Не выходить за красные флажки

Алишер Таксанов: литературный дневник

Сегодня был арестован хоким Зааминского района (Джизакская область) Ускан Азимов, представитель Самаркандско-Джизакского клана. Арест производила СНБ, которая, как известно, контролируется ташкентцами. Межклановая борьба продолжается на фоне политических игр вокруг не менее одиозной фигуры - Гульнары Каримовой. Но что может объединять казалось бы двух разных людей - главу местной администрации в одной из провинций республики - фактически мелкая сошка! - и дочь президента, дипломата и дизайнера, имя которой известно многим?
Да все одно обстоятельство - коррупция. Несмотря на то, что они заняты в совершенно разных областях, профессионально их интересы не перекликаются, однако и тот, и другой являются механизмами реализации теневых отношений, их карьера и благополучие строится лишь на незаконных операциях и злоупотреблениях. У.Азимов осуществлял коррупционные схемы не только в пользу вышестоящих персон, что было вполне рядовым и "правильным" в данной иерархии взаимоотношений, но и для себя, причем, что, скорее всего ближе к истине, преуспел в этом больше, чем в первом. И вызвал определенный гнев, потому что продемонстрировал отход от правил, выход за "красные флажки". То есть это было несанкционированное сверхсамообогащение, больше, чем позволялось чиновнику такого ранга.
У Гульнары, не смотря на иной круг общения и сферы, тот же самый почерк". Ей было поручено осуществлять безопасность вывозимых семьей президента капиталов, не высвечиваться, а та, наоборот, распустила хвост павлином, мол, сама не глупа, могу и самостоятельно вершить подобные дела и в итоге прогорела на теневой сделке с "ТелиаСорнера". Причем попалась глупо, смешно, примитивно. Было сразу видно, что данная операция не прорабатывалась в недрах спецслужб, поэтому как нефтяное пятно всплыло на поверхность. Такое не увидеть было невозможно.
Хоким У.Азимов тоже перешел границы и попался на глупости. Впрочем, система, в которой работает У.Азимов и Г.Каримова, поощряет коррупцию, позволяет каждому обогащаться за счет нелегальных действий и злоупотребления властью, но при этом ничто не должно ломать или тревожить стабильность этой системы. В ином случае включаются механизмы противовесов. Такими механизмы в Узбекистане являются карательно-репрессивные органы, работающие в тандеме с кланами. Пока Ислам Каримов сохранял интересы кланов и чиновников, он сохранял свою власть и позволялось многое его дочерям. Как только отпрыски перешагнули черту, то вызвали определенную реакцию. Закрытие радиоканалов и телестудий, имеющих отношение к "узбекской принцессе", лишение ее дипломатической должности, проверка магазинов и Фонда "Форум культуры и искусства Узбекистана" - это, с одной стороны, способ выявить "неучтенную" прибыль Гульнары, то есть то, что прошло мимо кланов и ее отца, во-вторых, поставить на место капризную гламурную даму, которая своими действиями потянула цепь событий против других региональных элит.
Следует отметить, эта система латентна, скрытна для посторонних, в нее подключены лишь те, кому доверяют власть. Декорацией их защиты являются абсолютно нефункциональные институты, такие, как СМИ, парламент, партии, общественные движения, которые формально демонстрируют контроль над исполнительной властью, но фактически не обладают никакими полномочиями и возможностями, и за двадцатилетний период не сумели проявить так, как должны по "природе". Иначе говоря, псевдодемократия является основой для формирования коррупционного пространства в Узбекистане. Угрозой для тенекратов являются те лица, ведущие борьбу с ними и их системой - правозащитники, независимые журналисты, оппозиционные партии, диссиденты и - что более серьезно и опасно для всех! - религиозные фанатики. Вот последние способны на вооруженную борьбу и для них, как и для режима Каримова, существует одно правило: цель оправдывает средства. Для лицемерия чужая жизнь - ничто.
Все - это деньги и власть!



Другие статьи в литературном дневнике: