Затмение

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Умер Владимир Войнович. И уже в первых откликах о нем вспоминают "Чонкина". За свою жизнь Войнович написал много произведений, но ни в одном интервью с ним не обходилось без "Чонкина". Если журналист не спрашивал об этом произведении, Войнович сам сворачивал разговор к нему.
Пристрастие автора к одному из своих произведений - явление не новое. Но в случае с Войновичем поневоле получалось, что он как будто автор одной книги. И что советский период его жизни, каким бы трудным он ни был, дороже и милее ему остальных.
Постсоветская Россия ему не "показалась":не сразу, а постепенно. Вероятно, возвратившись из Германии, Войнович надеялся, что будет, если не главным, то одним из "главных" писателей страны, ведь он автор..."Чонкина".
Но этого не случилось, и, как бывает в таких случаях, легче критиковать власть, чем гневаться на собратьев по перу. Тем более, что эта критика привела к тому, что имя Войновича вновь стало часто употребляемым в печати.
Скончался он от сердечного приступа в ночь лунного затмения, и сразу заговорили о влиянии этого явления на его кончину.
Я наблюдала за затмением из окна квартиры, благо Луна постоянно "ошивается" напротив него. Никакого красно-кровавого цвета в её облике не было. Небо было темно-серого цвета, Луна - обычного цвета, она постепенно окутывалась теменью, и какое-то время поблескивала, как бы съежившись с кулачок.
Кстати, небо такого же цвета было и за сутки до затмения, но Луна тогда оставалась в "обычной" позе. Здесь она вообще какая-то не такая, как, скажем, в Беларуси:там полная, круглая, и даже полумесяц - "щекастый", а здесь какая-то плоская, как блин.
Действительно ли Лунное затмение повлияло на сердце Войновича, и оно остановилось? Бесполезное гадание, если учесть, что Войновичу было 85 лет, и ему многое пришлось пережить в жизни. И у него самого были периоды "затмения"...



Другие статьи в литературном дневнике: