Без пафоса

Адвоинженер: литературный дневник

Мечта, героизм, подвиг и победа. Достоинство, честь, отвага и мужество. Скромность, вежливость и благородство. Стыд и совесть, глагол и добро, искренность и сердечность. Ум, эрудиция, память. Профессионализм, разносторонность. Гражданственность, патриотизм и вера.
Вроде, вечные категории, не промахнешься - всем бы так.


Деловитость, оборотливость, удачливость. Умение жить под риском, разумный авантюризм, карьера. Харизма, пафосность, респектабельность. Стиль, вкус, манеры.
Статус, связи и положение. Богатство и достаток, благополучие и снисходительность.
Тоже неплохо, не помешает, кто б спорил.


Жадность, хамство, агрессивность. Манипулирование, истероидность, лживость.
Нигилизм, наплевательство и бессердечие. Снобизм, заискивание, уничижительность.
Трусость, предательство и обман. Самолюбование, невежество и самодовольство.
Ну, тут сплошные бабайки, мы ж не такие - поклеп, на себя посмотри, просто не было другого выбора.


Извиняюсь, не согласен - всякие, и такие в том числе. Более того, сами не знаем когда что полезет, что-то точно полезет, а вот что именно...
В собственной речи-представлении, хотите, презентации, да, скорее первые и вторые, чем третьи - хотим казаться, хотим, чтобы нас так воспринимали - выгодный свет. Или поздравительных адресах, тостах и славословиях.
Благо, не анкетные данные и не медицинская карта.


Говоря слово "я" исчерпываем смысл целиком - все понятно без вопросов. Я - это доступное сущее. но только в целом, по частям все иначе.


Я и другой, я и время, я и совесть. Обстоятельства, которые сильнее и который всякий раз диктуют злою волю - кто ж виноват.


Я и бытие, я и добро, я и достоинство. Так много не наживешь, лучше по-жизни, более человечно. Сами понимаете, всяко бывает -кто старое помянет, тому глаз вон.


Я -правда, я-история, я-эволюция. Слушай, зачем копошится - нервов не хватит, лучше ,попей чайку. погуляй с внучкой, целее будешь. Плетью обуха не перешибешь.


Я-власть, я-воля, я-поступок. Если копнуть, героев нет, вон Догвилль, к примеру. Или не знаю, ностальгия Тарковского. Ему баба в ножки тянется, а он, нескладный, в каналюге прячется. Чужая душа потемки. Прозвучит тревога, дадут ружье, тогда посмотрим, а так, суета сует и всяческая суета.


По частям не хотим, или не можем - лучше махом - хороший, честный, добрый, поди опровергни. Сам небось плюшки по карманам тыришь, чего моралями лезешь.
Речь, как спасение - там успех и благородство, человечность и жертвенность. И, конечно, любовь - куда без. Кошки, собаки, детки, родители. Итальянский сыр, модный лук, Гоа, серфинг.


Человек - вещь, миллилон вещей, навешанных на главную - я знаю все твои трещинки. Хранилище, пристанище, обслуга вещей. Потребляющая и потребляемая, одушевляющая вещи среда. Его история - история вещи, как сделали, хранили, добавляли качеств. Ломали, чинили и снова ломали - травмы, те самые, детские, ужасные, пожизненные. Как пользовались, мыли, стирали, одевали, заставляли делать другие вещи - приятные и не очень.


Не понимаю, говорил молодой бизнесмен, зачем люди вкладывают такие деньги в искусство - он недавно приобрел, вернее, ему приобрели более богатые родственники запредельно дорогой БМВ икс шесть- вот купил машинку, и он плотоядно улыбнулся, ласточка, как я ее называю, ни с какими картинами не сравнится, живая, подолгу разговариваем, а если дома конфликт, сразу бегу к ней - сяду, руль поглажу, музыку включу, глядишь, потихоньку отпустит. Никогда не подводит, ласточка.


И я не понимаю, поддержал тему адвокат, по-правде говоря, в музеях стало быкуда интересней, если бы вместо картин выставлялись хорошие машинки.


Вы серьезно, спросил озадаченный младо-богатей.


Вполне, а так отдашь тридцать евро, и че, парад гобеленов, картин и скульптур - ни уму, ни сердцу, даже пива не нальют


Вы шутите, догадался мистер успех.


Жизнь в мелочах, правда - в нюансах, а смысл везде - и в темноте, и на поверхности.
В темноте, собственный, утаенный, а на поверхности - всеобщий, разделенный, окутанный миллионом объяснений и примеров, пристойный, эстетически безупречный, вкусный, в конце концов.
Как можно не любить Моцареллу, Каву или Хамон, не мечтать о Феррари или Ламбе, не вожделеть скромных драгоценностей от Тиффани - не этих ,которые на нуворишах, а стильных, почти незаметных, тончайших, чуть проступающих из-под обаяния личности.
Мы-ж люди, ничто человеческое не чуждо, а комфорт - он и в Африке комфорт, и те, кто выступает против, в лучшем случае, бородатые - в прямом и переносном смыслах одновременно, архаичные придурки, каком-то смысле враги счастливости, погожести и пристойности, короче, как ни крути - ущербные.


Собственно, жить от вещи, это все равно жить - проникаться, погружаться, наслаждаться, соединять с другими в модном интерьере или стильном дизайне, хвастаться - разумеется, изыскано, чтоб не придерешься, с соблюдением положенных протоколов, и узнавать себя - ведь там отражается успех и благополучие, стиль и вкус, мало, тот особый шик или шарм, присущий сложно-составному объекту - вещи и ее обладателю.
Субъект-объектная ориентация, даже онтология. Вещь, как высказывание - вместо речи, вместе с речью. Социальный организм с миллионом индивидуальных особенностей - трещинки, родинки, пристрастия. Травмы, особенно детские и несбывшиеся ожидания.
Жизнь, как излечение.


Почему страшно, тоскливо и холодно - такова цена отрицания. Бога, души и бытия. Хороша поверхность, но изнутри пусто, дырка размером с бога, куда дует, тянет и сквозит - ничего, зато наружу блестит ярче тысячи солнц.
Скажете, не все такие, ничего плохого в модной одежде, удобной квартире или новенькой машинке, нет - простые удобства.
Соглашусь - любят кино, ходят в театр и на выставки, читают кое-что, особенно из современного - короче, развиваются, телесно и духовно растут.
С последним правда не очень - потребляют интеллектуальный продукт. Видели, касались и нюхали не значит обратили в собственность, присвоили и осознали.
Само собой, когда под забором яблочное из горла, или дети-замарашки или жена в двадцать как в шестьдесят, ничего хорошего. Страшно смотреть. Как страшно смотреть на неизлечимо больных, инвалидов с детства или умирающих,. На боевые действия, войны и эпидемии, уносящие жизнь за жизнью. Или на истязания, издевательства и унижения. Другой отсчет, иная шкала.
Нет универсума "хорошо" или "плохо", как нет всеобщего обязательно блага, начисто избавленного от любого зла.
Но банальное "каждый выбирает по себе", верно лишь с оговоркой - если действительно выбирает от себя, а соглашается с навязанным, с тем, что прямо перед носом, что не требует никаких усилий в силу привычности или традиции, семейного уклада и авторитарного указания, больших раздумий и тягостных переживаний, и где не надо ломать голову - только руку протянуть.


Боже упаси отказаться от благ, вещей и комфорта в угоду "духовной" позе, видимости интеллектуального затворничества или творческого отшельничества. Перельман - это исключение. Не надо, ни в коем разе.
Но где кончается необходимость и откуда начинается злоупотребление - с какой метки потребление порабощает, отвлекает от важного, насущного, начинает гасить иные человеческие основания. Граница - как с едой, без нее нельзя, но переедание опасно. Или алкоголь, никотин, сладкое.



Другие статьи в литературном дневнике: