Свободу экономике!

Алишер Таксанов: литературный дневник

Узбекистан занял 162 место и вошел в группу "Страны с несвободной экономикой" в Международном рейтинге "Индекс экономической свободы 2013 года" (Index of Economic Freedom 2013), составленный американским исследовательским центром «Фонд наследия» (The Heritage Foundation) и газетой The Wall Street Journal. По мнению экспертов, экономическая свобода - это «отсутствие правительственного вмешательства или воспрепятствования производству, распределению и потреблению товаров и услуг, за исключением необходимой гражданам защиты и поддержки свободы как таковой». См: http://gtmarket.ru/news/2013/01/10/5277


185 государств, представленные в текущем отчете, разделены на пять условных групп в соответствии со своим рейтингом по Индексу экономической свободы: «свободные», «преимущественно свободные», «умеренно свободные», «преимущественно несвободные» и «несвободные». Есть также группа "Страны с неопределенным статусом экономики", в числе которых не только Афганистан, Сомали и Ирак, но и - что удивительно! - Лихтенштейн.
Расчеты ведутся по 10 показателям, а именно:
1. Права собственности.
2. Свобода от коррупции.
3. Фискальная свобода.
4. Участие правительства.
5. Свобода предпринимательства.
6. Свобода труда.
7. Монетарная свобода.
8. Свобода торговли.
9. Свобода инвестиций.
10. Финансовая свобода.
Расчет от 0 до 100, и чем ниже цифра, тем хуже. В пятерку самых свободных вошли Гонконг, Сингапур, Австралия, Новая Зеландия и - что меня порадовало больше всего - Швейцария. 175 место занимает Зимбабве, 176 - Куба, 177 - Северная Корея.


Узбекистану выставлен индекс 46, далее по показателям:
Права собственности - 15; Свобода от коррупции - 16; Фискальная свобода - 90.2; Участие правительства - 67.8; Свобода предпринимательства - 71.2; Свобода труда - 61; Монетарная свобода - 63; Свобода торговли - 66.1; Свобода инвестиций - 0; Финансовая свобода - 10.
Со некоторыми вышеуказанными показателями я согласен, однако не все тут однозначно. Мне показалось, что эксперты не рассматривали явление в комплексе, а изучали как бы в отдельности, без связи между собой. Да, права собственности в Узбекистане ограничены, несмотря на политические декларации и существующие нормативные акты, в реалии любой может быстро всего лишиться и опыта у узбекистанцев не занимать. Вспомним, как ломали дома и магазины в Ташкенте и других городах по устным распоряжениям начальников, и никто из собственников не мог получить возмещения по рыночным ценам или вообще какого-либо возмещения. А как конфисковали товар у продавцов без каких-либо предъявлении претензий? А что говорить об иностранных компаний, которые остались в одних "трусах", например, "Ян Интернешнл", "Оксус", "Зерафшан-Ньмонт", "МТС" - разве это не факт экспроприации? По уровню коррупции республика тоже страдает "хроническими" заболеваниями - без коррупции не проходит ни одно движение в быту, экономике и политике. Так что тут полный застой с отстоем!


Но при этом делаются странные заявления по другим показателям. Какая может быть фискальная свобода в 90 пунктов, если свобода инвестиций равна нулю? Если финансовая свобода всего 10 пунктов, то разве может быть свобода торговли на 66? Если коррупция ужасна, то как может развиваться бизнес? Противоречие на противоречии.
Высокое участие правительства в экономике - это хорошо или плохо? Это оценка вмешательства в хозяйственную деятельность или стимулирование через кредиты, тарифы, налоги, протекцию? Это поддержка стратегических предприятий, нужных государству, или это протекция тех, кто под крылом кланов и мафии? Ведь известно, что многие нормативные акты просто покупаются, и об этом свидетельствует тот же показатель свободы от коррупции - 10 пунктов, так как следует оценивать индикатор "участие правительства"? Ведь цифра 67,8 - это хорошо, тогда от кого коррупция?
Свобода труда - еще один "камень преткновения", который не ложится в стенку данного рейтинга. Свобода труда предполагает беспрепятственное перемещение рабочей силы и облегченный вариант наёма работника. Но если существуют такие ограничения как прописка, выездная виза, квотирование на трудовые ресурсы и т.д., то оценка в 61 баллов мне кажется малореальной. Свыше 2 млн. узбекистанцев трудятся в России - это свобода труда или отсутствие рабочих мест в Узбекистане?
Свобода торговли... По данным Госкомстата 23% товарооборота производится в неофициальном рынке. По другим данным, до 60% всей торговли находится в "тени". В чем суть свободы? Внешняя торговля абсолютно непрозрачна, неизвестно, куда поступают доходы от экспорта, где используется импорт. Монетарная политика признана экспертами The Heritage Foundation и The Wall Street Journal как достаточно хорошей - 66 баллов, но наличие в Узбекистане "черного" валютного рынка, клирингового курса узбекского сума, которые выше на 30-60% официального, и псевдовалюты - "лигитимного сума", используемого на товарно-сырьевой бирже, вызывает сомнение в объективности данного рейтинга.
Так что я пока воздержусь от восхваления данного доклада. Потому что хочется реальности, а не надуманности в исследовании. Ибо узбекистанцам нужна правда, а не бред. Конструктивные решения для реформирования экономики принимаются на базе "живых" цифр.



Другие статьи в литературном дневнике: