Моя точка зрения на праздник

Алишер Таксанов: литературный дневник

Я согласен со следующей фразой Ислама Каримова, высказанная им на площади Мустакиллик в Ташкенте 9 мая: "В нашей стране нет ни одной семьи, которую не опалило бы пламя тех суровых лет".
Действительно, война не прошла стороной мимо узбекистанских семей. Мой дед Хайдар Джураев, старший лейтенант, погиб в 1943 году под Сталинградом. В то время учитель школы в далеком поселке в Бухарской (ныне Навоийской) области. Командир части, где он служил, написал моей бабушке, как погиб ее муж, но та не умела читать по-русски, не поняла ничего и отложила письмо. Лишь какая-то соседка спустя много времени прочитала и воскликнула: "О боже! Это похоронка!" Так бабушка узнала о гибели своего супруга. Само письмо сожрали крысы. Так что ничего из фронтового времени не дошло: ни награды, ни обстоятельства гибели, ни свидетельство о смерти. Лишь известно, что его имя выгравировано где-то в Сталинградской стелле и на площади Мустакиллик в Ташкенте в числе тех узбекистанцев, кто не вернулся с фронта.
Я пытался через архивный фонд при Министерстве обороны России получить сведения о деде, отправлял туда два раза письма, но не получил не только никакой информации, но и ответа. Меня просто проигнорировали, хотя Фонд, типа, говорит: "Никто не забыт, ничто не забыто" - это обман! На своем собственном примере убедился, что россиянам нет дела до тех, кто из других республик сражался на полях войны в России.
Но это на совести россиян. Особенно учитывая тот факт, что в самой России расцветает махровый национализм и фашизм, а представителей иных народностей называют "чурка", "чучмек", "хохол", "черножопый", "узкоглазый", "хачик" и т.д. 70 лет назад никто не посмел бы так сказать тому, с кем плечом к плечу воевал против "коричневой чумы". Теперь эта "чума" в головах многих жителей не только России, но и других стран, увы.


Но вернусь к Узбекистану. Далее президент произнес: "...16 лет назад 9 мая мы объявили Днем памяти и почестей, и сегодня сама жизнь еще раз подтверждает, насколько верным было это решение".
Я не знаю, почему Ислам Каримов говорит о себе во множественном лице - "мы". Потому что это решение он принимал единолично. Во всяком случае, я не помню никакого референдума на сей счет, и публичного мнения народа или парламента. 9 Мая - это день Победы. Конкретной победы в конкретной войне. Это победа в Великой Отечественной войне, а не во Второй Мировой, которая, как известно, закончилась на полгода позже. Мой дед погиб именно в Отечественной войне, и 9 Мая - это его праздник! И когда я говорю: "С Днем Победы", я подразумеваю именно это, а не День Памяти и Почестей, что в моем сознание отсекает часть того события. Мы радуемся Победе! Мы помним всех, кто воевал и трудился для фронта! Мы чтим ветеранов войны и труда! Мы скорбим по погибшим воинам, по семьям, утративших часть своих членов, по замученным и уничтоженным мирным жителям! И подмена понятий - это попытка уйти от прошлого, и на базе своих личных идей создать нечто новое, уникальное. К счастью, не все позитивно восприняли данное решение.
Поэтому я не понимаю фразу "и сегодня сама жизнь еще раз подтверждает, насколько верным было это решение". Кому эта жизнь подтвердила? Когда подтвердила? Почему И.Каримов уверен, что жизнь подтвердила верность им же принятого решения - где тому факты и аргументы? Речь президента весьма туманна и не серьезна по сути. Получается, он сам себя похвалил за свои дела, ибо Жизнь в Узбекистане - это лично он, Ислам Каримов.


Да, чуть не забыл. Год назад участники программы "Шут ми" на сайте "Узньюс" начали дискуссию о том, нужен ли нам праздник Победы? Для меня была кощунственной не только постановка вопроса, но и само обсуждение, какие там приводились аргументы. Однако спорить не стал, считая, пускай каждый живет своими идеалами и мировоззрением. Может, таков мир политического плюрализма. Для кого-то - это сталинская воля к победе с репрессиями, ссылками, расстрелами, концлагерями, а для меня - это подвиг моего деда Хайдара Джураева, который защищал свою семью, Узбекистан и СССР. Для меня этого факта достаточно.



Другие статьи в литературном дневнике: