О много-гражданстве и пользе этого

Алишер Таксанов: литературный дневник

Хотел бы затронуть вопрос о гражданстве. Казалось бы, здесь не о чем говорить, ибо статья 10 Закона о гражданстве Республики Узбекистан" - "Непризнание за гражданином Республики Узбекистан принадлежности к гражданству иностранного государства" оговаривает: "За лицом, являющимся гражданином Республики Узбекистан, не признается принадлежность к гражданству иностранного государства".
Прямого запрета на двойное и даже тройное (поли-) гражданства не существует, просто закон отмечает, что пока человек не оформил юридически свой выход, то он остается гражданином Узбекистана. Но тут возникает множество проблем, поскольку в реальности значительное число узбекских граждан обладают паспортами других государств и пользуются всеми правами того государства. Зная о том, что при въезде в Узбекистан, они могут иметь головную боль от правоохранительных органов, поэтому оставляют всякую мысль посетить родину, ожидая смягчения правового климата и отношения к двойному гражданству. А между тем, это весьма серьезный аспект политического развития и демократизации страны.
Согласен, что в первые годы независимости Узбекистана от жителей требовалось определиться со своим статусом - к какому гражданству они относятся, и это основывалось политическими мотивами - новой стране хотелось знать численность граждан, которые должны выполнять свои обязанности и перед которыми власть обязана исполнять свои. Это нормальный процесс. Естественно, были люди, которые желали бы остаться гражданами СССР (в том числе и я, - прим.А.Т.), но действительность показывала, что это невозможно - такого государства уже не существовало, хотя до 2000-го года теоретически можно было хранить паспорт гражданина СССР, правда, со вкладышем о признании конкретного гражданства. Тогда были попытки получить в сразу два гражданства - и узбекского, и российского (украинского, казахского, азербайджанского и т.д.), да только позже эти факты вскрывались и человека ожидали серьезные проблемы, вплоть до уголовной ответственности. Но бывало так, что люди покидали республику, так и не оформив выход, поскольку преодоление бюрократических формальностей стоило немало средств, нерв и времени. Просто плевали на ситуацию, считая, мол, на новом месте это не имеет никакого значения.
Но время меняются, меняются также обстоятельства. Глобализация ставит перед странами новые задачи, в том числе и признания поли-гражданства, как фактора экономического и социального развития небольших государств. Люди с двойным гражданством становятся экономическими агентами, осуществляющими операции с валютой, материальными ценностями, инвесторами в страну, гражданами которого они являются по первому паспорту. Например, у меня есть знакомый из Африки, он говорит: "Я имею два гражданства - Франции и Конго, я работаю здесь, значительную часть средств пересылают на родину. Там уже построили две небольшие гостиницы и магазин, где работают мои родные и близкие. Иначе говоря, я своими инвестициями из Франции обеспечил работой и доходами родственников. Я свободно перемещаюсь по Европе и Африке - такое мне позволяет статус двойного гражданства".
В словах африканца немало истины. То же самое я слышал от знакомых из Перу и Доминиканской Республики. Эти государства признают двойное гражданство и пользы от этого больше, чем если бы перуанцы и доминиканцы работали в Европе в качестве неофициальных трудовых мигрантов или мигрантов с ограниченным статусом (например, не все сектора экономики им доступны, существуют ограничения). При налогообложении эти люди имеют больше льгот, так как осуществляют финансовую и материальную поддержку родных на исторической родине.
Так вот, пора признать двойное гражданство и в Узбекистане. Это позволит свободно перемещаться по родной стране и по стране второго гражданства узбекистанцам, открывать свое дело и тогда многие вопросы отпадут сами собой: конвертация валюты, сложности виз и регистрации, перемещения капитала, оформления трудовых контрактов и т.д. Иначе говоря, экономический эффект окажется значительно большим, чем доходы от бюрократической деятельности для въезда в страну. Я уже не говорю об объемах туризма, включая и ностальгические туры по Узбекистану. Конечно, возникают вопросы призыва в армию, службы в государственных структурах. Но ведь эти аспекты уже отработаны в мировой практике, например, имеющим двойное гражданство запрещено работать в полиции и органах безопасности (в Швейцарии, кстати, полного такого запрета не существует), быть депутатом парламента или работать в правительственных структурах, судебных органах. Но ведь чиновники - это ограниченный круг людей, основная масса - это обычные граждане, далекие от политики. Если они подключаться к мировому процессу миграции, займут свою нишу в другой стране, то пользу от этого получит первая страна.
А пока... Люди годами ждут документа, свидетельствующего об их выходе из узбекского гражданства, ибо в ином случае они не могут посетить Узбекистан, встретиться с родными. Да и сама процедура - это сплошная волокита. При этом, к слову, от заявителя при подаче документов требуется "мотивированное заявление на имя Президента Республики Узбекистан". То есть человек должен доказывать, что он не хочет быть гражданином Узбекистана, и чиновник потом решает, принять эту мотивацию или нет. А если он хочет остаться гражданином Узбекистана, но и при этом иметь другое гражданство?
Увы, увы, увы... Закон не гибок, поскольку не отражает сложившуюся ситуацию. И поэтому носит исключительно репрессивный характер...



Другие статьи в литературном дневнике: