Нет спроса

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Когда перечитываешь Зощенко, ловишь себя на мысли, что многое, о чем он писал, актуально и сегодня. Особенно, когда речь идет о бюрократической тупости, как госорганизаций, так и отдельных личностей, обывателях, гордящихся тем, что "умеют жить", разного рода мошенниках.
Всё это привязано к определенному времени и одновременно выходит за его рамки, становится как бы безвременным, ибо вскрывает не просто явление, а его, увы, неизменную суть, независимо от конкретного временного периода.
И в этом причина того, что Зощенко не устаревает:его сатира тонка, зла и точна, диагноз, поставленный обществу, не устаревает, и поэтому он интересен будет читателю и в будущем, чего не скажешь о сатириках и юмористах позднего советского периода, который завершился распадом СССР.
Вот открываешь толстенную книгу Григория Горина и, прочтя страницу-две, начинаешь испытывать скуку. Может, когда-то кому-то его писания и были интересны, и вызывали смех, но теперь - нет.
У него есть серия "юмористических мемуаров" о "друзьях-товарищах" из артистической и "юморной" среды. Абсолютно не "юморные", а навевающие всё ту же скуку, можно сказать, примитивно-зубоскальские,- о Волчек, Ширвинде, Жванецком и так далее.
И сами эти герои не вызывают никакого интереса, хотя когда-то для кого-то были кумирами, как и сам Горин.
Кстати, есть масса книг-воспоминаний, написанных самими артистами, некогда кумирами публики. И кому это сегодня интересно, и будет ли интересно завтра? Никому.
Потому что это копание в собственном белье, не более того, чтобы показать, какими они были "героями", а остальные, даже если авторы их и превозносят, лишь их попутчиками.
Между тем, каждый период времени интересен сам по себе. Но не все его могут показать так, как показывал его Зощенко, ибо на первом плане у тех же поздних советских сатириков и юмористов было - показать себя, любимого и неповторимого.
Они и расхваливали друг друга, чтобы на этом фоне лишний раз показать свою собственную неповторимость.
Могли ли они прыгнуть выше головы? Пожалуй, нет, даже если у кого-то из них поначалу и были для этого задатки. Потому что им нравилось купаться в среде обожания и восхваления, когда каждое произнесенное ими слово выдавалось и принималось словно золотой самородок.
Есть выражение:"Время всё расставит по своим местам". Оно и расставило.
Кому нужны теперь их толстенные книги? Библиотека их безжалостно списывает:нет читательского спроса.



Другие статьи в литературном дневнике: