Дипломаты ничем не помогут гастарбайтерам

Алишер Таксанов: литературный дневник

На сайте "Фергананьюс" было опубликовано обращение Председателя общероссийского движения «Ёшлар» Махсуда Абдужаббарова к президенту Узбекистана Исламу Каримову с просьбой дать оценку деятельности посольства Узбекистана в России и исправить ситуацию, связанную с защитой трудовых мигрантов. По мнению автора обращения, дипломатическая миссия ничего не делает для узбекистанцев, попавших в сложные обстоятельства по различным, порой не зависящим от них причинам.
Я понимаю М.Абдужаббарова, однако вынужден его огорчить - посольство прекрасно знает о ситуации с узбекскими гастарбайтерами, более того, готовит немало аналитических материалов и докладных записок для МИДа, только никаких реальных шагов для их помощи или поддержки не предпримет. Это связано с многими обстоятельствами. Дело в том, что с середины 1990-х годов штат внешнеполитического ведомства укреплялся за счет специалистов иного "профиля", точнее - Службы национальной безопасности, перед которыми ставили совершенно иные задачи. Это, естественно, шпионаж и работа с агентами под прикрытием дипломатической "крыши" и, что особенно важно, проведение контропераций против узбекской оппозиции, осевшей в различных странах. Иначе говоря, дипломаты занимались поиском и отловом лиц, проявлявших недовольство Исламом Каримовым и его режимом, и меньше всего привлекались для реализации сугубо дипломатических задач. Был соответствующее распоряжение президента, что МИД, Министерство внешних экономических связей, отделы в министерствах и ведомствах, курирующие внешние связи, а также зарубежные миссии на 30% должны комплектоваться за счет кадровых работников спецслужб. Поэтому не удивительно, что внешнеполитическом ведомстве в руководящем составе были "рыцари плаща и кинжала" - Абдулазиз Камилов, Анвар Салихбаев, Эльяр Ганиев, Владимир Норов, Абдрахим Ходжаев, Рустам Тухтабаев и многие другие. В различные управления МИДа на короткое время приходили сотрудники СНБ, чтобы пройти "стажировку", поле чего они уезжали на задание в страны Азии, Европы, СНГ, Америки на должностях первых и вторых секретарей, консулов. Обычные, "гражданские" дипломаты годами ждали своей очереди для работы за рубежом.
В посольстве Узбекистана в Москве такими делами занимался советник по безопасности Анвар Бердыев, полковник СНБ. Именно он вербовал среди выходцев из Узбекистана людей, которые могли поставлять информацию об узбекских граждан и узбекской диаспоре в России, и при помощи таких агентов осуществлять поиск "врагов народа". При мне был случай, когда трех каких-то оппозиционеров, минуя официальные схемы задержания и экстрадиции, доставляли прямо на борт узбекского лайнера в аэропорту "Домодедово" - это было в 1997 году. Естественно, российские правоохранительные органы были в курсе, но их устраивало это, ибо они совсем не желали иметь на своей территории каких-то политических оппонентов Ислама Каримова, более того, такой лояльностью пытались привлечь к интеграционным процессам в СНГ правительство Узбекистана. Для выполнения подобных операций у А.Бердыева было не только оружие, но и соответствующий штат контрразведчиков.
Позже, подобные функции частично перешли консулу Юрию Кутбитдинову, тоже полковнику СНБ. Не знаю, делал ли он чего-либо подобное, однако от своей миссии консула не отходил. Другое дело, в те годы не существовало массового оттока трудовых мигрантов из Узбекистана, и консульский аппарат занимался выдачей виз и легализацией документов, приемом документов на отказ от гражданства и т.д. Тогда в штате был консул, второй и третий секретарь, ведущий сотрудник (не дипломат), выполнявший технические задания. Конечно, ныне такому количеству сотрудников не осилить тот объем проблем, который связан с трудовой миграцией. Ежедневно по всей России происходят различные происшествия, где присутствуют узбекистанцы, только консульские работники ни физически, ни финансово не в состоянии отслеживать за ними, выполнять какие-то необходимые операции. Более того, для защиты граждан нужны дипломаты, имеющие не просто юридическое образование, но и практику работы в качестве адвокатов, тогда как набирают юристов с репрессивным уклоном - военных разведчиков, милиционеров, прокуроров, которые ментально уже не способны обеспечить защиту, а заранее принимают сторону обвинения.
Другие дипломаты - это аналитики, у них нет опыта работы в том направлении. Они изучают и готовят материалы по своим узким сегментам - экономика, внутренняя политика, культура. Дипломаты носят больше представительские функции, организуют праздничные тусовки и обеспечивают работу прибывших в страну правительственных делегаций. В консульские аспекты они не суются и вряд ли чем-то могут помочь. Более того, насколько я помню, был соответствующий приказ министра Абдулазиза Камилова о запрете встреч рядовых дипломатов с соотечественниками в целях избежания провокации и затягивания в какие-то подпольные антиправительственные мероприятия. Точно такое же касалось и запрета на несанкционированный контакт с местными жителями и иностранцами. Само собой разумеется, в таких условиях сотрудники дипмиссии ограничены в своих возможностях.
Необходимо усвоить и еще один контекст, связанный с политической предпосылкой игнорирования проблем мигрантов: недавно Ислам Каримов назвал всех гастарбайтеров "дангаслар" - "лентяями", и, безусловно, дипломаты не собираются помогать тем, кто, по мнению президента, бежит за "длинным рублем" и не желает работать за гроши на родине. Чтобы изменить ситуацию, правительство должно принять соответствующую программу и поручить ее выполнять МИДу и другим структурам, подготовить для этого специалистов. Но между тем, Ислам Каримов не желает признавать эту проблему, ведь тогда придется признать несостоятельность его реформ, призрачность создаваемых рабочих мест в Узбекистане. И признать то, что именно денежные переводы гастарбайтеров фактически удерживают национальную экономику от коллапса.
Недавно на должность первого заместителя министра иностранных дел назначили Жавлона Вахабова, до этого занимавшего должность директора Института стратегических и межрегиональных исследований. Это закрытое ведомство под управлением СНБ, где аналитики готовят материалы для чиновников высшего звена материалы по реальной ситуации в стране и за рубежом. Само собой разумеется, в руководстве института - исключительно люди, имеющие "особую" подготовку. Скорее всего, в связи с проблемами семьи Каримовых, Ж.Вахабов будет предпринимать меры по защите капиталов президента и обеспечения безопасности дочерям в последующие годы, которые уже трудно спрогнозировать. В этом смысле, гастарбайтеры отходят вообще на последний план деятельности МИДа.



Другие статьи в литературном дневнике: