Невостребованные книги

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Давно ловлю себя на том, что не могу читать литературу советского периода. Даже книги тех писателей, которые когда-то "гремели". Всё кажется тягомотным, нудным, неестественным.
И в то же время с удовольствием читаю писателей 18-19 веков, даже не очень известных в ту пору. Сюжет про какого-нибудь помещика, быта и нравов в его поместьях мне интереснее сюжета про дела колхозные или заводские.
В чем тут дело? В том, что в первом случае реальность описывалась такой, какой она была, во втором - с преобладанием идеологического диктата, существовавшего в СССР.
Любая вещь,- будь то книга, спектакль, кинофильм, газетная статья, радиопередача и т.д.-, проверялись на их соответствие "правильной" идеологии, поэтому под нее подстраивались, что неизбежно вело к тому, что позже было названо лакировкой действительности.
Уж, казалось бы, мемуары должны были быть ее лишены, но, похоже, они оказались подвержены ей еще в большей степени. Об этом нельзя сказать, это следует пропустить, сократить, переписать...
И вот читая такие выхолощенные книги, можно ли представить себе ту эпоху такой, какой она была в реальности?
Как-то попыталась прочесть толстенную книгу о Шукшине, изданную в серии ЖЗЛ.
Одолела ее, лишь,-честно признаюсь,- перелистывая страницы. Большую часть книги посвящено рассказу о тех, кто не ценил его, да и теперь не отдает должное, как его "затирали", о чем его произведения, которые, возмущался автор биографии Шукшина, сегодня лежат в книжных магазинах не востребованными.
Серия ЖЗЛ была основана в 1890 году Ф. Павленковым. Чтение книг из этой библиотеки я всегда заканчиваю сожалением, что оно уже закончилось. Биографии "его" замечательных людей краткие, но емкие, написаны профессионалами, хорошо знающими эпоху, в которой жили их герои, их жизнь, их дело жизни.
Авторы книг в серии ЖЗЛ издательства "Молодая гвардия" многословны, растекаются "мыслию по древу", собирают весь посторонний сор, который был рассыпан вокруг их героя, и в нем сами тонут вместе со своим героем, ибо это не тот сор, из которого, по выражению Ахматовой, "растут стихи".
И кому теперь нужны все эти, прекрасно изданные книги? Их списывают, раздают всем желающим, но таковых становится все меньше. Кому нужна макулатура, хотя и качественная по составу?
Могли ли подумать советские писатели, что они создают литературу, к которой в иную эпоху не будет никакого интереса?
Нет, конечно. А если бы и подумали, то это ничего бы не изменило. Всё равно бы писали:кто "по велению сердца", а кто из желания прославиться и получить блага, которыми советская власть щедро одаривала тех, кто верно служил ей.



Другие статьи в литературном дневнике: