Прошу прощения? Письмо от Хушева

Алишер Таксанов: литературный дневник

Прочитал письмо-прошение на возвращение в Узбекистан от бывшего редактора газеты "Деловой партнер" Хушева Исмата. Он пишет, что разочаровался в эмигрантской жизни в Канаде и хочет вновь обрести родину. И обращается к президенту Узбекистана Исламу Каримову простить его второй раз.
Почему второй раз? Потому что в первый раз он получил уголовный срок за неизвестные мне дела, но был прощен, ему дали свободу и должность главного редактора. Но потом он эмигрировал, хотя я не видел подоплеки его политической деятельности. Не был он оппозиционером, диссидентом, не боролся за права сограждан, не писал правду. Он и за своих сотрудников редакции практически не заступался. И как он уехал в Канаду - ума не приложу. Он такой же был политэмигрант, как я укротитель тигров. Но ладно, раз он им стал, то сам выбрал этот путь и покажи, кто ты есть, докажи, что способен на то, что тебе не давали сделать дома.
Видимо, жизнь распорядилась иначе. Она показала, что амбициозные мысли трудно поддерживать, если нет на это ни сил, ни таланта, ни понимания других. Политэмиграция - это не сахар и не туристская поездка в рай, это вынужденный выбор человека, спасающего свою жизнь и свободу. Никто никогда не утверждал, что капитализм - это счастье. Был коммунизм, но его мы профукали, променяли на товарное счастье, и теперь пожинаем плоды того размена. Но прежнее время не вернуть - видимо, таков вердикт истории. Но люди должны оставаться людьми. Мы же поменялись так разительно, что сильно стали отличаться друг от друга. Появились новые хищники нашей эпохи: менты-насильники, чиновник-коррупционер, диктатор-кровосос, мафиозник-бизнесмен, журналюга продажный, фермер-раб, мардикер-гастарбайтер... Это - явления 21 века.
Столкнувшись с тем, что Хушев никому не нужен в Канаде, он решил вернуть прежнее счастье и начать снова дома. Это тоже правильно, упрекать его за это не стоит. Наверное, это лучший выбор для всех нас. И мы тоже вернемся домой. Но тогда, когда сломаем систему и свергнем тирана. Выберем путь демократии и свободы. Однако сейчас я живу в Швейцарии и не намерен возвращаться и тем более просить пощады у диктатора. Это мой выбор - быть свободным, хотя и вдали от родины. Хотя все относительно - технологии связывают меня с ней. И я вижу, что нет улучшения жизни, нет возможности для свободы и прав человека. Мое возвращение - это путь в тюрьму, причем в прямом смысле. Пока есть тиран и клика кровососов у власти мне туда путь заказан. И я живу в новом обществе, которое меня приняло и дало возможность чувствовать себя человеком, свободным и достойным.
Только я хочу заметить, родина - это не президент Ислам Каримов!
И не созданная им модель развития по пяти принципам!
Это все-таки иное понятие. Только каждый осмысливает слово "Родина" по-своему.




Ниже привожу письмо Хушева:


" Президенту Республики Узбекистан Каримову И.А.
Председателю Службы Национальной Безопасности Республики Узбекистан Иноятову Р.Р.


Уважаемый Ислам Абуганиевич!
После покидания мной Республики Узбекистан, перенося невыносимых скитаний, сегодня обращаюсь к Вам с окровавленным сердцем и стыдливым лицом о Вашем прощении.
В свое время благодаря Вашему доверию я был назначен главным редактором соответствующих журналов и газет республики, а после, из-за своей легкомысленности и эгоизма не оправдал оказанное мне сколь высокое доверие.
Я страдающий от разлуки Родины журналист, который после снятия меня с должностей с обидой покинувший солнечную и благородную Отчизну и оказавшийся в десятки километров в дали от Родины, в холодной Канаде.


В годы проведенные в страданиях и муках в эмиграции я осознал и понял, что политика проводимая Вами является правильной.
Всё выясняется в сравнении.
Я видел воочию демократию, о котором так мечтал и убежал в ее объятия, ту демократию, которая служит тому, у кого много денег, славы и силы. Именно такая демократия существует в этих краях.
Я изучил на месте и изнутри, лицемерную, двуликую, капиталистическую систему соответствующих государств, который как кажется расцветает с наружи, а на самом деле гниет.
Наконец-то я убедился, что невозможно жить без Родины и нации.
Ради справедливости надо отметить, что в этих краях для трудящихся, которые работают с утра до вечера жизнь является благоприятной и они имеют волю и свободу. Они могут говорить все что угодно и не понести за это ответственность.
Если же волею судьбы они окажутся без работы, то сразу же выдворяются из арендуемого им жилья. Общество подбрасывает их на край неопределенности и они обречены на поглощение воронкой жизни. В этих краях улицы и площади полны палаток, которых занимают бездомные люди и они никого не интересуют.
В этих краях нет УЗБЕКОВ и УЗБЕКИСТАНА, которые бы помогли тебе в одиночестве в добром слове и оказали милосердие.
Мне не дают покоя и мучают глаза моих детей, достигающих своего совершеннолетия, которые из-за моего не взвешенного поступка тоже оказались без Родины в эмиграции; смотря в их глаза все глубже осознаю свой грех, совершивший перед ними.
Думая об этом, вспоминая чайханы, туйханы и махалли в Узбекистане боюсь, что царствующая в этих холодных краях безнадежность, безнравственность, одиночество, отсутствие милосердия в один день «пожирает» всех нас эмигрантов.
Один из моих друзей поэтов в Узбекистане в свое время за сказанное его отцом: «В жизни я совершил много ошибок, сын…», успокоительно ответил: «Ваша жизнь, прошедшая в ошибках, это не ошибка, а ошибкой была бы та жизнь, которая прошла бы без ошибок».
В свои прожитые пятьдесят лет я совершил много ошибок, и самая тяжелая и не прощаемая из них, это когда я покинул свою Родину – подался в чужбину и не ослушался тех, которые хотели мне сделать добро, направить на правильный путь.
Когда я находился в Узбекистане, журналист который мне давал много советов Сафар Остонов всегда говорил мне: «Вам было представлено много возможностей, но вы себя поставили не правильно. Ведь вы же не родились главным редактором, почему всегда должны занимать эту должность?» и посоветовал мне работать рядовым сотрудником в рядовой газете. В ответ я глупо и амбициозно сказал: «Я еще покажу некоторым правительственным чиновникам!» и эмигрировал заграницу.
Не хотел признать, что и другие люди тоже достойны работать в должности главного редактора.
Не думал я и о том, что многие из чиновников, которых я знал занимающие высокие посты из-за злоупотребления своих полномочий не только лишились из своих постов, но и свободы.
За все эти годы Вы неустанно и твердостью внедрили в Узбекистане принципы справедливости и демократии.
Положили основу новой узбекской государственности, где правит закон и народ.
Я как журналист, вместо того, чтобы служить верой Родине и Вам в достижении этих благих целей, в поисках «рая» направился к зарубежным странам. Наивно думал я, что здесь меня встретят с букетами, здесь – настоящий «рай».
Поздно понял, что в поисках «рая» я потерял настоящий «рай» – мою Родину.
Я хотел бы, что моя полная ошибок, горькая и трагическая жизнь, послужило уроком тем моим соотечественникам, которые наивно мечтают прожить легкую и беззаботную жизнь в иностранных государствах.
Мой покойный отец, который в свои молодые 19 лет участвовал во Второй мировой войне, и у которого очень рано поседели волосы, работавший простым школьным учителем в кишлаке, что на окраине Кашкадарьинской области всегда говорил мне: «Ислам Каримов именно тебе оказал доверие среди талантливых и одаренных твоих ровесников. Если ты не оправдаешь это доверие великого человека, настанет день, ты ослепнешь и окажешься без Родины!».
Тогда я не обратил внимание на эти слова моего требовательного и строго отца, думая, что он говорит это как обычный совет.
Сегодня размышляя об этом, я понял, что дальновидный и мудрый отец меня предупреждал не напрасно – он предвидел мои необузданные действия.
Я же глупо ощущал гордость от представленных мне служебных кабинетов, машин, покорных взглядов подчиненных, ощущая себя на небе, не замечая, что на самом деле творится под моими ногами.
Уважаемый Ислам Абдуганиевич!
За пределами Родины я много раз общался с бывшими соотечественниками, покинувшими веря ложным обещаниям свою Родину, большинство из них, как и я живут в горе, печали и тоски по Родине.
Мы каждый день живем в ожидании вестей от Родины-Узбекистана. Молимся Всевышнему, что вернул нас на Родину.
Я сегодня считаю настоящим счастьем и высшей мечтой жить в своей Родине даже простым извозчиком, нежели главным редактором или журналистом.
НО ПРОСТИТ ЛИ НАС РОДИНА?!
С уважением и почтением к Вам,
Исмат Хушев
Бывший гл. редактор
журналов «Хаёт ва иктисод” – «Экономика и жизнь»,
а также газет “Хамкор”- «Деловой партнёр Узбекистана».
г.Торонто, Канада
2013 г., январь."


Уважаемый Рустам Расулович!
Я журналист, который в свое время испытывал Вашу помощь.
Так, в 1997 году когда группа кашкадарьинских чиновников по приказу тогдашнего хокима области Озода Пармонова подложили в мою машину, следующую по маршруту Китоб-Мингчинор наркотическое вещество марихуана (анаша) и водворили меня в тюрьму, именно после Вашего вмешательства и указания я был освобожден.
Об этом мне рассказали сперва – Юлбарс Шералиев, после – Государственный советник Президента РУз по контролю за деятельностью правоприменительных структур Бахтиёр Гулямов.
После этого, с 1998 года я вновь начал работать в руководящих должностях.
Удивительно и то, что после Вашего разрешения и поддержки Эльёр Ганиев назначил меня Главным редактором газеты «Деловой партнер Узбекистана», учредителем которой является ведомой им министерство.
Спустя пять лет в 2003 году, почему-то он снял меня с указанной должности и назначил заместителем главного редактора. Я же не захотел работать в должности заместителя, поскольку раньше занимал высокий пост главного редактора.
С истечением некоторого времени я с обидой покинул Узбекистан и скитался по зарубежным странам, в настоящее время живу в г. Торонто государства Канада.
За истекшие годы, прожитые за рубежом, я от чистого сердца осознал, что не могу жить в чужбине без родного Узбекистана.
Исходя из вышеизложенного, я решил обратиться к Президенту Республики Узбекистан и Вам лично о моей прощении и разрешения вернуться на постоянное место жительство в мой родной Узбекистан.
Рустам Расулевич!
Прошу Вас еще раз оказать мне доверие и посодействовать в возвращении на мою Родину- Узбекистан. Я же в свою очередь, в течение всей моей жизни буду благодарен Президенту страны и Вам, и всю свою оставшуюся жизнь посвящу к преданной службе во имя процветания моего народа и Родины.
Заранее благодаря за помощь,
с уважением и почтением
Исмат Хушев,
Бывший гл. редактор
журналов «Хаёт ва иктисод” – «Экономика и жизнь»,
а также газет “Хамкор”- «Деловой партнёр Узбекистана».
г.Торонто, Канада



Другие статьи в литературном дневнике: