Зачем нам диктатор?

Алишер Таксанов: литературный дневник

Заявление Ислама Каримова о своем желании работать и дальше президентом Узбекистана, высказанное им 15 мая на конференции в Самарканде, следует воспринимать как сигнал обществу и иностранным державам, что никакой смены власти не произойдет и после выборов 2015 года. Иначе говоря, высший государственный пост не перейдет другому ни в рамках т.н. модели «преемник», как имело место в России в 2000 году, ни в результате политической борьбы между кандидатами от партий и движений, что должно иметь место в демократическом пространстве.
Из этого вытекает следующее:
Прежде всего, Узбекистан остается авторитарной страной, в которой нормативные акты всех уровней остаются второстепенным фактором государственного управления. Ведь в течении четверти века Ислам Каримов лишь прикрывался «законами», подстроенных под него, но при этом сам никогда не соблюдал их. Ведь Конституция не предусматривает возможности пролонгирования первого и второго сроков в рамках референдумов или решения парламента, хотя в реалии такие псевдомеханизмы были запущены в 1995 и 2002 годах. Более того, внесение дополнений или изменений в Основной закон не означает автоматически его обновления, и этим самым подводя базу под «обнуление» предыдущих сроков Ислама Каримова, однако президент без каких-либо пояснений и «законных» оснований выдвинулся и был избран в третий раз подряд. Иначе говоря, извороты такого характера свидетельствуют об узурпации власти действующим президентом и нежелании подпускать других к высшему посту из-за опасения потом предстать перед правосудием за все совершенные преступления. А нужно отметить, что за 25 лет их совершенно предостаточно, чтобы получить пожизненный срок – это и коррупция, и расстрел андижанцев, и репрессии против оппозиции, и захват власти и многое другое.
Второй момент, в системе государственной власти нет других персон, которому Ислам Каримов мог бы доверять и которые, в свою очередь, способны обеспечить гарантии безопасности семье президента в случае передачи власти. Азербайджанская модель не имеет основ для реализации в Узбекистане, так как сын Ислама Каримова – Петр – далек от политики и не интересуется узбекскими реалиями, живя в Москве, а дочери Гульнара и Лола погрязли в коррупции, оскандалились коррупционными делами в Европе, что вряд ли получат поддержку как внутри республики, так и за рубежом. Другие же лица, из числа чиновников, представителей кланов, в борьбе за ресурсы и в рамках внутриполитических игр могут в любой момент отказаться от взятых обязательств перед Исламом Каримовым. Поэтому у него нет никакой альтернативы, как остаться на посту главы государства и после 2015 года. Скорее всего, страну ожидает туркменская модель, когда к власти придет человек из окружения Ислама Каримова после его биологической смерти, и тогда уже он начнет реформы под себя. Нельзя исключать и чилийского варианта – военного переворота, и страной будет управлять хунта из числа сотрудников СНБ и МВД.
Третье, как ни странно, удержание власти И.Кармовым выгодно и внутренней элите, и крупным мировым игрокам. Кланы и коррумпированные чиновники, которые поддержали его после скандалов Гульнары Каримовой в Европе и позволили ему сохранить «лицо», в ответ получили доступ к экономическим активам страны и теперь более активно и интенсивно занимаются их хищением, скрываясь под «тенью» президента, и отводя от себя какие-либо удары и угрозы. Под аресты в обвинениях в злоупотреблении службным положением попадают те, кто вышел за рамки «дозволенного» или уже не вписывается в коррупционные схемы, в нынешнем положении они – уже отработанный «материал», требующий замены. К тому же, это еще одна политическая игра, подтверждающая идею, что, якобы, правительство борется с коррупцией и имеет определенные успехи. Все это может быть представленно международным структурам как факт для возвращения «замороженных» европейскими странами средств, имеющих отношение к Гульнаре Каримовой.
И США, и Россия, и Китай пока устраивает персона Ислама Каримова, который, хотя и ведет двойную/ тройную игру, однако удовлетворяет внешнеполитические запросы этих государств: содействие военной операции в Афганистане с территории Узбекистана и транзит вывозимой армейской техники, доступ к минеральным ресурсам республики, столь необходимой для экономики мировых лидеров, поддержка правительством И.Каримова тех или иных стран в различных международных структрах – ООН, ШОС, СНГ и т.д. Узбекский президент фактически ложится под тех и этих, желая сохранить свои личные позиции, но мало в реалии заботясь об интересах народа и государства.
В четвертых, пока не разрешится скандал с Гульнарой Каримовой и прекратиться охота за капиталами семьи Каримовых, Ислам Абдуганиевич не может рисковать, передавая власть другому. К тому же, он остается пока тем, кто регулирует интересы кланов, не позволяя им вступить в более ожесточенные схватки, и этим самым удерживая страну от гражданской войны, хотя в реалии своими реформами и кадровыми перестановками он создал условия для социального взрыва.
Нужно отметить, что заявление И.Каримова совпало с открытием представительства НАТО в Ташкенте – это явно свидетельство благосконности США и европейских государств к действующему президенту. Сработал принцип: «Сомоса, конечно, сукин сын, но это наш сукин сын». В борьбе за богатые ресурсы Центральной Азии эти государства готовы поддерживать и полудемократические и деспотические режимы, особенно те, которые играют по правилам мировых держав. Во время украинского кризиса США ищут больше союзников из числа тех, кто раньше был саттелитом и партнером Москвы, этим самым уязвляя самолюбие и ослабляя интересы России. Арест в Ташкенте президента Западно-Уральского машиностроительного концерна (ЗУМК) Александра Поздеева является намеком на то, что Узбекистан все дальше отдаляется от бывшего «старшего брата» и вряд ли Москве стоит и дальше надеятся на какую-либо поддержку – Ислам Каримов вернулся под лоны Запада.
Кстати, на конференции «Историческое наследие ученых и мыслителей средневекового Востока, его роль и значение для современной цивилизации» Ислам Каримов приводил в качестве доказательства эффективности его реформ данные из отчета Всемирной организацией интеллектуальной собственности и одной из ведущих международных бизнес-школ «ИНСЕАД» за 2012 год: «...по уровню развития человеческого капитала Узбекистан занял пока 53-е место среди 141 страны мира, а по уровню развития системы образования, в том числе доле средств, выделяемых на образовательные цели, организаторы исследования поместили нашу страну на 5-е место в мире».
Однако узбекский президент не привел другие индикаторы данного исследования, в которых видна обратная сторона этих реформ, и узбекскому народу следует призадуматься и решить, а нужен ли нам такой президент, фактически являющийся диктатором?



Другие статьи в литературном дневнике: