Скорпионы в банке

Алишер Таксанов: литературный дневник

Твитты Гульнары Каримовы раскрывают сущность ее родственных отношений, царящих внутри семьи нравов. Складывается впечатление, что это какая-то сицилийская семья со своей криминально-хамской культурой, цинизмом в линии поведения и ненавистью не только к внешним критикам, но и членам семьи, которые стали "неудобны". Но самое главное - на сцене появляется новая фигура, которая, если так понять Гульнару, на самом деле является главарем независимого Узбекистана - это супруга президента Таьяна Акбаровна Каримова.
Ранее на слуху были другие лица: Гульнара и Лола Каримовы, сам Ислам Абдуганиевич, племянник Акбарали Абдуллаев и его мама; реже упоминали Джамшида и Петра Каримовых - племянника и сына (от первого брака), но поскольку эти люди были не публичными, не занимались теневыми операциями, не претендовали на власть, то людской интерес к ним был незначителен, за исключением журналистов и правозащитников, пытавшихся помочь попавшему в опалу и репрессии Джамшиду.
Из реплик Гульнары получается, что Татьяна контролирует семью, лично своего мужа и его руками строит будущее свои родственников. Вся мощь и политика государства увязаны в решении именно этой цели, пуская даже она нигде официально не обозначена. А если приглядеться к реалиям Узбекистана, то можно понять правдивость такой стратегической линии: вся система безопасности и правопорядка, судебные институты, экономические службы обслуживают не народ, а именно семью. Ведь ни генпрокурор, ни судьи Верховного или Конституционного судов, ни руководители СНБ или МВД не говорили, что продление первого и второго сроков Ислама Каримова на посту президента является нарушением Конституции, что третий срок, который был "подарен", это уже особая уголовная статья - узурпация власти, и что за это Каримову полагается большой тюремный срок. Никто из депутатов Олий Мажлиса не смог пояснить, почему законом о президенте Исламу Каримову не грозит любая ответственность за совершенные им действия во время исполнения президентских полномочий, и почему ему подарен особняк стоимостью в десятки миллионов долларов на территории Ташкентской власти - кто уполномочил парламент делать такие подарки, распоряжаться государственной собственностью? Ни Минфин, ни хокимият г.Ташкента не объяснил, для чего циклопический Дворец Международных форумов и суперстадион "Бунедкор", когда стране не хватает нормальных больниц и школ, хороших автодорог и стабильно функционирующей жилищно-коммунальной системы - почему бессмысленно тратятся государственные ресурсы? Почему дочери президента получили такие высшие посты, звания, не проявив при этом каких-то талантов, не пройдя соответствующий карьерный путь? Есть много вопросов к президенту и его министрам, начиная от проблем конвертации валюты, заканчивая цензурой в СМИ и т.д., но никто из них не станет отвечать на них, поскольку тогда придется признать, что на самом деле "узбекская модель развития" - это миф, раздутый до уровня государственной идеологии, и для поддержания которой среди населения используются средства репрессии и демагогии.
Было ясно, что и Лола, и Гульнара - это "прицессы" коррупции, их богатства за счет грабежа и хищений государственных ресурсов, они построили теневые потоки финансов и материальных активов для личного обогащения, и только в этом проявился их "талант". Фирмы, бутики, заводы, рестораны и прочее - это всего лишь точки легализации таких неофициальных средств, механизмы, позволяющие их формировать в абсолютном значении. А вот при помощи различных банковских структур, Министерств внешних экономических связей, иностранных дел, свободных экономических зон такие активы вывозятся за рубеж и припрятываются от лишних глаз на основании схем, разработанных в СНБ. Глава этого секретного ведомства Рустам Иноятов - не враг Каримова, он его союзник, поскольку президент дал ему возможность нелегально обогащаться, но при этом взяв с него обещание постоянно защищать и оберегать его самого и семью. "Наезды" на Гульнару со стороны силовых структур - это вынужденная игра, чтобы спасти те ресурсы, что уже заморожены в европейских банках в рамках уголовного расследования. Но сама "принцесса" с этим не согласна и поэтому показывает свой характер, строптивость, на этом зарабатывая политические дивиденды. Некоторые эксперты полагают, что таким образом она претендует на высшую должность в государстве, но это не так. Подобными способами не склонишь к себе электорат, а также тех, кто обеспечивает победу на выборах - чиновники, партии и СМИ.Гульнара уже продемонстрировала склонность к коррупции - об этом свидетельствуют факты расследований и разоблачений. Она пыталась создать благосклонность к своей персоне за счет фондов, которыми руководит, но сейчас всем ясно, что средства этих фондов создавались от государственного бюджета, при этом урезывались важнейшие статьи расходов. Иначе говоря, Фонд "Форум культуры и искусств Узбекистана" был неким симбиозом неправительственной организации и государственного учреждения, монстром, вобравшим в себя функции и полномочия Минкультуры, Министерства иностранных дел, Минфина, МВЭСИТ и многих других. Естественно, быть "справедливой" и "доброжелательной" за счет других, за счет обдирания страны очень легко, но ведь Гульнара ничего не инвестировала из того, что было награблено ею. Вы думаете, что те замороженные 800 млн. евро - это планировалось инвестировать в социальные проекты в Узбекистане? Или Лола Тилляева-Каримова хотела сделать что-то доброе, перераспределив доходы от теневой структуры "Абу Сахий", на которой зарабатывались миллиарды долларов? Конечно, нет. У дочерей и родственников мышление главного "пахана" Ислама Каримова, обычного "дынного воришки", просто получившего "дыни" в масштабе государственного "базара" - всей страны.
Теперь выясняется, что всем руководила мама дочерей и супруга президента - Татьяна. В течение двадцати лет строила она империю своего мужа, его руками осуществляла все эти незаконные сделки и операции. Она умела быть в "тени", ей подчинялись силовые структуры, она находила точки соприкосновения интересов кланов и чиновников, умела поощрять одних и устранять других, расчищая путь к богатству и благополучию. На этом пути она не жалела родственников, которые, по ее мнению, были барьерами или мешали ее планам. Такими оказались братья и сестры Ислама Каримова, его единственный сын Петр, бывшая супруга Наталья Петровна Кучми, жившие в скромном формате и небогатой обстановке. Единственное, что не рассчитала Татьяна Акбаровна - это межсемейная разборка, вышедшая за пределы узкого круга и ставшая достоянием всей мировой общественности. Неприязнь сестер друг к другу не мешала раньше Лоле и Гульнаре создавать свои "империи", но страсть старшей дочери к публичности, разврату и гламурной жизни сформировали неприглядное отношение людей к всей семьей. Более того, она сделала немало роковых ошибок в отлаженном коррупционном механизме и привлекла ненужное внимание правоохранительных органов к огромному состоянию семьи узбекского президента. Безоблачное будущее оказалось на грани распада. И если прав политолог Усман Хакназаров, проект "Спасение в Аргентине" (согласно которому семья Каримовых планировала скрыться от преследования в Аргентине), разработанный, скорее всего, супругой Ислама Абдуганиевича, теперь трудно реализовать.
Ныне наблюдается борьба не между Гульнарой Каримовой и Рустамом Иноятовым/Рустамом Азимовым, как представителями столичного клана, а между дочерью президента и супругой президента. Татьяна Акбаровна использует мощь государства, чтобы выправить положение, и это понимают все кланы, рискующие потерять свои капиталы из-за действий Гульнары, но этого уже не хочет сама Гульнара,в одночасье потерявшее влияние, силу и авторитет в стране. Лишь узкая прослойка сторонников Гугуши, в свое время присосавшихся к "ручью благополучия" через фонды, стараются поддержать свою благодетельницу, хотя не имеют для этого ни политических ресурсов, ни финансовых возможностей, лишь голос в Интернете. Однако такая крысиная возня позволяет на время скрыть от внимания некоторых фигурантов уголовного дела, например, Мирадила Джалалова (фирма "Зеромакс"), Гаяне Авакян (фирма Takilant Ltd), Бекзод Ахмедов (компания "Уздунробита") и др., которые могут быть свидетелями криминальных деяний Гульнары Каримовой и членов ее семьи. Сейчас перед президентом стоит задача: вывести из под удара международных правоохранительных органов свою семью и защитить (частично вернуть) капиталы, схороненные за границей для будущей жизни потомков Каримовых. Вопросы власти Каримов уже не рассматривает, так как осознает, что биологическая смерть может последовать быстрее, чем политическая, а за ней его семью ожидает далеко не "великое будущее", а обычные тюремные нары. Только Гульнара никак это не хочет осознать...



Другие статьи в литературном дневнике: