Одиночество

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Перечитала роман Маркеса "Сто лет одиночества". Читать его и легко, и сложно. Легко, потому что он весь пересыпан легендами, мифами, сказками, иронией, которые берут тебя в плен.
Трудно, потому что семейство - главный герой романа - настолько многочисленно, а, главное, перенасыщено одними и теми же именами, как старших его членов, так и отпрысков, что трудно не запутаться в них.
Когда закрываешь книгу, ощущение остается такое, будто побывал на большом, постоянно возобновляемом карнавале жизни, где общее веселье захватывает тебя, но может вовлечь и в потасовки, где всё стихийно и непредсказуемо.
Представить себе, что подобный роман написал бы европеец, невозможно. Для этого надо родиться в Латинской Америке и знать её изнутри.
В романе Маркеса нет психологии поступков героев. Видимо, она и невозможна:они возникают как бы вдруг, в силу возникших обстоятельств, и над ними даже не особенно задумываются,-что уже сделано, то сделано.
Вот тихий ювелир в конечном итоге превратился в грозного и безжалостного полковника, вожака повстанцев. Безжалостного ко всем, включая своих родных.
Ничего не предвещало, что произойдут такие метаморфозы с человеком. А Маркес и не пытается объяснить это,- видимо, такая стихия заложена изначально в характере латиноамериканца, и никто этому не удивляется, и объяснять это и не нужно.
Что касается названия романа - "Сто лет одиночества" -, то слово "одиночество" в его контексте скорее надо понимать философски. Человек всегда окружен людьми, но в сущности он одинок, когда пытается разобраться со своим внутренним миром.



Другие статьи в литературном дневнике: