Оскуднел паёк

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Санкции, снятые с "режима Лукашенко", приводят в исступление белорусскую оппозицию. Особенно ту, которая живет за границей, чувствовала себя вольготно, часто встречалась с европейскими политиками, а главное - получала неплохие гранты на прокорм.
Но со снятием санкций паек, судя по той истерике, которая слышится в адрес ЕС, паек нынче далеко не тот, что прежде. Но не скажешь же об этом прямо. Поэтому говорят об ошибке ЕС, которая укрепляет связи с диктатором Лукашенко, о его недальновидности, о том, что экономические интересы в ЕС взяли верх над общеевропейскими ценностями,- и так далее, в том же духе.
В Варшаве, где прописан сайт Хартия 97 и связанные с ним бывшие белорусские "демократические" оппозиционеры во главе с кандидатом в президенты Беларуси 2010 года Андреем Санниковым, то и дело по этому поводу устраиваются всякие круглые и "некруглые" столы, на которых собираются разные бывшие политики, в основном из стран бывшего советского блока.
Очередная такая говорильня прошла на-днях. То, о чем говорили отставные политики, неинтересно, а вот разглагольствования "оппозиционера" и соратника Санникова Дмитрия Бондаренко весьма примечательны. Нет, не своей новизной, а именно "стариной". Оказывается, спецслужбы России делают всё, чтобы ликвидировать независимые СМИ Беларуси(!).
Самым настоящим независимым СМИ Беларуси главный редактор сайта Хартии Радина давно назвала свой сайт, который работает в Варшаве. Когда-то его щедро финансировало Министерство иностранных дел Польши, когда министром был Радислав Сикорский, и даже помог ему переехать из Вильнюса в Варшаву.
Но времена меняются, нынешние власти интереса к белорусским оппозиционерам не проявляют, а, наоборот, стараются наладить отношения с Лукашенко, о чем свидетельствовал и визит нынешнего министра иностранных дел в Беларусь.
Кроме того, основательно урезана и близка к окончательному закрытию так называемая "программа Калиновского":принятие на учебу студентов из белорусских вузов якобы за оппозиционную деятельность.
В общем, в ЕС, который теперь и сам далеко не жирует, начали присматриваться и анализировать, а куда и кому идут выделяемые средства, и какова отдача от их вложения.
Разумеется, оппозиционерам, привыкших к вольготной жизни, всё это не нравится, и они всё никак не могут смириться с тем, что их голоса ныне мало чего стоят, если вообще еще стоят. В этом смысле показательна ситуация вокруг Европейского Гуманитарного Университета(ЕГУ). В 1992 году его открыли в Минске как частный некоммерческий вуз, но на деньги ЕС.
К началу нового тысячелетия белорусские власти закрыли его, поскольку программа подготовки студентов в этом вузе не устраивала Министерство просвещения республики.
ЕГУ переехал в Вильнюс, и с 2006 года стал литовским вузом, но его по-прежнему финансировали ЕС и страны-доноры, в первую очередь скандинавские. А белорусские оппозиционеры до сих пор считают, что это...белорусский вуз, и они имеют на него права. И даже критикуют его за то, что в нем всего одна группа учится на белорусском языке.
Более того, четверо кандидатов из Беларуси претендовали на то, чтобы возглавить университет, именно потому, что он - "белорусский", и они имеют на него первоочередное право.
Среди них был и кандидат в президенты Беларуси 2006 года Александр Милинкевич, жена которого, кстати, и занималась "программой Калиновского", теперь подлежащую закрытию, чем она, естественно, недовольна.
Но оппозиционеры не сдаются, кучкуются в разных вариациях и выдвигают "требования". Как будто им кто-то что-то должен и виноват.
А, впрочем, виноват,- тот же ЕС:кормил ведь годами, и не слабо, так что сейчас им, бедным, жить впроголодь?!



Другие статьи в литературном дневнике: