, за немецкую подлодку, он всплывал на поверхность всякий раз, как потопит одиночное судно. Я его спрашивал: "Зачем?" Он отвечал: "Подобрать выживших или хотя бы раскидать спасательные плоты, жилеты, всякое такое". А в третьем Фоллауте он, когда впервые припёрся в Волт-101 по их просьбе о помощи - взял с собою кучу лазерных винтовок и боеприпасов к ним. Которые и вывалил к ногам Аматы (сделав её "смотрящим"). "Зачем?" - спрашиваю. "А вот они откроют свой Волт для внешнего мира - и Анклав их тут же поимеет. А так - у них есть оружие, чтобы мочить анклавовцев. Броня не нужна, броню они сами с анклавовцев снимут. Но оружие - я им дал". И вот он такой, наш Лёшка. Между тем, я не знаю ни одного примера, когда бы школьник, прочитавший "Преступление и Наказание", подогнал бы лазерный пистолет Старухе Процентщице. © Copyright: Артем Ферье, 2012.
Другие статьи в литературном дневнике:
|