Мутабор

Адвоинженер: литературный дневник

Пытаюсь войти в природу и подолгу смотрю на кусты, потом на деревья, начинающуюся травку, позеленевшие кончики веток - вот когда зацветет вовсю, понятно, цвет, запах, объем, а пока...
Вообще, с природой отношения сложные. Будто меня нет - там нет , наружной среде. Глазами вижу, дальше конец. Нет соединения.
Феодосийский залив, двор на Тимирязева, Горсад. Берег Тургояка, где часами наблюдал за муравьями, маленькое озеро близ Каслей, куда с палаткой выезжали порыбачить, пруд в Карагайском бору, Малый Сунукль, где отдыхали с отцом, старый понтон на Шершнях, обрыв над излучиной Миасса, что притаился в Каштакском лесу, дорожка на обкомовские дачи и прибрежная полоска Сугояка. Чуток Кирилловского леса, что на звенигородской ветке под Ленинградом и стрелка Васильевского острова. Да, бабулин огород, но это особ статья.


Существование в вещи - это не мое место, хоть тресни. Вещь и вещь, даже если поверх накручено миллион историй. Даже если трогал рукой король или обнимала Беатриче.
Книги, картины и пластинки. Кофейник и самокрутка, гитара и древние черные очки. Кожан и леви-страус на болтах. Старый молочник Бабы Поли, дедовские ордена и несколько фоток. Черно-белых. Материальная вселенная.
Когда-то был стеллаж и Бокаревские доски, настенный красного бархата ковер с цветочным орнаментом, дедовский стол на тонких ножках с тяжеленными, плохо выдвигаемыми ящиками, кухонный буфет, родительская тахта, но остались только воспоминания. Ощущения, запахи, ассоциации - мелькнет и поминай как звали.


Почему прошел мимо растений, ума не приложу. Мимо птиц, рыб и насекомых. Кошки - да, собаки, лошади - да, львы, тигры, леопарды, волки, олени и медведи тоже да. Остальное постольку поскольку - ни восторга, ни вдохновения.
Речь - вот моя стихия, звук, мелодия, запах, а зрительное увы, ограниченно.
Железо, штанги, заводы, лаборатории. Корабли, самолеты, сильные машины и ракеты.
Небо, воздух, снег, ветер и солнце.
Скорость, сила, давление, а копошение на грядках, высаживание рассад, подвязывание огурчиков, унавоживание и поливка, извините.
Скатерки, занавесочки или дизайн с интерьерчиком - исключительно по рациональным соображениям. Чтоб не очень в глаза бросалось и ходить не мешало.
Одежда, та вообще по другую сторону океана. Прическа, сервировка, подробности и детали.


Речь и авторитет, восторженное послушание и импровизация, кураж и раскрутка - движение, вихри и взлеты. Так устроен личный маятник, и Крестный отец, Шерлок Холмс, Робинзон Крузо, Таманцев или Лапша из Однажды в Америке куда ближе Фарятьевых и Тригориных, Лукашиных и Бузыкиных.


Границы, свое и чужое. Время и место, эстетика, среда и строй. Мой - слог царя Давида, шекспировский Гамлет, платоновский Котлован, ехидный Воланд и мятущийся из Петушков Ерофеев. Джарретовское соло, Мистерия Кория и Стабат Матер Перголези. Жизнь с голоса.
Но ведь это бог-отец, правда, а любовь и свобода, троица и братство во Христе как были так и остаются за пределом магического круга. Знаю, иду, ползу, тянусь, но мимо. Нет соединения, и всякое прекраснодушие - возьмемся за руки изгиб гитары или лесное солнышко, скорее напрягает, чем притягивает.
Никогда не пою хором - ни за столом, ни в экскурсионном автобусе, не люблю внутри толпы, сидеть в комиссиях, собраниях или президиумах.


Другое дело, судебный зал, качалка или лазерный эксперимент. Джазовый концерт или пешая прогулка. Наряженная беседа, семинар, когда с мелом у доски, или лекционный час. Никакой апатии. Многогранник, внутри которого самость чувствует себя комфортно - в своей тарелке.


Напротив, салон, пустословное застолье, очередь, лечебное учреждение, чужое присутствие, торжественное собрание, два и больше источников звука, заунывный сериал или фильм, торговые ряды или случайные встречи с малознакомыми знакомыми навевают скуку и раздражают, а длинно-долгие обсуждения мелочей, покупок, ремонтов, поездок, погоды или истории с психологией вынуждают лихорадочно искать надпись "выход", а навязывание заведомо красивого, приглядного и милого - испытание на прочность. Нытье, стояние на цирлах перед детьми, липовый пафос и рукопожатное лицемерие обнуляют начисто, а лаконичный профессионализм, скупая речь, замечание или шутка к месту сильно повышает настроение.
Скромность, терпение и сдержанность - несомненные плюсы, тогда как избыточная словоохотливость, нетерпеливость и спонтанная истеричность, отворачивают от человека на сто восемьдесят.
Легкость, юмор и мудрость против занудства, обидчивости и ханжества, а свободомыслие против демагогии.


Ох, не властны мы в самих себе, ведь все то, что так не люблю, презираю и ниспровергаю в полной мере присуще самому. Никуда не денешься.
Неуместные шутки, нелепый педантизм, гордыня и заносчивость, словоохотливость, письменное графоманство, поверхностность и дилетантизм, предвзятость и занудство. Ханжество, ортодоксальность и нерешительность. Полна коробочка.


Вот всякое подсознание, иррациональные основания, там, где не царствует слово и откуда оно выскакивает само - нежданно негаданно, ассоциацией видением, голосом, по запаху, или сны, где разум движется сам по себе, ибо не скован, не привязан к "реальной реальности", это органическое, природное, правда, неосмысленное и неотрефлексированное.


Подконтрольное и спонтанное, отрепетированное, продуманное или внезапное слово определяет феномен говорящей самости, но поступки и деяния могут свидетельствовать о другом.
Слово и мысль, слово-поступок, поступок и мысль. Подумал - сказал, сказал - сделал, подумал и минуя слово нырнул в деяние.


И еще есть психология. Эмоции, заключенные в слова и слова, провоцирующие, тянущие за собой эмоции. Хвосты. Реакция на стресс, а стресс, как всякое изменение состояния. Чужое слово - стресс, свое - стресс, воспоминание - стресс, нагрузка - стресс. Принцесса на горошине. Женская сторона, живая среда, которая окружает, окутывает, обтягивает и защищает самость. Меняет цвет, окраску, отращивает хвосты и когти, притворяется, приспосабливается и демпфирует, сжимается и расширяется., грузит и разгружает. И, как всякая женщина, говоря правду обманывает, а утепляя утопляет. Роли, маски, позы, и наружу выдается не истинное слово правды-лжи, а роль, текст, идущий из образа - разукрашенный, расцвеченный подробностями, выгодными оборотами, эффектными паузами, охами, вздохами и цитатами.


Смотреть на себя со стороны - это видеть феномены. Проявления целого. Оценивать, как другого, разделяться, а говорить правду в обход психологии практически нереально. Психология уже содержит внешнюю сторону, через слово-эмоцию-роль, уже феномен. Играть себя. Поэтому в целом живут феномены. Я и мои слова-роли. Я и не мои слова-роли. Распределение. Дерево с ветвями, корнями и листьями ,как тут почувствовать, прорасти в другое. Сделав своим, проговорив, описав, попытавшись забраться в суть взаимодействия, побыть натуралистом-первооткрывателем.


Открой мир снова, почувствуй своим, впусти.



Другие статьи в литературном дневнике: