С презрением к Репортерам!

Алишер Таксанов: литературный дневник

Я стал осторожно относится к рейтингам и исследованиям различных международных организаций по тем или иным аспектам человеческой жизнедеятельности. Потому что выявляются разночтения в позициях, несостыковку, однако тех, кто составляет подобные рейтинги или осуществляет исследования, похоже, это не смущает. Например, долго недоумевал по поводу индикаторов Рейтинга экономической свободы по странам мира за 2013 год - там одно противоречит другому, и это может увидеть любой, кто серьезно занимается экономическим анализом. Поэтому всерьез этот список воспринимать не стал.
Так же не беру всерьез ныне и противоминный мониторинг от Международной кампании по запрещению противопехотных мин. Там из года в год одно и тоже, никакой аналитики и сбора информации. Человек, который пишет о проблемах мин в Узбекистане, живет в... Молдавии, при этом не ездил ни разу в мою республику, не был на минированных участках, не встречался с людьми и НПО, госструктурами. Разве после этого можно считать данное исследование - исследованием вообще?


Сегодня взглянул на новый - Всемирный индекс свободы прессы 2012–2013 года (Worldwide Press Freedom Index 2012–2013), составленный неправительственной организацией «Репортеры без границ» (Reporters Without Borders). У меня сложилось впечатление об предвзятости и ангажированности этой структуры. Она не фиксирует нарушения там, где это может помешать позиции какой-либо страны, не ведет учет преследований журналистов, если Reporters Without Borders просто не интересна персона. Я вообще не знаю, откуда они берут сведения о преследованиях одних людей и при этом не видят судьбу и проблемы других. Далеко ходить не надо - моя собственная ситуация оказалась вне интереса "Репортеров". И при оценке Узбекистана в рейтинге меня не было в списке тех, кому было совсем не радостно от репрессивной политики Ислама Каримова.
Но все ли правда по отношению к т.н. "демократичным странам"? Когда я хотел встретится с швейцарскими газетами (в частности, в городе Винтертур) и рассказать о Международной выставке ювелирных изделий и часов в Базеле, где будет участвовать Гульнара Каримова, те почему-то отмолчались и постарались уйти с контактов. Однако Reporters Without Borders поставили высокую оценку демократичности и свободности швейцарской прессы, что, по-моему, было ложью. Швейцарская пресса - труслива и абсолютна беззуба.


Когда в 2012 году меня правительство Перу не впустило в страну под предлогом того, что я - политэмигрант и журналист, то представитель Reporters Without Borders в Цюрихе проигнорировала мое письмо, хотя мне казалось, это ее должно заинтересовать. Потому что это, наверное, - "мелочь". Но разве не в подобных мелочах начинаются проблемы для представителя любой профессии? Как те, которые оценивают свободу прессы, не хотят видеть будничные проблемы журналистов - разве это не демонстрирует их предвзятость и лицемерие? Насколько они дотошны в фактах? А может, просто равнодушны?
В любом случае, уважения у меня к Reporters Without Borders - ниже абсолютного нуля. Их рейтинги, публикации и оценки - набор туфты и бессистемных данных. Поэтому что-либо говорить по их очередному списку нет желания. Кому интересно - смотрите сами:
http://gtmarket.ru/news/2013/01/30/5334



Другие статьи в литературном дневнике: