Черная краска

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Говорят, человечество расстается с прошлым, смеясь. Наверно, это как у кого получится. Вот читаешь рассказы Татьяны Толстой в ее очередной ново-старой книге "Войлочный век"(здесь собраны и рассказы прошлых лет), и думаешь, что у неё это не получается.
О бывшей советской жизни она пишет не просто зло, но даже озлобленно. Словно вошла в клинч и уже не может освободиться от объятий "противника".
Об Америке она тоже написала не весьма лестно, и довольно критически. Но - критически. А о жизни в СССР - озлобленно, а между критикой и озлоблением - большая разница.
А ведь наверняка советская жизнь Татьяны Толстой была намного(если не в разы) лучше, чем у других советских граждан. Вот если бы об отсутствии продуктов рассказывали они, это воспринималось бы нормально. Но когда жалуется Татьяна Толстая, даже пишет, как...голодали, это выглядит как фарс.
И вообще в ее пересказах советская действительность выглядит совершенно убого. Вот принесла бутылку водки строителям ее нового дома, чтобы пол уложили так, как она хочет, а они водку выпили, а пол все равно уложили по-своему.
Многие ли советские граждане могли строить в то время жилье? Мечтали о хрущевке как о райском житье. А "бедная" Татьяна, изголодавшаяся по не доступным деликатесах, могла.
Да и не странно ли, что человек, считающий себя интеллигентом и претендующий на властителя дум, пишет о жратве так много, да для лихости еще и с матерком?
Но ведь советский человек жил не только поисками "жратвы". Он выписывал "толстые" журналы, особенно "Новый мир", собирал макулатуру, чтобы купить любимые книги, гордился своей библиотекой.
Но этой стороной жизни Татьяна Толстая пренебрегла, для нее существеннее было показать "советские язвы", и не только "продуктовые", но и, к примеру, овировские, которые выплывали, когда надо было съездить за границу(а многие ли могли поехать?).
Безусловно, идиотизма в советской жизни хватало. Но было немало и хорошего. И вообще, можно ли изображать жизнь одной черной краской? Вернее, мазать её одной черной краской?
И что любопытно:многие нынешние претенденты на роль духовных гуру тоже завопили о жратве, когда Россия ввела ответные санкции на поставку продуктов из стран ЕС. Как так, не будет устриц, сыра пармезан и прочего?! Караул!
А потом удивляются, что их "патриотизм" не совпадает с патриотизмом большинства населения.
Да что это за интеллигенция такая, что не к духовному зовет Русь, а к желудочному накоплению?
А потом удивляются, почему их никто не только не слушает, но и презирает.
Кстати, о "духовном" Татьяна Толстая тоже написала. О человеке, который знал, казалось, обо всем на свете, был алкоголиком, пил целый день понемногу, но никогда не пьянел, и это якобы никак не сказывалось на его умственных способностях.
Экскурсию, которую он провел для нее и ее родных по памятным местам Петербурга, они завершили у него дома за столом с бутылкой и огурчиками с грибами, поставленными его женой.
Умер он в восемьдесят лет, задохнувшись от дыма.
Такой вот идеал Татьяны Толстой. И образец советской жизни.
Кстати, она еще тепло написала о бывшем враче, ставшем алкоголиком и торгующем на рынке:жить-то чем-то надо.



Другие статьи в литературном дневнике: